Российские немцы единственными от страны приняли участие в Европеаде


Футбол – игра миллионов, но он может быть также игрой тысяч. Представители европейских меньшинств, включая народности, насчитывающие несколько тысяч человек, встречались в конце июня на Европеаде, проходившей на футбольных полях итальянской автономной провинции Больцано-Южный Тироль. И это было больше, чем футбол.

К некоторым народностям, которые играли на Европеаде, применяется не просто слово «меньшинство», но словосочетание «маленькое меньшинство».

Например, к кимврам из Италии. Они немецкого происхождения: их предки переселились в эту страну из Баварии в Средние века. Кимврский – старый немецкий диалект, который давно вымер в Баварии, сохранился в итальянской провинции Тренто, где на нем говорят около 800 человек.

На языке жителей британского острова Мэн, чья команда тоже была представлена на Европеаде, способно разговаривать еще меньше людей. А об окситанцах (этнической группе французов), которые заняли второе место и в мужском, и в женском турнирах, в русскоязычной Википедии вообще сказано: «Сегодня такой национальности нет».

Чтобы привлечь внимание к языковому и культурному многообразию Европы, Федералистский союз европейских национальных меньшинств (ФСЕНМ) раз в четыре года, параллельно чемпионату Европы по футболу, проводит Европеаду – футбольный чемпионат среди национальных меньшинств. История каждого меньшинства, принимающего участие в соревнованиях, отражает его сложные взаимоотношения с государством, где комфортнее себя чувствует большинство. И российские немцы здесь не исключение.

Россия

Юрист Илья Штейн из Томска забил на Европеаде больше других игроков сборной российских немцев RusDeutsch – шесть голов. Семейная история Ильи типична для российских немцев: его родители из Казахстана, куда были сосланы из Поволжья их родители. После распада СССР многие родственники уехали в Германию, включая прабабушку. Нетипично в этой истории только то, что прабабушка прожила до 102 лет.

Условия жизни российских немцев в XX веке – репрессии, депортация, трудовые лагеря – долгожительству не способствовали. А их разрозненное после выселения из Республики немцев Поволжья проживание часто не давало возможности сохранить язык и культуру. То, что российские немцы рассеяны по стране, отразилось и на результате футбольной команды RusDeutsch на Европеаде. В турнире из 23 команд она заняла пятое место, хотя рассчитывала попасть в тройку победителей.

«Есть команды национальных меньшинств, которые тренируются каждую неделю, поскольку живут территориально вместе, – говорит Ольга Мартенс, первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры (МСНК), при поддержке которого команда была создана в 2011 году. – А для нас это вызов – собрать с разных концов страны российских немцев и попробовать их «сыграть» за короткое время. Некоторые победы на этой Европеаде были ими достигнуты только за счет воли».

В четвертьфинале команда RusDeutsch проиграла сборной каринтийских словенцев. Это крупнейшее этническое автохтонное (коренное) меньшинство в Австрии, но его численность – 13 тысяч человек. «Каринтийские словенцы живут в Австрии достаточно компактно, – говорит главный тренер команды российских немцев Андрей Ротермель. – Эти ребята наверняка часто играют вместе и участвуют в турнирах».

Тренер противника высоко оценил российских футболистов, по ходу игры сравнявших счет в матче после 1:3. «Мы знали, что будет тяжело, и информация, которую мы получили о команде российских немцев, подтвердилась, – сказал Марьян Велик. – Команда продемонстрировала, что никогда не сдается».

Восхищение выразил и Кай Андерсен, менеджер команды датского меньшинства Германии, проживающего на границе с Данией: «Наш регион, в отличие от России, ограничен – 60 на 100 километров. Это вообще немыслимо, как вы собрали команду».
Женская сборная российских немцев заняла в турнире из шести команд 3-е место. Создать ее было еще сложнее, поскольку женский футбол в России менее популярен, чем на Западе. «Если у ребят на сборы приезжало более 40 человек, у нас 20 – 25, – объясняет главный тренер женской сборной Евгения Иванова. – Российскому женскому футболу в этом году исполнилось 25 лет. В России мало специализированных школ. Мы отстаем от европейского футбола лет на пять-восемь».

Игрок женской команды школьный психолог Анжелика Ирикина из Омска вспоминает, что когда была маленькой, девочек не принято было отдавать на футбол: «Нас тренер собрал, и первые месяца три мы играли в эстафету. Наверное, трудно было сразу сказать девочкам: «Давайте заниматься футболом».

Европа

Чемпионат по футболу среди национальных меньшинств проводился в третий раз. В 2008-м Европеаду принимали у себя в Швейцарии романши, четыре года спустя – лужицкие сорбы в Германии. В этот раз организаторами выступили два проживающих в Южном Тироле меньшинства Италии – немецкоязычное (обе его команды в итоге и победили) и народность ладины численностью 30 тысяч человек.

Немецкоязычное меньшинство стало здесь таковым в XX веке. В 1919 году южная часть австрийского Тироля отошла Италии. В 1939-м Гитлер и Муссолини заключили соглашение, по которому немецкоязычное население ставилось перед выбором – или переехать в Германский рейх, или остаться и постепенно утратить свою национальную и культурную идентичность. В итоге уехали около 75 тысяч человек.

У народов трех футбольных команд – Южного Тироля, крымских татар, представлявших Украину, и российских немцев – история в XX веке в чем-то была схожей и даже чуть не пересеклась. Сталин во время войны депортировал немцев и крымских татар из Крыма, а Гитлер собирался после окончания войны переселить южных тирольцев в Крым.

«У нас, южных тирольцев, полная страданий история, мы могли многого достичь вместе с нашим отечеством – Австрией, – говорит бывшая вице-президент ФСЕНМ политик Марта Штоккер. – Но сегодня мы как меньшинство так защищены, что можем сказать: теперь только от нас самих зависит, выживем мы как народность или нет. И этого я желаю всем меньшинствам».

Мир

В Европе – больше 400 национальных меньшинств. Речь не о беженцах и мигрантах, о которых мы слышим постоянно. Речь о коренных народностях, которые – если они не требуют автономии и не проводят протестных акций – нечасто вызывают интерес СМИ. На футбольном поле Южного Тироля организаторы Европеады свели представителей национальных меньшинств Европы и беженцев.

В автономной провинции Больцано-Южный Тироль сейчас проживают порядка 1000 беженцев, подавших прошение об убежище и ожидающих решения. Пока они проходят профессиональное обучение, посещают языковые курсы (в связи с особенностью региона беженцы учат тут два языка одновременно – итальянский и немецкий).

Выходцы из африканских стран оказались очень талантливыми футболистами. Никто из них никогда прежде не играл на газоне. Более того, на фотографиях, которые они показали тренеру команды Сальваторе Джулиано, видно, что у себя дома некоторые из них играли босиком.

«Тема национальных меньшинств в Европе была для них совсем чужой, – говорит ответственная за прием беженцев Астрид Пихлер. – Когда мы рассказали о Европеаде, им стало ясно, что не только они – меньшинство в Европе, но и другие люди, для которых Европа, собственно, родной дом, – тоже меньшинство. Им это очень понравилось. Мы организовали так, что наряду с маленьким автобусом с командой на игру приехал большой автобус с болельщиками. Я думаю, это первый шаг к настоящей интеграции».

* * *

После матчей на Европеаде ее участники смотрели по телевизору игры чемпионата Европы во Франции, где в национальных сборных каждой страны играли представители самых разных народов. На Европеаде такой многонациональной была лишь команда Эстонии. Но у Европеады и задачи другие. Ее организаторы понимают: национальное меньшинство, если в государстве оно будет притесняться большинством и не сумеет сохранить язык и культуру, со временем может сжаться до числа игроков футбольной команды.


Кубок кубков

Команды национальных меньшинств боролись на Европеаде за кубок, созданный в Златоусте Челябинской области – в мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК».

Художественный руководитель мастерских Нина Лохтачева (Лютцов) возглавляет Творческое объединение российских немцев. Искусство, которым она занимается, – немецкое: два века назад немцы обучили златоустовцев технике гравировки на металле с применением золота и травления. В мастерских Лохтачевой больше четверти века изготавливают холодное оружие: мечи, палаши, сабли, кинжалы, кортики, ножи. Оно вручалось Биллу Клинтону, Жаку Шираку, Борису Ельцину. Большая коллекция производилась для короля Иордании. Кубков изготавливалось также немало, в том числе для главы Российского императорского дома Великой княгини Марии Владимировны.

Рубрики: Спортивная жизнь