Этнокультурный молодежный отряд в проекте «Выбираем немецкий!»


В начале октября в Москве в Общественной палате РФ прошла V Международная языковая конференция, посвященная вопросам изучения немецкого языка в России. В мероприятии также приняли участие представители Республики Коми.

Далеко не секрет, что в стране с каждым годом в учебных заведениях сокращается число изучающих немецкий язык. В частности, в Сыктывкаре осталось только 16 школ, в которых немецкий вообще преподают, причем в трех из них учащихся просто доучивают. Английский язык вытесняет другие языки как в силу политики Министерства образования, так и неосведомленности родителей и самих учащихся о немецком языке, его статусе и использовании в Европе и мире, возможностях, которые предоставляет Правительство и образовательные учреждения Германии в продолжении обучения в Германии, а также о работе организаций, поддерживающих российских немцев и обучающих немецкому языку, о программах, стажировках, проектах, а главное – о реальных возможностях участия в них.

При том, что упор в школе делается на английский язык, знание его у учащихся остается достаточно примитивным, ведь кроме школы его совершенствование возможно только за немалые деньги. В отличие от этого немецкий язык, благодаря, прежде всего, российским немцам, проживающим в Республике Коми и заинтересованным в нем, получает постоянную поддержку. Примером может послужить хотя бы тот факт, что все большее распространение его изучение получает в дошкольных учреждениях и не только Сыктывкара, но и Ухты, Сосногорска, в Вуктыльском районе. Более 30 этнокультурных школ и кружков, курсы немецкого языка для взрослых и детей осуществляют обучение немецкому языку, знакомят с культурой и традициями немцев России и Германии на бесплатной основе. Для детей в каникулы уже многие годы организуются этнокультурные площадки, а республиканскому этнокультурному лагерю «Киндерланд» в будущем году исполнится уже 20 лет. Учащиеся созданной 25 лет назад школы №21 с углубленным изучением немецкого языка сдают экзамены на диплом DSD и получают возможность учиться в вузах Германии без сдачи экзамена. Новые возможности открываются для той молодежи, которая активно участвует в деятельности молодежной организации «WIR» при немецкой автономии.

Донести эту информацию учащимся и их родителям (в детском саду, в 1 и 6 классе), когда перед ними встает выбор изучаемого иностранного языка, стало основной задачей проекта «Выбираем немецкий», осуществляемого в этом году Немецким культурно-деловым центром Республики Коми при поддержке Управления немецких школ за рубежом (ZfA).

Что очень важно, реализация проекта осуществляется этнокультурным молодежным отрядом, многие участники которого сами являлись учениками этнокультурной школы при немецком центре. Интерактивная форма, в которой вся информация доносится до детей и родителей, уже вошла в практику отряда, первый состав которого был сформирован еще в 2014 году. На встречах с отрядом школьники и их родители не остаются просто зрителями, они активные участники и «жители» «Немецкой слободы», в которой получают знания и навыки о языке, культуре и традициях немцев России и Германии. По итогам встреч выбор детей однозначен – немецкий. В заключение встреч участники получают призы и сувениры с логотипом проекта, которые и дальше напоминают им об их выборе. Такие встречи прошли уже в детских садах и школах Сыктывкара, Емвы, Ухты, Сосногорска, поселка Дутово.

Проект развивается, недавно он получил грантовую поддержку Министерства национальной политики республики, а в следующем году его поддерживает Министерство экономики республики, давшее центру грант за победу в конкурсе социальных проектов. Это даст возможность продолжить популяризацию немецкого языка и, возможно, заставит понять руководителей образовательных учреждений, системы образования республики, что разнообразие в изучении иностранных языков благо, а не проблема.

Мы осознаем, что наших усилий решить все вопросы с созданием условий для изучения немецкого языка в республике, далеко недостаточно. Но уверены, что повсеместное внедрение в школах английского как «международного» языка, влечет за собой и проблемы для нашего общества. Вслед за языком идет насаждение определенной массовой культуры, образа мыслей и поведения, подчас чуждых. Разнообразие же языкового изучения, наоборот, расширяет возможности и горизонты знаний нашей молодежи. Именно к этому мы и стремимся.

Рубрики: НМОЯзыковая работа