Мастер-классы по декоративно-прикладному искусству прошли в РНДМ

С 1 по 4 ноября Федеральная национально-культурная автономия российских немцев провела комплекс мероприятий, приуроченных к Году культурного наследия народов России и реализованных при поддержке Федерального агентства по делам национальностей. В рамках проекта прошла серия мастер-классов по декоративно-прикладному искусству российских немцев.

Участники проекта научились плести рождественские венки вместе с Анастасией Госсман, освоили технику скрапбу́кинга с Надеждой Шелест, смастерили милых куколок-Крупеничек вместе с Ириной Митрус, обучились искусству художественного панно из соломы вместе с Сергеем Дицем, сделали рисунки известных зданий, спроектированных архитекторами немецкого происхождения, вместе с Анастасией Руф, а вместе с Марией Бурмистровой познакомились с национальными блюдами российских немцев.

Самый известный и любимый российскими немцами атрибут Рождества, венок, имеет давнюю традицию и увлекательную историю происхождения, о которой рассказала ведущая мастер-класса Анастасия Госсман из города Абакан.

Рождественский венок был создан в 1839 году лютеранским богословом Иоганном Хинрихом Вихерном. Вихерн был общественником и помогал детям из бедных семей. Зная, с каким нетерпением ребятишки ждут наступления Рождества, он смастерил из старого колеса телеги венок-календарь, который обвил веточками хвои. Изначально венок украшали 24 красных и 4 белых свечи. За четыре недели до Рождества каждое утро на венке зажигали по одной красной свече, с каждым днем, приближающим к святому празднику, на одну больше. В воскресное утро к зажженным красным свечам добавляли по одной большой белой свече. 24 декабря таким образом зажигались все свечи, включая четвертую белую.

«Мы часто делаем венки на рождественских встречах и обычно используем ветки. Для мастер-класса я подобрала более упрощенный вариант – елочную мишуру, – говорит Анастасия. – Изготовить такой венок совсем несложно. Некоторые участники говорили, что никогда не держали в руках термопистолеты, но, как видите, все справляются.

Я пробовала раньше сделать такой венок, но, в связи с нехваткой времени, мы обычно их покупаем. Сейчас же я чувствую, как это приятно делать такой венок самому».

«Чувствуется тепло и удовольствие, и осознание того, что ты сделал это собственными руками», – поделилась впечатлениями руководитель этнографического ансамбля немецкого танца „Volkskarusell“ Лидия Кноль.

На другом мастер-классе участники также познакомились с традицией, уходящей в далекое прошлое. Ирина Митрус из Томска научила всех желающих мастерить обережных куколок-Крупеничек.

«Такую куколку делали в конце осени, когда собирался урожай. Отбирали самые лучшие зерна и складывали в мешочек, это было туловище куколки, – рассказывает Ирина.

– Для создания Крупенички использовались натуральные ткани, а также использовалась красная нить, которая служила оберегом. Крупу использовала разную – гречку, просо, рис или даже горох.

В куколку складывались самые лучшие зерна, которые весной использовались для посева».

Ведущий мастер-класса Сергей Диц из Казани, представил уникальную технику создания панно из соломы. По собственному признанию Сергей увлекся этим искусством, увидев такие картины у своего тренера по легкой атлетике.

«"А ты попробуй сделать сам", – сказал он мне тогда. Попробовал, но получилось не очень. Потом со мной произошла беда. Я получил травму головы и даже в отчаянии хотел бросить работу. Чтобы как-то себя успокоить, снова вернулся к этому занятию. Качество картин стало лучше. И те люди, которые видели мои панно, говорили, что у меня хорошо получается. И это меня тоже подстегнуло».

Для создания своих картин, мастер использует разные виды соломы. Оказывается, в зависимости от типа соломы картины могут выглядеть совершенно по-разному.

«Есть пшеничная солома, есть овсяная. Они имеют разный цвет и разную толщину. И когда картина будет готова, если она сделана из овсяной соломы, то продержится дольше.

Есть еще камыш и полевые травы, которые также можно использовать. Можно даже использовать рыбью чешую и рыбные косточки. Полет фантазии может быть безграничным».

Кстати, чтобы воспроизвести красивый букет или плывущий корабль, не обязательно быть профессиональным художником. На помощь придут современные технологии.

«Сам я не рисую. Для сюжетов, например, использую открытки с цветами. Помогают современные технологии. Мне, скажем, понравилась картина в одном из фильмов, я сделал скриншот и распечатал на компьютере. Есть и специальные приложения, в которых картину можно нарисовать одной линией». Научиться создавать такие панно можно и за полчаса, но совершенствовать мастерство нужно постоянно, считает мастер.

«Мы с детства прирожденные художники. И нарисовать красивую картину с первого раза может абсолютно каждый, даже не имея специального художественного образования». Так считает известная художница Анастасия Руф из Москвы. И ее мастер-класс стал тому доказательством.

«Свой мастер-класс я решила посвятить теме, которая бы могла объединить всех нас. Это архитектурные сооружения, созданные русскими архитекторами немецкого происхождения – Федором Шехтелем, Константином Тоном, Александром Брюлловым и многими другими.

Я выбрала как известные здания, так и совсем неизвестные, но очень красивые, мимо которых москвичи или питерцы могут ходить каждый день и которые вошли в историю мировой архитектуры. Я была приятно удивлена, что все участники мастер-класса были очень внимательны и буквально загорелись работой.

Хотя многие боялись, что не смогут нарисовать. Но, в результате, я с уверенностью могу сказать, что у нас получилась галерея шедевров.

Великолепный уровень показали все участники, несмотря на то, что кто-то рисовал профессионально, а кто-то впервые держал в руках серьезные материалы для создания изображения». Художник уверена, что рисовать с детства умеют все. Но «нам мешают комплексы, потому что мы не можем нарисовать картину, как, например, художник Александр Иванов, написавший "Явление Христа народу". Ничего страшного!» Большинство людей умеют прекрасно рисовать, но им нужно немного помочь, подытожила Анастасия.

Искусство изготовления и оформления семейных или личных альбомов, скрапбукинг, существует многие сотни лет и до сих пор не теряет своей популярности.

Навыкам этого рукодельного творчества участники смогли научиться на мастер-классе Надежды Шелест из Сыктывкара по созданию «Старинной немецкой открытки».

«Мне хотелось сделать открытку с конвертом, связанную как с рождественской тематикой, так и с немецкой историей, – рассказывает Надежда о своем увлечении. – И я нашла старинные немецкие открытки, которые продаются на стоках. А кто-то находит такие открытки в сундуках своих бабушек и дедушек и выкладывает в интернете. И их тоже использую».

На мастер-классе Надежда поделилась и своими лайфхаками. Например, чтобы состарить открытку, Надежда использует кофе или чай.

На мастер-классе Марии Бурмистровой по традиционной кухне российских немцев участники познакомились с национальными блюдами: как сытными, так и десертами, а также сами попрактиковались в готовке.

Участники мастер-классов, соединивших культурные традиции российских немцев и современность, смогли не только раскрыть свои таланты и открыть новые творческие способности, но и увезли с собой на память маленькие произведения искусства, созданные собственными руками. А оригинальные и необычные работы ведущих мастер-классов вы можете увидеть на Выставке декоративно-прикладного искусства российских немцев, которая сейчас проходит в Российско-немецком доме в Москве и будет открыта для посещения до 15 декабря 2022 года. Вход свободный, необходима предварительная регистрация. Дополнительная информация и регистрация на посещение выставки: тел. (495) 531 68 88 (доб. 186).

Рубрики: ФНКА