В Москве открылась выставка братьев Гроот


1 июня в Хлебном доме Государственного музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Братья Гроот: портретист и зверописец. Немецкие художники при Российском дворе». Это первая персональная экспозиция живописцев из Штутгарта, служивших при царском дворе во времена Елизаветы Петровны и княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II.

Георг Христоф Гроот прославился своими небольшими «портретами-картинами» в стиле рококо. Приехав в Россию, он почти сразу был принят при дворе. Наряду с парадными портретами придворных особ Гроот-старший писал и картины, не предназначенные для всеобщего обозрения. Одна из таких работ, представленных экспозиции, – небольшой портрет обнаженной императрицы Елизаветы Петровны в образе древнеримской богини Флоры. Для того, чтобы его увидеть, посетители должны приоткрыть шторки.

«В XVIII веке было невозможно себе представить изображение обнаженного русской императрицы», – рассказывает куратор проекта, доктор искусствоведения Людмила Маркина. – «Мы думаем, что эта работа в роскошной серебряной раме, написанная на медной доске, находилась в личных покоях Елизаветы Петровны, и не каждый мог ее увидеть. Существует даже легенда, что картина была скрыта ширмой, и когда императрица хотела, то показывала себя только избранному кругу. Поэтому и в нашей экспозиции сделали точно так же».

На выставке демонстрируется и самый первый портрет юной Великой княгини Екатерины Алексеевны, на котором будущая великая императрица изображена на коне. Во время приезда молодая княгиня заболела. «Я страшно похудела, все черты лица моего вытянулись», – так впоследствии вспоминает об этом периоде императрица. И это отражено в миниатюрном портрете Гроота. По словам Людмилы Маркиной, в то время Екатерина еще не была такой придирчивой моделью, и художнику удалось изобразить ее очень точно.

Интересен также двойной свадебный портрет Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны – это очень редкое изображение. Уже после смерти художника в своих воспоминаниях Екатерина II описывает любопытный факт, связанный с придворным портретистом. Известно, что у молодой княгини и будущего Петра III долгое время не было наследника, что вызывало беспокойство двора и недовольство императрицы Елизаветы Петровны. Тогда одна из фрейлин «проявила заботу» и нашла для Петра Федоровича молодую, хорошенькую немку, вдову живописца Гроота, которая обучала его искусству любви.

Не менее примечательная судьба младшего брата художника Иоганна Фридриха Гроота. Он стал первым официально признанным русским анималистом (или «зверописцем»). Кстати, слово «зверописец» происходит от немецкого «Tiermaler».

Художник был приглашен в Россию по рекомендации брата, чтобы украсить картинами охотничий павильон, задуманный Елизаветой Петровной. Русских мастеров такого жанра в те времена не было.

В своих полотнах Гроот-младший в тончайших деталях передавал повадки домашних и диких животных. Над каждой картиной художник работал подолгу, наблюдая за животными в природе и зарисовывая их с натуры в мастерской. Для этого ему предоставляли пойманных на охоте птиц и зверей.

Любопытно, что животные в картинах Гроота приобретают человеческие черты. По мнению Людмилы Маркиной, художник понял, что нравится русской публике, потому что в русском фольклоре зверей часто одушевляли.

Иоган Фридрих Гроот был руководителем класса «зверей и птиц» Императорской Академии художеств и воспитал не одно поколение русских художников-анималистов. Обрусев, он взял имя Иван Федорович.

Долгое время имена братьев Гроот были забыты — их полотна экспонировались в числе прочих, о художниках мало писали и говорили. На выставке в музее «Царицыно», посвященной 300-летию младшего из братьев, впервые собрано максимально полное художественное наследие Гроотов — более 60 живописных произведений из Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Царского села, Петергофа, Гатчины, а также музеев Нижнего Новгорода и частных собраний.

Выставка будет открыта до 17 сентября 2017 года!

Рубрики: Мероприятия