25 лет ФНКА РН: Олег Штралер об истории и миссии организации


20 декабря Федеральная национально-культурная автономия российских немцев отметила 25 лет существования. В рамках серии интервью с выдающимися деятелями организации мы поговорили с Олегом Францевичем Штралером, ветераном общественного движения российских немцев, лауреатом Всероссийского конкурса ЛИНР-2022, Председателем Межрегионального координационного совета немцев Уральского региона многолетним членом Совета ФНКА РН, бывшим председателем НКА РН Республики Коми.

Олег Францевич, в чем Вы видите главную роль Федеральной национально-культурной автономии в деле общественного движения российских немцев?

Впервые о важности поддержки национально-культурных автономий наше государство заявило в 1996 году, приняв федеральный закон «О национально-культурной автономии». Подобные законы в последствие были приняты и в субъектах, таких как Республики Коми, Татарстан, Удмуртия и другие. Причем местные законодательные акты значительно расширили компетенции автономий. К примеру, НКА Коми являлись представительными органами народов, проживающих на их территории. То есть интересы всей диаспоры, проживающей на территории Республики, в органах власти могли быть представлены исключительно через НКА.

Все дело в том, что национальные объединения имели тогда и имеют сегодня различную форму организации, но только национально-культурные автономии имеют законодательные преимущества и могут претендовать на бюджетную поддержку государства.

В каждом Российском субъекте ведомство, которое занимается национальной политикой, имеет свой бюджет, за счет которого может развивать и поддерживать НКА.

Федеральная национально-культурная автономия российских немцев всегда была очень активна в отстаивании интересов этноса на государственном уровне.

Наши представители всегда участвовали в разработке документов, которые направлялись в Госдуму, а также проектов госрешений, касающихся интересов российских немцев. Так, уже в 1996 году была принята первая в России «Федеральная целевая программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы».

Во второй программе, которая была принята на 2008-2012 годы, руководство нашей ФНКА выступило единственным разработчиком раздела этнокультурного развития. На заседаниях рабочей группы, которую возглавляли Генрих Генрихович Мартенс и Ольга Константиновна Мартенс, мы обсуждали основные положения и принципы сохранения и популяризации уникальной культуры нашего народа, рассматривая сотни различных вариантов и находя в спорах единственно верные решения.

С 1996 года ФЗ «О национально-культурной автономии» претерпел более 50 изменений и дополнений. И буквально на каждое из них нам необходимо было оперативно реагировать.

Олег Францевич, Вы являетесь экспертом законодательной базы, которая регулирует деятельность НКА?

В какой-то мере да. В девяностых годах я занимал пост заместителя министра по делам национальностей Республики Коми, и разработка регионального закона о НКА входила в сферу моих должностных обязанностей, с одной стороны. С другой – национально-культурная автономия немцев в республике была очень активной и постоянно вносила конструктивные предложения, касающиеся сохранения национальной культуры и поддержки этноса.

В Коми по данным переписи населения от 2010 года, проживает более 5000 немцев. И практически все попали на север в результате жестоких репрессий, которые начались еще в 30-е годы.

Современные представители нашей национальности – это потомки тех, кто был раскулачен или призван в трудармию и направлен на самые тяжелые работы в шахты Воркуты и на лесозаготовки в отдаленные районы. Немцам запрещали говорить на родном языке, исповедовать свою веру, следовать национальным традициям, отмечать религиозные праздники.

Детям, а потом и внукам трудармейцев крайне важно было сохранить свою национальную идентичность.

Так, в 1992 году, еще до принятия закона о НКА, по инициативе общества «Wiedergeburt» (предшественник национально-культурной автономии), Верховным Советом Коми была разработана программа поддержки российских немцев, проживающих на территории республики. В том же году в Сыктывкаре была открыта специализированная немецкая национальная школа, которая работает и сегодня, но, в силу юридических коллизий и постоянной смены учредителей, является в настоящее время школой с углубленным изучением немецкого языка. Эта республиканская программа была очень важной и, пожалуй, на то время, единственной в России. С 1998 года наша общественная организация при поддержке Министерства по делам национальностей Республики Коми, а затем Международного союза немецкой культуры ежегодно проводит детский этнокультурный языковой лагерь «KINDERland».

В следующем году юные потомки трудармейцев, а это уже пра- и праправнуки депортированных из Поволжья и других регионов страны, поедут на побережье Черного моря открывать юбилейный двадцать пятый сезон!

Таким образом, богатый законотворческий опыт в регионе дал мне возможность достаточно эффективно работать в Федеральной национально-культурной автономии российских немцев.

А как шло становление ФНКА?

В 1997 году, после издания ФЗ «О национально-культурной автономии», НКА Республики Коми, Омской области и Поволжья стали учредителями Федеральной национально-культурной автономии российских немцев. Первым президентом был избран заместитель министра по делам национальностей РФ Владимир Бауэр.

А потом был знаковый внеочередной VI внеочередной съезд Федеральной национально-культурной автономии (ФНКА) российских немцев…

Да! К тому времени это был уже второй съезд, на котором досрочно прекращались полномочия руководящих органов автономии. На съезде присутствовали представители Министерства юстиции РФ, аппарата Правительства РФ, Государственной думы, Министерства регионального развития РФ, немецкой посреднической организации АНО «Брайтенарбайт».

Тогда делегаты единогласно избрали президентом ФНКА РН Генриха Мартенса, ведь его программа была направлена на практическую работу по сохранению и развитию языка, культуры и традиций российских немцев на основе взаимодействия с органами государственной власти и сотрудничества с институтами гражданских обществ России и Германии.

Эта программа была выполнена не на сто, на двести процентов. Налаженная работа Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев способствовала укреплению сотрудничества в области культуры, науки, образования, молодежных обменов, экономики.

Рубрики: ФНКА