25 лет ФНКА РН: Наталия Демпке о масштабных социальных программах


20 декабря Федеральная национально-культурная автономия российских немцев отметила юбилей. Организации исполнилось 25 лет. В рамках серии интервью с выдающимися деятелями организации мы побеседовали с ветераном общественного движения российских немцев, членом предыдущего состава Совета ФНКА РН, основателем и председателем Межрегионального совета центров встреч Центрального и Северо-Западного регионов (с 2010 по 2019 гг.), первым председателем Совета по социальной работе СОРН (с 2011 по 2016 гг.) Наталией Ивановной Демпке.

Наталия Ивановна, Вы стояли у истоков формирования Межрегиональных координационных советов центров встреч российских немцев. Наверняка много знаете и о развитии Федеральной национально-культурной автономии российских немцев.

Много лет о деятельности ФНКА нам, руководителям и активистам местных и региональных национально-культурных автономий, мало что было известно, так как Федеральная общественная организация была занята решением собственных проблем. О нас вспоминали лишь перед отчетно-выборными конференциями: присылали список своих кандидатов для того, чтобы мы от НКА делегировали их и наделили правом голоса. Мне было сложно поддерживать совершенно незнакомых людей, потому все эти письма шли на растопку камина. Мы работали, а в ФНКА боролись за власть… Нас, общественников, пытались рассматривать исключительно как послушный электорат. Реальные проблемы и интересы общественных организаций российских немцев по сути никого не волновали.

Но сегодня Федеральная национально-культурная автономия российских немцев как раз и является мощной организацией, которая представляет интересы этноса на уровне правительств двух государств…

Сегодня – да! Переломный момент произошел весной 2009 года.

На нашумевшем внеочередном съезде?

Именно! Тогда президентом ФНКА мы выбрали Генриха Мартенса. Мы его знали по работе в Международном союзе немецкой культуры, поскольку уже много лет получали от МСНК периодические издания, которые использовали в своей проектной работе. Он был знаком и по деятельности Немецкого молодежного объединения. В своей программе Генрих Генрихович справедливо утверждал, что ФНКА должна услышать голос регионов и направить свои усилия на поддержку местных и региональных НКА с опорой на сотрудничество с госорганами – от местного до федерального уровня.

Впервые ФНКА обратилась к опыту Межрегиональных координационных советов центров встреч российских немцев и стала вырабатывать модель общественного самоуправления, основанную на демократических принципах, практиковать формы коллегиального решения тех или иных вопросов.

Вам, как основателю Межрегионального координационного совета центров встреч российских немцев Центрального и Северо-Западного регионов, какие реформы ФНКА показались наиболее яркими и значимыми?

Самое главное, что с приходом нового руководства федеральная структура стала слушать и слышать голос регионов.

Генрих Мартенс еще в 2009 году громко заявил об актуальности социальной защиты старшего поколения, которое пострадало от жестоких репрессий.

В нашем регионе есть три территории с плотным проживанием российских немцев. В Котлас на строительство моста через реку Северная Двина, в Рязанскую и Тульскую область на восстановление разрушенных шахт Подмосковного угольного бассейна были направлены репрессированные российские немцы. Трудармейцы были поселены в бараки за колючей проволокой и отправлены на каторжные работы.

На территории спецпоселений родилось целое поколение, которое просто фактом своего появления на свет признавалось врагами народа только потому, что их национальность не устраивала Советскую власть.

В нашем регионе социальная работа всегда была приоритетным направлением. Более того, основатель Рязанской общественной организации, врач по профессии и человек с большим сердцем Альбина Шенк внесла огромный вклад в систематизацию этой деятельности. Конечно же, программное заявление о том, что социальной защите трудармейцев и репрессированных будет оказана системная поддержка, обозначило нам новые перспективы! И неоценимую роль в этом сыграла вице-президент ФНКА Ольга Мартенс.

Согласна! Я прекрасно помню, как в 2020 году Ольга Константиновна выступила с инициативой оказать помощь российским немцам в непростой период ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Этот вопрос она лично обсуждала с уполномоченным Федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств, профессором, доктором Берндом Фабрициусом.

Да, это была ощутимая помощь нашим ветеранам. Я тоже прекрасно помню этот проект. Он был очень сложен в реализации. К примеру, в Подмосковье действовали жесткие ограничительные меры: на любое передвижение необходимо было оформлять спецпропуск. Регулярные рейсы автобусов отменялись, социальные карты были заблокированы. А многие наши российские немцы живут в отдаленных селах. Более того, среди потенциальных получателей помощи есть люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и потому неукоснительно соблюдающие режим самоизоляции. Они даже продукты, которые им доставляли родственники, принимали у порога дома. Дабы не рисковать ни здоровьем наших волонтеров, ни тем более здоровьем пожилых людей, мы совместно с руководителями НКА всего Центрального и Северо-Западного регионов приняли решение оказать помощь, максимально сократив личные контакты.

Но этот проект – лишь часть масштабной работы! Все дело в том, что в Германии на уровне правительства очень хорошо знают именно ФНКА как представителя интересов немецкого меньшинства в России. А под руководством Генриха Мартенса и Ольги Мартенс деятельность организации стала прозрачной. Председатели Межрегиональных координационных советов вошли в Совет ФНКА. Более того, нас стали приглашать на заседания Межправительственной российско-германской комиссии по вопросам российских немцев, что позволило наладить личные связи с линейными исполнителями в структурах Германии. Это, безусловно, положительно повлияло на эффективность социальной работы.

А в каких проектах Вам помогли личные контакты с немецкими специалистами?

Тогда, когда наш регион начал планомерную работу по оформлению документов на получение выплат российским немцам-трудармейцам за подневольный труд. Этот проект потребовал от руководителей и активистов местных НКА большого труда. Было очевидно, что ни сами трудармейцы, ни их родственники не смогут грамотно оформить все необходимые бумаги и перевести их немецкий язык. Переводом занимались наши ведущие языковых клубов на добровольных началах. Самый большой объем работы лег на плечи Александры Цильковской из Богородицка. Активно сотрудничала с нами и Елена Рощупкина из Старого Оскола. Она тогда координировала языковую работу в регионе.

Не скрою, в этот проект мы вложили много сил. В глубинке люди не получали оперативной информации, не имели электронной связи. В отдаленных поселках с перебоями работали почтовые отделения. Мне лично дважды приходилось «вытаскивать» дела, уже сданные в Германии в архив, поскольку с заявителями не удавалось связаться. Что касается нашего региона, то существенно исправить положение мне удалось только после второй очной встречи с представителями МВД Германии. Только личное общение с исполнителями ведомства позволило правильно выстроить логистику и найти кратчайшие пути для оперативного решения всех проблем. И вновь хочу отметить, что неоценимую поддержку в реализации этого масштабного проекта оказала вице-президент ФНКА Ольга Мартенс.

В итоге проект успешно завершен: всем двадцати трудармейцам из Центрального и Северо-Западного регионов были перечислены компенсационные выплаты за подневольный труд.

Таким образом, громкое программное заявление о необходимости социальной поддержки старшего поколения, сделанное Генрихом Мартенсом в начале его карьеры президента ФНКА, было блестяще исполнено!

Рубрики: Социальная работаФНКА