О бывшем военном летчике Рудольфе Лигновском


Эта статья об удивительном человеке. Рудольф Лигновский – бывший военный летчик. В 1987 году, когда ему исполнилось 34 года, он, дослужившись до майора, по болезни вышел на пенсию и поселился в Калуге. Стал работать референтом общества «Знание». Потом был заместителем директора Калужского института социологии (КаИС), пресс-секретарем городского головы, заместителем директора Калужского хлебокомбината. И даже успел поработать политическим технологом. В день Петра и Павла, 12 июля 2015 года его не стало…

Рудольф родился в 1952 году в Челябинской области в трудовом лагере для советских немцев. Его отец – Иван Яковлевич Лигновский, поволжский уроженец – по причине национальности оказался на долгие годы за колючей проволокой. Мама – Александра Николаевна – была уральской казачкой. Влюбившись в заключенного, она добровольно стала делить со своим мужем все тяготы лагерной жизни. Вначале родилась Валентина, потом Лидия. Рудольф был третьим ребенком в семье. Еще в грудном возрасте вместе со всей семьей мальчик оказался в Каргале. Туда их решили перебросить с Урала.

Кстати, оба деда Рудольфа были репрессированы на рубеже 20-30 гг. Дед по немецкой линии – за то, что был банкиром. Дед по русской линии – за то, что был белоказаком. Впоследствии оба деда были официально реабилитированы. Рудольф показывал эти документы. Запомнилась строчка «Причина смерти – расстрел»…

На самом деле фамилия немецких предков – фон Лигниц. Приставка «фон» обозначает статус барона. «Славянизация» фамилии произошла, когда из Гамбурга еще в 17-м веке предки переехали в Австрию. Один из пращуров служил при дворе австро-венгерских императоров. Ему было, в частности, доверено сопровождать семейство Мацартов в гастролях по Европе. В немецкой линии есть также род Гам. Именно эти предки основали город Гамбург.

До шести лет Рудик не видел никаких других пейзажей кроме пыльных улиц между бараками и вышек с пулеметчиками по периметру. В 1958 году их лагерь расформировали и, с поражением в правах, Лигновских выпустили на свободу. Они так и остались в Казахстане. Старшая сестра и по сей день живет в Алма-Ате. Она известный политолог, профессор.

А Рудольф мечтал о небе. В десятом классе он спросил у знакомого летчика: «Какие самолеты летают выше всех и быстрее?». «Самолеты ПВО», – был ответ. И после школы он поступает в Армавирское летное военное училище. Это был самый первый набор. Рудольф сдал экзамены, прошел все медицинские тесты. Видимо, это и заставило приемную комиссию приподзакрыть глаза на этническую принадлежность его отца. Уже будучи в Калуге Рудольф вступил в общество русских немцев «Видергебуртстаг» («Возрождение»). Одно время он подумывал уехать вслед за родителями в Германию. В 1996 году за советом поехал в Оптину пустынь к отцу Илию. На вопрос Рудольфа «Стоит ли мне ехать за границу?» старец ответил: «У Бога границ нет». Рудольф решил остаться на Родине.

Получив лейтенантские погоны, Рудольф сразу же назначается летчиком-инструктором. Вначале он служил в Азербайджане, потом в Киргизии. Ему доверяли обучать иностранных курсантов: соколов Саддама Хусейна, воздушную гвардию Муаммара Каддафи, ребят из Эфиопии, Вьетнама, Кубы…. Мало кто знает, но помимо повышения нашего престижа в мире, обучение иностранных летчиков приносило нашей Родине сотни миллионов долларов дохода.

…Язва желудка поставила крест на летной карьере. Рудольф отнесся к этому философски. «У меня начинается новый этап в жизни», – говорил он.

Для нового этапа своей жизни Рудольф выбрал Калугу. С работой он определился быстро – общество «Знание». Однако, нужно было решить еще одну задачу – найти новых друзей. Поскольку Рудольф увлекался социологией, он просто пришел на почту и спросил: «Кто в Калуге выписывает журнал «Вопросы социологии»? Оказалось, что помимо него еще три человека – Андрей Кириллович Зайцев, Юрий Абрамович Барклянский и Головков (ред.: имя и отчество автору статьи не известны). Именно эти люди в 1990 году позовут Рудольфа в КаИС. Рудольф также искал своих единомышленников по статьям в калужских газетах. Если автор интриговал его своими текстами, то Рудольф с ним связывался.

В обществе «Знание» Рудольф в 1988 году создал устный журнал «Молодость». Тогда на волне гласности под любую известную личность можно было собирать огромные залы. Рудольф приглашал таких людей, одно имя которых уже возбуждало интерес. Бывший председатель КНБ СССР Семичастный, композитор Гладков, Элла Панфилова, Шохин, известные артисты и еще много других лиц и до сих пор остающихся на слуху. Все они после первого же разговора с Рудольфом с радостью ехали в Калугу.
Рудольф обладал редкой харизмой. В любой среде сразу же признавался его авторитет. Он всех спонсировал какой-то мощной и веселой энергией. И мужчин и женщин, и взрослых и детей, и русских и иностранцев.

В КаИСе в 1990 году прошел первый международный семинар консультантов по управлению. За организацию его отвечал Рудольф. Участники приехали из Голландии, Бельгии, Израиля, Великобритании, ЮАР… Все остались в полном восторге от мероприятия и русского гостеприимства. После этого началось многолетнее сотрудничество КаИС с зарубежными консалтинговыми компаниями.

Второй этап жизни закончился в середине нулевых, когда Рудольф все чаще стал болеть. Третий оказался последним…

В дом Рудольфа можно было придти в любое время. Он так искренне радовался! Разговор почти сразу же переходил на философские темы. По ходу Рудольф изобретал целые теории. Щедро цитировал любимых им Михаила Булгакова и Владимира Высоцкого. Очень точно давал полезные житейские советы.

Он мог бы стать русским Антуаном де сент Экзюпери. Добрый, как всегда все понимающий и немного грустный. Мы все без Рудольфа были бы другими. Он нас брал за руку и тянул вверх. В небо, которое он так любил. Он помог нам обрести нашу сущность. Он был так убедителен, что ему верилось сразу. Он всегда всех хвалил. Ни разу не осудил никого. Рудольф умел гордиться близкими ему людьми. И нам хотелось соответствовать.

Человек жив, пока о нем помнят. Мы не забудем тебя, Рудольф.

Рубрики: Мы - российские немцы!