Ольга Штрассер: разговор про женский стиль управления, экспертность и любовь


Как быть женщиной-лидером, сохранять в управлении гибкость и можно ли обрести в жизни баланс? Об этом мы поговорили с Ольгой Штрассер, экспертом в области внешнеэкономической деятельности и руководителем экспорта/импорта в известной томской эко-фабрике «Сибирский кедр», которая продает вкусные продукты из таежных дикоросов по всей России и в более чем 20 странах мира.

Ольга также работает консультантом и помогает владельцам бизнеса расширить свое дело и выйти на зарубежные рынки. Недавно она переехала жить в Москву, а большую часть жизни прожила в Томске, где уже во взрослом возрасте узнала о сообществе российских немцев. Ей всегда нравилась редкая семейная фамилия «Штрассер», а дедушка Эрих являлся для нее примером настоящего мужского характера.

Вся деятельность Ольги сопряжена с большой ответственностью, постоянным умственным напряжением, решением различных форс-мажоров. Возможно ли сочетать это с мягкой женственностью и как находить время для отдыха? В этих вопросах мы разбирались вместе с Ольгой во время душевной онлайн-встречи. Также в беседе она рассказала о случившейся с ней аварии, и как это поменяло отношение к жизни, помогая сегодня воспринимать любые трудности проще. Поделилась, что ее радует в работе, как она выступала наравне с директорами крупнейших холдингов и подготовилась к публичному выступлению в ритме бразильского танца – бачаты.

Обо всем этом – от международной торговли до любви – в нашем новом материале.

Оля, расскажи, пожалуйста, подробнее о своем профессиональном пути, чтобы читателям стало понятнее, кто такая Ольга Штрассер, чем она занимается, почему ты ВЭДьма и что это такое.

Я эксперт по внешнеэкономической деятельности, сокращенно ВЭД.

А почему ВЭДьма? Потому что трансформирую реальность. Я масштабирую бизнес: там, где я оказываюсь, происходят рост и расширение фактических границ, то есть бизнес выходит на новый уровень.

Конечно, это не только моя заслуга, а общие усилия команды. В целом вся моя жизнь проходит под эгидой трансформации. Вероятно, я и выбрала эту деятельность потому, что в ней постоянно всё меняется: меняется сам мир, скорость изменений увеличивается с каждым годом. И нужно быть в постоянной гибкости мышления, это непрерывное развитие.

А непрерывное развитие подразумевает, что не всегда комфортно – периодически тебе очень, очень дискомфортно и сложно.

Если всё легко, значит, ты не развиваешься.

Я не могу ответить тебе, зачем я всё это выбрала. Потому что у меня для себя этого ответа нет. Иногда я думаю: «Боже мой, зачем мне всё это надо? Была бы просто прекрасной девочкой с кудряшками, в красивом платье, очаровательной, воздушной и коммуникабельной, какая я и есть, и всё». Но видимо, этого мало, потому что есть способности ума, которые нужно куда-то прикладывать. Такой путь.

Насколько давно ты в международной торговле и как зашла в эту деятельность?

В этой сфере я уже почти пятнадцать лет. Еще до внешнеэкономической деятельности я работала секретарем. И у меня возникла мысль, что буду руководителем отдела ВЭД. Что это такое, я еще не знала, но стала в этом направлении смотреть.

Меня вдохновляло и притягивало всё, что связано со словом «иностранные». Мне стали всё больше давать поручения такого характера. И я уже выполняла не чисто секретарские задачи, например, занималась легализацией контрактов с иностранными партнерами. Пошла учиться и улучшать свой уровень английского.

А как пришла в ВЭД? Это очень необычная история.

У меня был переломный момент в жизни. Это 2009 год, крупная авария, в которой пострадали около сорока человек. И выйдя из этого целой и невредимой, я переосознала свою жизнь: стала максимально благодарной внутри за то, что я умею и могу делать. Даже просто идти на работу. Внешне у меня ничего не поменялось, но сильно поменялось внутреннее состояние.

И ровно тогда, спустя пару месяцев, мне предлагают стать руководителем отдела ВЭД в компании, где я работала секретарем. Много лет назад он существовал, потом направление закрыли и теперь хотели воссоздать.

Я на всё говорила: «Да», – но честно призналась, что ничего не знаю. Руководство ответило: «Разберешься», – видимо, находя во мне потенциал. И вот я стала руководителем отдела внешнеэкономической деятельности.

Сейчас ты возглавляешь отдел экспорта в довольно крупной и известной компании «Сибирский кедр». Для меня со стороны это выглядит в том числе романтично: командировки, путешествия, международные выставки. Но изнутри, я уверена, это дикий стресс. Расскажи, пожалуйста, об этом профессиональном опыте.

«Сибирский кедр» – моя основная деятельность сейчас. И переезд в другой город на это не повлиял, а, скорее, даже усилил: когда ты что-то новое делаешь, формируются новые нейронные связи, и ты в текущей деятельности начинаешь генерить новые решения.

Внешне да, это выглядит действительно романтично и красиво: общение с иностранцами, командировки, которые, кстати, не такие частые. Но за этим стоит очень много труда, терпения и силы характера. Если посмотреть на то, как я занималась этой деятельностью десять лет назад и сейчас, это разные подходы. Но работа не стала из-за этого легче: возникают форс-мажоры, разногласия с коллегами или партнерами, как, наверное, в любой деятельности.

Поменялось отношение к этому: я сама стала гибче, мягче. Это как раз про женский подход к управлению. Но если говорить о том, как обрести баланс, я скажу: «Никак».

Когда я этим занимаюсь, там не про женственность и легкость – там про жесткость, четкие границы, постоянное напряжение ума. Вообще я пришла к выводу, что баланса в жизни не существует, по крайней мере, я пока его не обрела, чтобы все было в равных долях: два часа занимаюсь работой, два часа телом, два часа творческим досугом. Когда идет непрерывное развитие и выход на новый уровень, нужно прикладывать кучу усилий, а это куча времени. У меня это так.

Можешь ли ты, если тебе комфортно, поделиться каким-то конкретным эпизодом трудной ситуации, с чем ты столкнулась. И как ты справилась с этим?

Это постоянно происходит и просто встраивается в жизнь. Наверное, я всегда такой была и сейчас еще более философски отношусь к трудностям. Не скажу, что совсем без эмоций – конечно, я живой человек и переживаю.

Но знаешь, когда проходишь ситуации на грани жизни и смерти, то вот это всё… Застряли контейнеры, таможня не пропускает, клиент не внес деньги. Да, это масштабно и сложно, но это такие мелочи по сравнению с жизнью, с самой возможностью, в том числе, решать эти вопросы.

Вот из недавних историй: уже вечером сотрудница сообщает, что два дня груз стоит на границе, таможня не пропускает, потому что сменилась форма подачи заявления на лицензию.

Я спокойно спрашиваю, что уже делали. Всегда спрашиваю о тех вариантах, которые видит сам исполнитель задачи. По сути, я только в крайних случаях могу вникнуть и начать кому-то звонить, договариваться.

В этой ситуации я просто показала коллеге решение, она все сделала самостоятельно. Итог – буквально через несколько часов всё решили: созвонились с еще одной организацией, которая помогла с дополнительным документом. Сотрудница была довольна, потому что по факту она решила задачу, но с моей подачи. А я рада, что всё хорошо.

Чаще всего моя задача в этом случае – все эмоции принять, переработать. Как мама с детьми: переработать эмоции и успокоить, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Моя позиция такая, что я не лучше и не хуже того, кто выше или ниже меня по должности, в моей компании или другой. Просто у кого-то другой опыт и навыки, и он может найти тот вариант решения, до которого ты не догадаешься. Вот так я руковожу.

Получается, ты, словно лед приложила к горячему лбу сотрудницы, чтобы она не утонула в эмоциях, а с холодным рассудком решила поставленную задачу.

Да, хорошая аллегория. По сути, так и есть.

Когда-то в начале моей деятельности у меня было два подчиненных в отделе. Я ушла в отпуск, возвращаюсь, и они говорят: «Оля, нам тебя так не хватало, ты великий уравнитель!»

Когда я присутствую, эти эмоции, которые носятся от коллеги из одного отдела к другому, как будто сглаживаются. Чем я сглаживаю? Я стараюсь убирать эмоции, потому что мы работаем, тут не до паники или тревоги. Всегда есть несколько решений, и надо подумать, какой вариант в данном случае возможен.

Ты озвучила интересную фразу о женском стиле управления. Как ты думаешь, исходя из своего опыта как женщины-руководительницы, зная других руководителей разного пола, это действительно по-разному: как себя проявляют мужчина-руководитель и женщина-руководитель? Или тут нет гендера?

Это тонкая тема: что не выскажи, все равно найдутся несогласные.

Я все-таки считаю, что мы, мужчины и женщины, разные. И поэтому у нас может быть разный стиль руководства. Но здесь нет четкости: вот женский стиль управления, а вот этот правильный для мужчин. Возможно, что мужской стиль управления подходит какой-либо женщине, она в этом себя чувствует комфортно.

То, что я называю женским стилем управления, по сути, это мой стиль, что мне близко и гармонично. Для меня, женщина – это про гибкость. Не хочу транслировать это как единственное правило. Именно мне легче в гибкости и эмоционально тяжело проявлять много агрессии, жесткости. Хотя это тоже есть в моей деятельности.

Я по натуре дипломат и всегда за переговоры во всем – в отношениях, в работе. И считаю, что любую проблему можно решить путем открытого, честного обсуждения. В управленческой деятельности нужна сила и жесткость, но ее можно проявлять по-разному. Можно – с помощью прямой агрессии или хитрых манипуляций, а можно – путем внутренней устойчивости и силы. И когда в тебе есть устойчивость как в человеке и руководителе, то к тебе прислушиваются.

Что тебя радует в твоей деятельности?

Меня, безусловно, радуют результаты деятельности. Когда мы достигаем показателей, благодаря которым нас признают, награждают в конкурсах. Это очень приятно, такое поглаживание себя: «Ты молодец, ты сделал много крутого».

Меня радует и вдохновляет общение с людьми. Всё в жизни приходит от людей. А что именно приходит, зависит от того, как ты коммуницируешь. Неважно: интроверт ты или экстраверт, это, на мой взгляд, условности. Мы все существа социальные – человеку нужен человек.

И коммуникация дает всё: информацию, вдохновение, расширяет мышление и дает просто человеческое тепло.

Особенно четко это вижу, когда идешь в свои страхи – новую деятельность. Например, я стала участвовать в переговорных поединках в качестве судьи. Для меня публичное выступление – это супер-страшно. Но в жизни у меня этого много, я в это иду.

Ты меня удивила, что для тебя страшно выходить на публику, и публичные выступления – это фактор стресса. А я вспоминаю тебя в великолепном красном костюме на сцене перед большой публикой. Ты идешь в это через преодоление?

Да, тут через страх. Когда ты идешь на выступление, тебе вообще хочется умереть на месте и провалиться сквозь землю, дрожит голос, трясутся руки, и ты держишь микрофон так, чтобы это не сильно было видно.

Я общалась со многими людьми, и они говорят: это нормальная история, то есть с опытом не становится менее страшно, но ты начинаешь принимать новые челленджи.

Самое удачное выступление, как я оцениваю, было в 2022 году на одном крупном форуме. Я сидела рядом с очень масштабными спикерами, это директора крупнейших холдингов. И сама не верила в то, что с ними рядом сижу! Я также боялась, но накануне абстрагировалась от того, что завтра выступление.

Текст я написала в самолете на рейсе Томск-Москва, скинула коллегам, чтобы мне оформили презентацию. Поэтому я знала, о чем говорить. Но получить состояние легкости мне помогло мероприятие накануне вечером после решения бизнес-вопросов. Это был фестиваль какао и шоколада в Москве. Мы танцевали с венесуэльцами сальсу и бачату. Это были очень открытые, интересные люди, теплое общение. Я порывалась весь вечер вызвать такси и говорила: «У меня завтра выступление, нужно готовиться, учить». Но оставалась на вечеринке. И это наполнило меня классными эмоциями, привело в другое состояние, в котором я пребывала до выступления на следующий день.

И мне удалось пошутить во время своего выступления. Это, я считаю, главный показатель, когда ты настолько расслаблен, что можешь ляпнуть что-то, что показалось тебе смешным, а зал при этом смеется. Вот это кайф!

Здорово! Благодарю, что поделилась. Это потрясающий пример, как можно не накручивать себя, а двигаться в ритме бачаты и сальсы.

Вообще надо танцевать! Вот этим советом я точно могу поделиться. Кстати, с того мероприятия я зарядилась идей научиться танцевать. Потому что у меня был уровень ниже нуля в танцах. После мероприятия я нашла тренера и училась бачате.

Танцы – это крутой тренинг, особенно когда есть что прорабатывать в плане доверия партнеру, расслабленности, женственности.

В начале занятий я ругала себя: «Почему у меня ничего не получается, да что тут сложного? Просто идти за партнером и выполнять движения». Я обесценивала эти моменты. На что тренер сказал интересную вещь, которую я запомнила и могу транслировать: «У женщины на самом деле сложная роль. Ты не просто должна чувствовать партнера, куда он тебя ведет. Но и еще должна проявлять в этом себя». И это не просто.

Да, всю историю человеческих взаимоотношений мы учимся именно этому. А сейчас ты умещаешь в свою жизнь еще какие-то занятия помимо работы, а что-то для отдыха?

Однозначно! Сто процентов мне нужна еще деятельность в жизни, не только работа, наверное как и другим людям.

Я люблю движение любого характера. Моя сильная любовь уже несколько лет – йога в гамаках. Это классные трюки, постоянные перевороты, растяжка, гибкость тела, сила. Всё, где можно подвигаться: велосипеды в сезон, лыжи, в Москве уже несколько раз сходила на настольный теннис.

Я знаю, что ты еще ведешь свою частную практику как бизнес-наставница и консультант.

Да, эту деятельность я только развиваю, пока уделяю этому мало времени. Но мне точно мало одного проекта, хочется делать что-то еще.

У меня есть свой авторский курс, я вела его для студентов ТГУ (Томского государственного университета - прим.ред.). Вероятно, буду вести дальше, но уже онлайн.

Наставничество и преподавание – это то, что мне тоже интересно. В какой-то момент у тебя столько знаний, что тебе важно этим делиться. И когда ты видишь, что твои подопечные учатся и становятся, возможно, в чем-то даже лучше тебя, я кайфую от этого!

Мне нравится быть наставником, и не только для начинающих специалистов. Сейчас я понимаю, что мои знания полезны для бизнеса.

Когда компания уже имеет товар или проект и хочет его масштабировать на другие рынки и страны, то возникают вопросы: а куда масштабировать, где будет спрос, на какие рынки, а как это сделать. Я могу на все эти вопросы ответить и как бы провести за ручку.

Могу проконсультировать, куда идти с продуктом или, наоборот, куда не надо идти. А это, я считаю, очень хорошо для бизнеса: избежать лишних действий и лишних трат.

Оля, я восхищаюсь, как тебе хватает сил всё это делать и делать успешно. И получать награды, и кайфовать в этой деятельности. Эту главу о самореализации хочу зафиналить твоим же вопросом и опереться на текст, который закреплен у тебя на странице в социальных сетях. Ты пишешь там вопросительными предложениями: можно ли быть одновременно руководителем, вести серьезную деятельность с форс-мажорами, большой ответственностью и при этом оставаться женщиной – чувственной, уязвимой, принимающей. Хочу твой же вопрос задать тебе. Возможно ли?

(Ольга надолго задумалась и прослезилась).

Этот факт, что меня сейчас накрыло слезами, отвечая на твой и одновременно мой вопрос, мне кажется, это уже ответ.

Каждый человек многогранный. Есть грань, которая умеет решать сложные вопросы с форс-мажорами и большими деньгами. Есть грань, которая чувствует. Внутри каждого из нас Вселенная.

Поэтому, да, возможно! Надо убрать этот пост из закрепа. Видишь, мы ответили сегодня на него. Я действительно стала больше проявляться чисто по-человечески, в том числе в коллективе. И заметила, что, если ты проявишь свои слабости, от этого тебя не станут меньше ценить и уважать. Даже наоборот.

Да, общение на уровне не функции «подчиненный» и «руководитель», а человек – человеку. Давай завершим беседу темой про семью и фамилию. Ты говорила, что Штрассер – редкая фамилия, и ты пришла в сообщество российских немцев через фильм «Немецкая фамилия», который сняли Анна Ярославцева, Евгений Вагнер. Расскажи о своей немецкой линии в семье, кто подарил тебе эту фамилию в роду?

Фамилия у меня от папы.

Дедушку звали Эрих Оттович Штрассер. Он всегда был для меня примером мужского характера и поведения, он был очень работящий, в селе все его уважали за трудолюбие.

В детстве я не сильно задумывалась о том, кто такие российские немцы и откуда они в России. Уже во взрослом возрасте это осознание пришло, хотя интерес к немецкой фамилии у меня всегда был. При этом я не умаляю другую часть рода: по маминой линии у нас русские.

Когда я узнала про фильм «Немецкая фамилия», само название у меня отозвалось. Я поняла: «Это же про меня! У меня немецкая фамилия, я должна быть на презентации».

Посмотрев фильм, я поняла, что есть люди со схожими судьбами, семейные истории, которые нас объединяют. После этого я прошла проект Томской немецкой автономии «Школа идентичности». Это классный проект для взрослых российских немцев, которые не сильно задумывались, откуда их фамилия и кто такие российские немцы.

Потом я приняла участие еще в нескольких проектах. И сейчас это часть моей жизни. У меня всегда к людям с немецкой фамилией и корнями априори теплое отношение и чувство общности. С этими людьми хочется общаться, проводить мероприятия.

Когда я впервые побывала в Германии в 2018 году, то влюбилась в немецкий язык. На второй день моего пребывания там я встретила человека с такой же фамилией. Это было как гром среди ясного неба! Я за всю жизнь не встречала ни одного человека с фамилией Штрассер, тем более вживую. У женщины с моей фамилией тоже были вот такие глаза (Ольга показывает руками круглые глаза).

Мы приехали на мероприятие в формате B2B («бизнес для бизнеса» - прим.ред.), где презентовали нашу продукцию. Эта женщина была нашим переводчиком на немецкий. Это было очень необычное совпадение!

После поездки я прошла курс немецкого языка в Российско-немецком Доме Томска, за что ему огромная благодарность. Я давно так не кайфовала от обучения. Мне нравились эти сложные числительные. Может, это какая-то генетическая память (смеется), но у меня есть способность к языку. С января этого года я пошла заново на базовый курс немецкого языка от Института этнокультурного образования - BiZ. Сейчас уже другая программа, очень интересно.

То есть ты по-прежнему в этом поле живешь и связана с сообществом российских немцев по мере возможностей?

Да, так или иначе. Я участвовала не в таком большом количестве проектов, но каждое мероприятие ценное, и это всегда интересные знакомства. Люди из сообщества многое мне дали.

Оля, я благодарю тебя. У нас получилось очень глубокая, многогранная беседа: и про управление, и про внутренние душевные процессы, и про семью. Попрошу тебя завершить беседу теплым пожеланием. Что бы ты могла пожелать из текущего состояния нашим читателям?

Во-первых, хочу тебя поблагодарить. Я считаю, что результат – это всегда вклад двух людей в диалог или процесс.

А пожелать хочу понимания. Это пожелание всем нам: понимать друг друга. Сейчас это суперактуально. Всё что происходит плохого между людьми, всё это от непонимания – неспособности или нежелания понять. Мы разные, но всё же об одном – все мы про любовь.

Поэтому пожелаю всем понимания и любви.

И в финале беседы мы пришли к любви, это прекрасно!

От внешнеэкономической деятельности к любви – такой заголовок для статьи.


Посмотреть фильм «Немецкая фамилия» Анны Ярославцевой и Евгения Вагнера можно по ссылке.

Рубрики: Интервью