Немецкий язык в системе этнокультурного образования. С 27 апреля по 1 мая в Москве состоится III Mеждународная научно-практическая языковая конференция «Немцы России: язык этнического меньшинства на современном этапе. Перспективы. Приоритеты. Потенциал». Конференция, организованная Международным союзом немецкой культуры при поддержке Федерального министерства внутренних дел Германии, посвящена наиболее актуальным вопросам развития немецкого языка в поликультурном и многоязычном контексте России: Немецкий язык в системе этнокультурного образования; Роль российских немцев в популяризации немецкого языка в России; Обучение и повышение квалификации нового поколения преподавателей для немецкого меньшинства; Многоязычие как основа межкультурной коммуникации. В преддверии конференции информационный портал RusDeutsch представляет краткую обзорную информацию по каждому из актуальных вопросов конференции.
В преддверии языковой конференции
Немецкий язык в системе этнокультурного образования
С 27 апреля по 1 мая в Москве состоится III Mеждународная научно-практическая языковая конференция «Немцы России: язык этнического меньшинства на современном этапе. Перспективы. Приоритеты. Потенциал». Конференция, организованная Международным союзом немецкой культуры при поддержке Федерального министерства внутренних дел Германии, посвящена наиболее актуальным вопросам развития немецкого языка в поликультурном и многоязычном контексте России: Немецкий язык в системе этнокультурного образования; Роль российских немцев в популяризации немецкого языка в России; Обучение и повышение квалификации нового поколения преподавателей для немецкого меньшинства; Многоязычие как основа межкультурной коммуникации. В преддверии конференции информационный портал RusDeutsch представляет краткую обзорную информацию по каждому из актуальных вопросов конференции.
«Ничто так не воспитывает в духе национальной солидарности,
как изучение иностранного языка».
Л. В. Щерба
Немецкий язык в системе этнокультурного образования
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года одним из основных принципов государственной образовательной политики декларируется «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» .
Язык российских немцев, несомненно, представляет собой особый социолингвистический и культурно-исторический феномен: являясь в первую очередь народом единой российской нации, российские немцы реализуют свое конституционное право на сохранение родного немецкого языка, культурной идентичности и самобытности в поликультурном пространстве России.
При этом, существуя в условиях глобального мира, имея исторически обусловленные предпосылки к коммуникации с мировым немецкоговорящим сообществом, и руководствуясь объективной необходимостью интеграции в мировое сообщество, в целом, путем сочетания традиций и инноваций, российские немцы являются носителями сложнейшей языковой картины мира.
В таком рассмотрении немецкий язык как основополагающий элемент этнокультурного образования представляет собой огромный источник лингвистического и культурологического знания о национальном характере и менталитете, а также является, несомненно, эффективным инструментом в содействии формированию диалога культур и межнациональной толерантности.
Помимо основных, обучающих задач, изучение немецкого языка приобрело в последние годы дополнительную, особо актуальную в современном поликультурном мире задачу – воспитательную, направленную на формирование ценностей и приоритетов, способствующих формированию толерантного сознания.
В данном контексте изучение немецкого языка как элемента этнокультурного образования в России призвано выполнять эту задачу дважды: с одной стороны, тематическими компонентами изучения немецкого языка всe чаще становятся вопросы мирного сосуществования в многонациональной России, преодоления этнических предрассудков, знакомство с многообразием культур народов РФ, с другой стороны, изучение немецкого языка тематически «завязано» на вопросах глобального мирового характера – принципах добрососедства и сотрудничества с народами других государств.