Владимир Фальцман, лауреат "Лучших имен России - 2011", отдал свою премию стипендиатам школы "Видергебурт"

В номинации «Лучшие имена немцев России — 2011» грант в области науки им. Бориса Раушенбаха получил Владимир Фальцман, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, декан Российско-немецкой высшей школы управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (РНВШУ), автор ряда знаковых работ по экономике инноваций, инвестиций и экономического роста. Он передал свой грант в размере 100 тысяч рублей нескольким ученикам школы «Видергебурт» Омска.

В номинации «Лучшие имена немцев России – 2011» на конкурсе проектов «Российские немцы в авангарде будущего», проводимом Международным союзом немецкой культуры, грантами награждаются деятели искусства, науки, педагогики, спорта и общественные лидеры.

Грант в области науки им. Б. Раушенбаха получил Владимир Фальцман, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, декан Российско-немецкой высшей школы управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (РНВШУ), автор ряда знаковых работ по экономике инноваций, инвестиций и экономического роста.

– Владимир Константинович, сердечно поздравляем Вас с наградой. Уверены, что к нашим поздравлениям присоединятся Ваши многочисленные ученики. В 1992 году при участии ряда немецких университетов Вы основали РНВШУ. Какие трудности возникали при появлении и развитии школы? Как удалось их преодолеть?

– Трудность, которая проявляется на всей двадцатилетней дистанции развития РНВШУ, международной школы, по своей сути, – слабое владение слушателями как немецким, так и английским языками. В том числе и российскими немцами. Конечно, бывают исключения, когда в числе слушателей оказываются выпускники языковых вузов, либо лица из семей с родным немецким языком. Число таких «исключений» со временем неуклонно растет. Да и средняя школа повышает уровень языковой подготовки своих выпускников.

Трудность первых лет существования Школы – отсутствие российских преподавателей и учебников на русском языке по экономике и управлению предприятием в условиях рыночной экономики. В настоящее время эту трудность в основном удалось преодолеть. Например, преподаватели Школы выпустили учебник «Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории экономики предприятия (Betriebswirtschaftslehre), адаптированной для применения в России», а также фундаментальный курс по общему, стратегическому и функциональным разделам менеджмента «Интенсивный курс МВА».

Если в первые годы преподавание в Школе вели преимущественно коллеги из немецких университетов городов Билефельд, Мегдебург, Берлина и ряда других, то в настоящее время преобладают российские преподаватели, в том числе приглашенные для проведения занятий из Института Европы РАН, МГИМО, МГУ им. Ломоносова, Всероссийской академии внешней торговли.

– Ваша школа готовит магистров бизнес-администрирования (МВА), то есть руководителей среднего и высшего звена. Могли бы Вы поделиться наблюдениями за карьерным ростом выпускников школы? Имеется ли статистика?

– Школа следит за карьерным ростом выпускников. Уже за два года обучения заработная плата и должностной статус слушателей растет примерно у 60–70%. Ассоциация выпускников РНВШУ поддерживает контакты со своими бывшими слушателями, высылает им материалы по развитию Школы и накапливает банк данных об их карьерном росте.

– В каких направлениях развивается Школа?

– Прежде всего в направлении экономической подготовки молодежи. Задача здесь состоит не в том, чтобы молодых специалистов в области техники, горного дела, фармацевтики, транспорта, связи, торговли и других областей «перековать» в экономистов и менеджеров, а в овладении ими основами современной экономической теории и компетенциями, необходимыми любому мастеру, руководителю группы, участка, где бы он ни работал. Без этих знаний и умений современный человек не может успешно трудиться, так же как, например, без компьютерной грамотности.

Одну из подобных программ Школа проводит в Российско-немецком доме (Москва) по договору с АНО «Breitenarbeit» для руководителей Центров немецкой культуры и встреч в регионах России, Казахстана, Узбекистана и других стран ближнего зарубежья.

Программа «Молодые кадры Кубани» проводилась по инициативе администрации Краснодарского края. В 2012 г. в Томской области объявлен набор на губернаторскую программу подготовки молодежных лидеров.

В связи со вступлением России в ВТО и Таможенный союз Школа открывает 2-годичную программу магистратуры (высшее образование) «Мировая экономика и бизнес». Программа будет проводиться совместно с Институтом Европы РАН.

– Как объяснить столь успешный экономический симбиоз России и Германии, наладившийся несмотря на две кровопролитные войны? Чему в экономическом плане Россия может поучиться у Германии, а чему Германия у России?

– Германия – традиционный партнер России в области образования, науки, техники, промышленности. Взять хотя бы для примера экономическое образование. Когда Россия на рубеже 90-х годов переживала коллапс марксистского образования, Германия первая пришла на помощь нашей стране. Я был свидетелем и участником этого процесса: когда руководство Германии получило постановление Правительства РФ о создании Российско-немецкой высшей школы, я как ее руководитель получил возможность выбрать партнера среди немецких университетов, согласовать совместную программу, закупить в Германии на немецкие деньги новейшие учебники, пригласить в Россию немецких профессоров, приобрести необходимую технику. Особенно хотел бы отметить бескорыстную и многостороннюю помощь известных немецких профессоров Хорста Альбаха и Вольфганга Шиллера. Впоследствии по инициативе РНВШУ В. Шиллеру было присвоено звание Почетного доктора Академии народного хозяйства, а Х. Альбаху – еще более высокий титул, Honoris Causa Российской академии наук.

– Культура экономически выгодна. Могли бы Вы доказать эту «теорему»?

Вопрос очень обширный. Я смогу ответить на него только в форме чистого примера. Длительное время РНВШУ проводила программу МВА на немецком языке, в основном силами преподавателей немецких университетов. Моих немецких коллег постоянно возмущали списывания и другие формы введения в заблуждение (Täuschung), которые весьма распространены в российских учебных заведениях.

Мне говорили: «Мы готовим слушателей для работы в условиях рыночной экономики для добросовестной конкуренции, где обман в конечном итоге ведет к потере доверия и разорению».

– Есть ли, на Ваш взгляд, у немецкого языка шанс стать столь же востребованным, как английский, являющийся ныне языком мировой науки?

Несколько лет назад я принимал участие в семинаре, который проводил Университет Гумбольдта (Берлин). Международный семинар проходил на английском языке.

По этому поводу я сказал одному из его устроителей: «Наша встреча проходит в здании, где вывешены портреты тридцати лауреатов Нобелевской премии – немцев, преподавателей университета. Почему же семинар проходит на английском языке?» На что мой коллега ответил: «Английский язык – это современная латынь».

– Владимир Константинович, каким образом на Вашу судьбу повлияло немецкое происхождение?

– Приведу такой пример. Я сдал вступительные экзамены на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Результат – 24 балла из 25, проходной – 23. На собеседовании декан факультета задал вопрос: «Откуда у Вас такая фамилия? Наверное, Ваш дед был помещик?» Действительно, мой прадед был помещик. Но не русский, а немецкий. Немецкий помещик – это великий труженик, который обрабатывал землю всей семьей, естественно, дополнительно нанимая рабочую силу. В МГУ меня не приняли.

В семье я получил немецкое воспитание. Прежде всего меня научили добросовестно работать. Поэтому в итоге удалось преодолеть препятствия, связанные с немецким происхождением, и победить в конкурсе «Лучшие имена немцев России – 2011».

Беседу вела Елена Зейферт

Стипендиаты Фальцмана

Владимир Фальцман передал свой грант в размере 100 тысяч рублей нескольким ученикам школы «Видергебурт» Омска. Это учебное учреждение, отмечающее в 2012-м свое 20-летие, задумывалось изначально как национальная немецкая школа для российских немцев. Учебный план, помимо госстандарта образования, включает в себя много уникальных дисциплин, связанных с немецким языком и культурой. Стипендиатами Владимира Фальцмана стали ребята из семей российских немцев — Каролина Хейн, Вероника, Александр и Анастасия Гемзен. Большая семья Каролины в прошлом году переехала в Омск из Германии. «Я была озадачена выбором школы для своих детей, — рассказывает многодетная мать Евгения Хейн, — так как хотела, чтобы они не забывали свои немецкие традиции и культуру. К счастью, такая школа нашлась: это единственная немецкая школа в городе — школа «Видергебурт». Мы рекомендуем всем знакомым, вернувшимся из Германии, обучать детей именно здесь». Школой довольны не только родители, но и их дети. «Настя, Саша и я, — рассказывает о своих успехах второклассница Вероника Гемзен, — учим немецкий язык в школе с 1-го класса, благодаря этому мы и в семье начали говорить на немецком и отмечать немецкие праздники. Родители этому тоже очень рады».

Рубрики: Авангард