Российский немец - местный валеночный кутюрье


Слово «валенок» часто ассоциируется у нас с чем-то теплым, забавным и устаревшим. Однако современные французские законодатели моды считают, что именно эта обувь может смело носить звание – «от кутюр», то есть уникальной и изысканной, и человек с особым вкусом, понимающий толк в одежде, обязательно имеет пару валенок в своем гардеробе. Сегодня мы расскажем о жителе Омской области – Дмитрии Рейтере, который не просто любит носить валеную обувь, он сам ее и валяет. 

Слово «валенок» часто ассоциируется у нас с чем-то теплым, забавным и устаревшим. Однако современные французские законодатели моды считают, что именно эта обувь может смело носить звание – «от кутюр», то есть уникальной и изысканной, и человек с особым вкусом, понимающий толк в одежде, обязательно имеет пару валенок в своем гардеробе. Сегодня мы расскажем о жителе Омской области – Дмитрии Рейтере, который не просто любит носить валеную обувь, он сам ее и валяет.

Дмитрий Робертович Рейтер – житель Москаленского района Омской области – пимокат в третьем поколении. Пимокатами раньше называли в Сибири валялщиков пимов – то есть, валенок. Его дед, отец, дядька тоже занимались этим ремеслом. Некогда именно это село славилось пимокатами. А сегодня Дмитрий Робертович – валеночных дел мастер – единственный в районе.

Его дом найти в довольно большом селе (Родная Долина) не сложно. Во-первых, мастера все знают, во-вторых, дом имеет отличительную особенность: на фасаде красуется кованный из железа валенок.

«Несмотря на все современные технологии, не придумали еще для суровой зимы более теплой и практичной обуви, чем русские валенки, – рассуждает умелец, – потому на них всегда есть спрос».

Валяние валенок считалось одним из самых прибыльных ремесел на Руси, а валяльщик был в почете у всякого чина и сословия.

«Сегодня на этом ремесле много не заработаешь, – говорит мастер-пимокат. – Более половины суммы от стоимости пары самокаток – это расходы на материал».

Что включает в себя процесс валяния валенок? Начинается все с покупки овечьей шерсти, так как в личном подсобном хозяйстве у героя очерка живут другие домашние животные. Затем шерсть перебирается – вручную – освобождается от грязи, прилипших сухих растений, репея. Потом дело за вычесыванием. Вручную сделать это невозможно – необходимы специальные машины.

«Раньше пимокатня была в Марьяновке, возить было не так далеко, – рассказывает Дмитрий Робертович. – На сегодняшний день она не работает, я вожу шерсть на ческу в Омск. В итоге получаются рулоны шерстяного полотна. Дальше начинается непосредственная работа по созданию обуви».

Мастер на специальный стол, сделанный на заказ, расстилает ткань, на которую выкладывает прямоугольный «кусок» шерстяного полотна. Быстрыми движениями рук, за несколько минут, формирует из прямоугольника-заготовки форму валенка. Затем еще одна подобная процедура. Две половины складываются вместе. И вот в руках уже нечто, напоминающее зимнюю традиционную обувь, только размером в два раза больше.

«Это, своего рода, «показательное выступление» – быстро так ничего не делается, – смеется мастер. – Это называется «заращивать валенки» – самая кропотливая часть работы. Пальцы должны быть чувствительными, чтобы не чувствовала потом нога ни соединений, ни утолщений. Полотно смачивается постоянно водой, катается специальным приспособлением, к нему добавляется и снова прикатывается шерсть, ведь оно где-то тоньше, где-то толще (от автора: эти приспособления похожи на скалку, которой раскатывают тесто, только большого размера). Затем эти макро-валенки усаживаются: снова смачиваются водой и катаются увеличенной скалкой».

Чтобы перейти к следующему этапу производства валенок, нашему пимокату нужно идти в баню. Нет, не для помывки после рабочего дня. Теперь валенки нужно вымачивать в серной кислоте, «варить» в горячей воде, красить… Это все удобно делать именно там.

«Затем специальными инструментами валенки бью, колочу, то есть опять и опять усаживаю, чтобы шерстяное изделие было плотное, прочное, – раскрывает секреты технологии Дмитрий Робертович. – Потом заготовку, это пока еще нельзя назвать валенком, нужно насадить на колодку, высушить ее, после обрезать по высоте…»

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – переходим в баню. Мастер показывает нам шестикилограммовые чугунные приборы, с которыми он работает, колодки, которые специальными приспособлениями могут увеличиваться при необходимости, например, если голяшка шире стандарта, или на ноге выросла «косточка».

«Валять валенки – работа грязная и тяжелая, – признается ремесленник. – Трудоемкость и стала причиной того, что это ремесло себя изживает. Я не против того, чтобы у меня появился ученик, но желающих что-то нет».

…И вот в итоге в руках у мастера, как продукт долгого процесса, о котором мы разговариваем, появляются валенки – нежнейшие, и вместе с тем, прочные. К слову, срок службы хороших валенок-самокаток – пять-шесть лет.

За интересной беседой время летит незаметно. Прощаемся с сожалением, но с надеждой на то, что роднодолинцы не утратят эту славную традицию – одевать москаленцев в «трендовую» обувь.

Рубрики: Новости регионовМы - российские немцы!