Региональная общественная организация Республики Хакасия «Центр немецкой культуры имени Генриха Батца» в апреле начала реализацию межрегионального проекта по языковой работе «Eins, zwei, drei – выбирай!». В рамках этого проекта проводится апробация игрового материала с целью разработать методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.
Региональная общественная организация Республики Хакасия «Центр немецкой культуры имени Генриха Батца» в апреле начала реализацию межрегионального проекта по языковой работе «Eins, zwei, drei – выбирай!».
Основная цель проекта – популяризация изучения немецкого языка через внедрение разнообразных игровых форм обучения среди детей дошкольного возраста, посещающих детские сады – учреждения-партнеры центров немецкой культуры и клубов выходного дня для детей.
В рамках проекта проводится апробация игрового материала с целью разработать методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. Дети, посещающие детский сад и изучающие немецкий язык, с удовольствием играют, закрепляют имеющиеся знания и приобретают новые.
Организаторы приводят в качестве примера разработанную ими интерактивную игру «Сафари». Эта игра направлена не только на мыслительную деятельность, но и на возможность подвигаться, что очень важно для детского возраста. Она способствует как изучению немецкого языка, так и разностороннему развитию детей.
Воспитатель подготовительной группы детского сада «Сказка» г. Абакан Горбунова Анастасия, она же и преподаватель немецкого языка в группе, где прошла апробация данной игры, дала нам свой отзыв о данной методике изучения языка:
«Ввиду особенностей детской психики, легкого восприятия и усвоения звукового материала при условии отсутствия логопедических противопоказаний, изучать иностранный язык рекомендуется начинать в раннем возрасте, поскольку у ребенка формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала иностранного языка.
Целью обучения детей дошкольного возраста является обеспечение условий погружения в иноязычную среду для развития интеллектуальных способностей, памяти, воображения, логического мышления. Необходимо создавать благоприятные условия для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявления и развития их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве.
Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то обучение немецкому языку проводится в основном в игровой форме. При помощи одной очень интересной и увлекательной игры можно изучать, повторять и закреплять такие темы, как: «Цвет», «Форма», «Дикие животные», «Фрукты», «Части тела», а также глаголы-действия. Называется эта игра «Сафари». Начинать использовать ее уже можно с младшего дошкольного возраста, к старшему дошкольному возрасту правила игры усложняются».
Игра «Сафари» – это виртуальное путешествие по Африке. Игра состоит из мягкого тканевого игрового поля (16 клеток), объемных фишек-игрушек из картона, разноцветной юлы для выбора ячейки на поле и карточек-фотографий зверей с заданиями, тема которых зависит от выпавшего цвета на вращающемся волчке. Красный цвет означает, что один из участников команды вынимает из стопки красную карточку и на листе бумаги рисует заданную часть тела животного. Команда по рисунку пытается догадаться, что это за часть тела, задавая закрытые вопросы, например: «Ist das eine Nase?». За правильный ответ команда получает разрешение сделать снимок животного, и ей выдается готовая фотография африканского животного в качестве заработанного балла, а фишка-животное данной команды устанавливается на соответствующую клетку поля (первую клетку с красным кругом). Если выпал синий цвет, то участник вынимает карточку синего цвета, на которой изображено животное, употребляющее пищу. Ребенок сообщает своей команде, какое животное может это кушать, например: «Das frisst ein Affe». Выпавший зеленый цвет означает, что надо звуком изобразить животного на зеленой карточке, например, если это змея, то зашипеть. А желтый цвет в игре означает, что нужно изобразить пантомимой, что любит делать животное, изображенное на желтой карточке. Например, изображен слон, который купается (baden). В наборе игры по 10 карточек каждого цвета. Во время апробации игра длилась менее 20 минут, пока одна из команд не дошла до финиша. На немецком языке каждая команда посчитала, сколько фотографий животных ей удалось сделать во время «Сафари». Всем детям раздали сладкие призы. Дети были в восторге, они получили огромное удовольствие, играя в эту игру!
Теперь методист проекта Кулакова Лариса, мультипликатор по детской языковой работе, совместно с преподавателем Горбуновой Анастасией оценят все положительные стороны и недочеты игры, которые были выявлены во время апробации. К осени 2014 года будет разработано методическое пособие по проведению данной игры. Уже в отработанном виде игра пройдет на базе организаций-партнеров центров немецкой культуры, где занимаются дети дошкольного возраста, а также, возможно, дети начальных классов (на базе клубов выходного дня). Методическое пособие с видеокурсом апробированных игр будет распространено среди центров немецкой культуры, заинтересованных в преподавании немецкого языка для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Партнерами проекта являются МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка» г. Абакана, центр немецкой культуры «Возрождение» г. Минусинск, детский сад № 19 г. Минусинск, Общественная организация «Красноярская региональная национально-культурная автономия немцев». Проект продлится до декабря текущего года.
руководитель проекта Светлана Горева