Первая встреча в рамках межрегионального проекта состоялась 13 декабря. Более 20 человек стали участниками Этнокультурного урока «Сказки и притчи народов России», разработанного и проведенного Анной Банземир.
«Сегодня толерантность достигла такого уровня, что человек без каких-либо последствий для себя может обосновать любое проявление слабости: оставление ребенка в роддоме, жестокое обращение с детьми и женами, различного рода отклонения от нормы, которая в современном мире воспринимается как оскорбление и становится все более редким явлением», – говорит Анна Банземир. – «Лично для меня именно христианские нормы, нормы гуманного отношения к людям (только в исконном смысле этого слова, а не в той современной трактовке, которая распространяется со стороны прогрессивного Запада), права и свободы человека являются теми ориентирами, которые я ставлю перед собой и к которым стремлюсь».
Где сегодня можно набраться тех самых – исконных – моральных ценностей и принципов, спросите вы. По мнению организаторов проекта, фольклор – вот то явление, которое воспитывает и будет воспитывать в человеке прекрасное. То, что было заложено в нас свыше (откуда именно – пусть каждый решает сам): любовь, уважение, взаимопонимание, терпение, способность радоваться и радовать других.
Образы, заложенные в фольклорных сказках, многогранны и в то же время очень просты. «Курочка Ряба» повествует о мудрости, которую не всякому и не во всякое время дано познать. «Репка» – о преемственности, связи поколений, сохранении истории рода. «По щучьему веленью» – о познании собственных возможностей, поиске своего пути, управлении собственной судьбой. Сказки – отражение народного миросозерцания и образа жизни. Так, в сказках народа севера главные герои – это охотники, рыболовы, шаманы и китобои. Персонажи народных сказок живут в той среде обитания, в которой обитают их авторы: герои эскимосских сказок любуются северным сиянием, абхазских – выгоняют табун лошадей на водопой, хакасских – бродят по Тайге.
Фольклорные жанры очень небольшие по своему объему, поэтому ценности, заложенные в них, часто находятся так глубоко, что не достаточно просто прочитать сказку или легенду, и что самое главное – осознать, принять, прочувствовать смысл содержания. Чтобы понять произведение, нужно не только прочитать его, но и заглянуть за смыслы, которые заложены в словах. Достичь этого можно в результате обсуждений, совместных размышлений над прочитанным, когда учитывается мнение людей разных поколений.
Исходя из этого, в данный проект и был включен культурный урок для родителей и их детей – знакомство со сказками и притчами народов России. Целевая аудитория – мамы и их маленькие детки. Казалось бы, мамы и будут рассказывать своим чадам, что такое хорошо, а что такое плохо. На деле же часто оказывается так, что именно дети первыми доходят до тех глубинных смыслов, которые родители не способны воспринять в силу того, что взрослая жизнь наложила на них определенный слой стереотипов и ограниченных суждений. Совместно они будут развенчивать взрослые стереотипы и прививать чувство прекрасного и справедливого всем участникам проекта.
«Узнав о проекте „Школа эффективного родительства“, я с нетерпением ожидала первой встречи», – рассказывает Ольга Нарышева. – «Эта встреча состоялась и не обманула моих ожиданий. Данный проект мне близок и интересен, во-первых, потому, что я мама двух деток, во-вторых – это связано с моей профессиональной деятельностью.
В этот день была затронута тема сказок и притч народов России. О значении сказок можно говорить часами. Все мы выросли на сказках. Ведь именно с помощью них нам легче узнать и познать все то, что нас окружает, именно в сказках мы можем взглянуть на себя со стороны, найти подсказку и многому научиться! Кроме того, сказка, как некая составляющая общения родителя и ребенка, как связывающая нить между ними. И эту связь я чувствую до сих пор, когда вспоминаю, как ждала с замиранием сердца, даже будучи уже не совсем маленькой, пусть даже одних и тех же, но (и это главное!) маминых сказок… Эта связь, имеет некую магическую силу.
В нашей семье сказки читаются, рассказываются, инсценируются каждый день, они являются частью ритуала при засыпании. Не сомневаюсь, что сказки несут воспитательную функцию. На первой встрече нам удалось погрузиться в мир притч, значение которых нисколько не меньше сказок, со многими притчами пришлось столкнуться впервые, осмыслить и понять их. Форма работы была интересной и живой, за что отдельное спасибо ведущей Анне Банземир и организаторам Андрею и Ирине Крайсман!
С нетерпением жду следующих встреч, на которых мы, молодые мамы, сможем поделиться своим опытом, а также многому научиться для эффективного и осознанного родительства!»
Своими впечатлениями делится еще одна участница этнокультурного урока «Сказки и притчи народов России», Алина Кнор:
«Благодаря новым технологиям в наше время появляется много интересных, красочных современных детских книг и мультфильмов. Многие из них действительно достойны внимания и высоких оценок! Но на фоне них мы незаслуженно обделяем вниманием притчи разных народов. А ведь в них заложена мудрость поколений, традиции, истинные ценности. Хочу выразить благодарность организаторам проекта и ведущим, которые помогли нам окунуться хотя бы на 1,5 часа в этот удивительный мир сказок и притч, инсценировать, проанализировать и понять их глубокий смысл. Кроме этого, мы много говорили о ценности качественного общения между родителями и детьми, о совместном досуге и творчестве. Это важно для наших детей, для гармонии и целостности семьи!»
«Хочу сказать большое спасибо организаторам и ведущим за такое интересное открытие проекта „Школа эффективного родительства“», – говорит Анна Бородачева. – «Для меня, как для мамы дочери и сына, эта тема всегда актуальна. Выразить ее через фольклор, на мой взгляд, очень хорошая идея. Особенно мне понравилось принимать участие в инсценировке одной из притч. Такая игра позволяет всем участникам включиться в процесс происходящего и не остаться сторонним наблюдателем. Было очень интересно и полезно как мне, так и моим детям».
Проект «Школа эффективного родительства» для молодых мам и их детей проводит Местная общественная организация «Национально-культурная автономия немцев г. Томска» при поддержке Всероссийской политической партии «Женский диалог»*. Партнеры проекта: Центр гражданского и патриотического воспитания; Первичная профсоюзная организация студентов ТГУ; Координационный совет женщин при Мэрии г. Томска; Международный союз немецкой культуры.
*При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России». Грантополучателем и заявителем проекта на территории Сибирского ФО выступает «Молодежный фонд Алтая» (Алтайский краевой общественный фонд). Образовательная программа рассчитана на родителей и детей двух возрастных категорий: 1-4, 5-8 лет. Программа встреч с родителями и детьми в рамках проекта включает в себя проведение развивающих и обучающих мероприятий в разных форматах – совместном для родителей и детей (логоритмика, песочная терапия, развивающие игротеки и др. мероприятия, направленные на взаимодействие друг с другом) и отдельно для родителей (отличия в воспитании мальчиков и девочек, взаимодействие детей и родителей в быту, совместный труд и досуг, ценность познавательных мероприятий – походов в музеи, театры, вылазок на природу для изучения флоры и фауны и т.д.).