В Германии стартовал семинар по языковой и этнокультурной работе


18-24 июня во Франкфурте-на-Майне проходит семинар для специалистов по языковой работе Самоорганизации немцев России. В нем принимают участие представители СОРН из Саратова, Самары, Томска, Омска, Тюмени и Алтайского края.

Участники семинара продолжают исследовать систему непрерывного образования национальных меньшинств. Следует отметить, что семинар стал естественным продолжением образовательных мероприятий в Будапеште (Венгрия), Фленсбурге (Германия).

В рамках языкового семинара участники посетили двуязычный немецко-русский детский сад «Сказка» и встретились с его заведующей Александрой Майер. Педагог рассказала об истории создания учреждения, о его концепции, а также о применяемых здесь методических практиках.

«Сказка» - второе по величине немецко-русское образовательное учреждение в Германии. Его основная целевая группа - дети из семей выходцев с постсоветского пространства, а также из ряда стран восточной Европы. Небольшой процент составляют дети из немецких семей, не имеющих русских корней, которых интересует русская культура или высокий образовательный стандарт, которому соответствует учреждение.

По словам Майер, количество желающих устроить ребенка в билингвальный детский сад стабильно увеличивается. При этом возможности дошкольного учреждения ограничены и принять всех желающих оно не может. «На сегодняшний день в очереди к нам состоит более 300 детей и многие из них никогда не попадут к нам в детский сад», - поделилась Александра Майер.

Образовательный процесс детского сада «Сказка» осуществляется русско- и немецкоязычными воспитателями на двух языках методом погружения. Он основан на русских и немецких педагогических традициях. Расписание дня предусматривает чередование активных фаз и отдыха, а также развлечений по желанию и игр под руководством педагогов. Особый упор при этом делается на целенаправленное развитие речи (немецкий и русский язык - 50/50), укрепление двигательного аппарата, творческое развитие и дошкольную подготовку.

По словам Александры Майер, основные цели учебно-воспитательного процесса в «Сказке» направлены на формирование у детей демократического сознания и на получение ими обширного социального опыта с тем, чтобы каждый ребенок мог вырасти полноценной личностью, в последующем способной интегрироваться в любое общество.

Педагог также обратила внимание на то, что зачастую дети выступают фактором интеграции своих семей в немецкое общество. «У нас были случаи, когда родители стеснялись своего российского прошлого и старались скрыть его и не объясняли ребенку причины. Это, в свою очередь, накладывает определенный отпечаток на отношения в семье и создает проблемы в общении. Таким образом, сад опосредованно, через детей, помогает родителям принять себя и совместить в себе две культуры и две идентичности.

В ходе дискуссии Александра Майер ответила на вопросы участников встречи, а после провела для них экскурсию по детскому саду и начальной билингвальной школе, которая носит имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и располагается в том же здании, что и детский сад «Сказка». Это образовательное учреждение было создано в 2012 году, здесь обучаются дети в возрасте от 6 до 10 лет. Таким образом, для выпускников детского сада школа служит следующей ступенью в системе непрерывного обучения и позволяет детям не терять знания русского языка, которые они приобрели в детском саду, а наоборот развивать их дальше. С делегатами встретилась учредитель и директор школы Наталья Вакулова. Она рассказала о том, как строится учебный процесс в учреждении, какие образовательные стандарты и учебники здесь используются, а после ответила на вопросы участников семинара.

По завершению экскурсии представители СОРН поделились своим опытом работы в области сохранения и популяризации немецкого языка в регионах компактного проживания российских немцев. В частности, координатор по языковой работе Омской области и директор школы с. Цветнополье Азовского немецкого национального района Елизавета Граф рассказала о программах обмена между дошкольными образовательными учреждениями Омской области с 15-тью детскими садами города Фленсбурга, которые практикуются на протяжении четырех лет. В рамках обмена воспитатели из Фленсбурга приезжают на двухнедельную стажировку в омский регион. Таким образом, у детей появляется возможность общаться с носителем немецкого языка, развивая при этом не только свой немецкий, но и навыки межкультурной коммуникации.

Следует отметить, что формирование системы непрерывного образования входит в ряд первостепенных задач Самоорганизации немцев России и является частью общей концепции языкового образования национальных меньшинств Европы. В программе семинара также запланировано изучение опыта организации языковой работы у национального меньшинства фризов, проживающих в Нидерландах.

Рубрики: Языковая работа