17 октября в Общественной палате состоялось заседание Российского Клуба национальностей, посвященное национально-культурным автономиям и национально-культурным объединениям. Вел заседание Николай Сванидзе, присутствовал на нем заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Магомедсалам Магомедов. В заседании приняли участие представители различных объединений и профильных общественных организаций: грузин, армян, чувашей, цыган, корейцев, российских немцев, коренных малочисленных народов и др.
17 октября в Общественной палате состоялось заседание Российского Клуба национальностей, посвященное национально-культурным автономиям и национально-культурным объединениям. Вел заседание Николай Сванидзе, присутствовал на нем заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Магомедсалам Магомедов. В заседании приняли участие представители различных объединений и профильных общественных организаций: грузин, армян, чувашей, цыган, корейцев, российских немцев, коренных малочисленных народов и др.
В своем выступлении Магомедсалам Магомедов подчеркнул, что государству важно понять, какие проблемы есть на сегодняшний день у НКА и НКО.
Одну из них озвучил президент Общероссийского объединения корейцев Василий Цо. Он напомнил, что в 2013 году отмечается 250-летие с начала массового переселения немцев в Россию, а в будущем году 150-летие с момента переселения в Россию отметят и корейцы. «Государство должно проводить праздничные мероприятия по таким поводам на государственном уровне», – убежден Василий Цо. По его мнению, для этого должно быть подготовлено соответствующее постановление правительства. Магомедсалам Магомедов ответил, что в ближайшее время будет встречаться с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрием Козаком, который руководит Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений, и обсудит с ним поддержку таких празднований.
Член Клуба национальностей Генрих Мартенс, Президент Федеральной НКА российских немцев, принял активное участие в заседании Клуба и представил свою позицию по поводу статуса НКА сегодня.
«Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства об НКА», – уверен Генрих Мартенс. Закон об НКА был принят еще в 1996 году и, с тех в него не раз вносились изменения и дополнения, которые фактически выхолостили ряд идей, которые лежали в основе принятия законодательства о национально-культурных автономиях. Так, например, по первоначальному варианту закона статус ФНКА определялся как «государственно-общественная организация». В настоящее время – это просто «общественная организация», фактически такая же как и все другие общественные организации. То есть на сегодняшний день у НКА нет никаких преимуществ перед другими общественными организациями. По нынешнему законодательству, для учреждения НКА достаточно согласие трех человек. Ими могут быть и члены одной семьи. Учредив НКА, небольшая группа людей может заявить, что представляет интересы всех граждан определенной национальности какого-то региона. Ещё одной проблемой является то, что в ряде случаев деятельность НКА осуществляется не на правовой основе: не своевременно проводятся отчетно-выборные конференции (если вообще проводятся), в Управления Минюста на местах предоставляются сфальцифицированные документы о якобы проведенных отчётно-выборных конференциях с массовым участием населения. Не ведётся реестр членов, от общественности утаиваются списки членов руководящих органов НКА. Имеются случаи, когда руководители НКА уже давно потеряли доверие своих членов, но удерживают печати и уставы некогда руководимых ими организаций, которые они теперь считают своей собственностью. Тем самым, не работая сами, они не дают работать и другим.
Примеры непорядочного поведения есть и в сообществе российских немцев. Например, некто Цаан Александр Фёдорович из Кемерово. Ещё в конце 90-х годов прошлого столетия была учреждена региональная НКА, которую он тогда возглавил. С тех пор деятельность этой структуры фактически деградировала. В Кемеровской области активно действуют около 26 реальных общественных организаций российских немцев, с сотнями реальных членов которые, однако, никак не представлены в НКА и её совете. Кто входит в совет, когда были выборы, кто принимал в них участие, чем реальным занимается эта, по сути, фиктивная структура – тайны за семью печатями. Есть вопросы и к Управлению юстиции по Кемеровской области – неужели они не видят, что творится у них под носом? Почему не требуют соблюдения законодательства? Кто конкретно из чиновников Кемеровской области несёт персональную ответственность за подобную профанацию законодательства? Ещё до конца текущего года все эти вопросы и, не только по ситуации в Кемеровской области, мы намерены поднять на государственном уровне. «Пришло время очищаться от подобных прилипал. Для этого должна быть разработана процедура, которая бы в принципе решала вопросы существования таких НКА-пустышек», – подытожил свою мысль Генрих Мартенс.
Другой вопрос, на который Президент ФНКА российских немцев, давно обращает внимание, это вопрос реальных возможностей НКА: «Государство декларирует, что опирается на институт НКА, но не дает основы для укрепления этого института». Государство может и должно представлять целевые ранты, может уменьшить налогообложение, признав национально-культурные автономии социально-значимыми организациями.
В заключении Генрих Мартенс предложил создать рабочую группу при Президентском Совете по межнациональным отношениям, которая подготовит предложения по усовершенствованию законодательства об НКА и представит их в Федеральное Собрание Российской Федерации и Президенту России.