По следам наших публикаций: как развивается история с памятником в Энгельсе?

Подготовка к 70-й годовщине депортации немцев европейской части СССР переходит в активную фазу. Центром памятных мероприятий станут Энгельс и Саратов, где в конце августа пройдут многочисленные мероприятия. Одно из них – установка памятника «Российским немцам – жертвам репрессий в СССР».


Подготовка к 70-й годовщине депортации немцев европейской части СССР переходит в активную фазу. Центром памятных мероприятий станут Энгельс и Саратов, где в конце августа пройдут многочисленные мероприятия. Одно из них – установка памятника «Российским немцам – жертвам репрессий в СССР».

В октябре 2010 года на суд участников IX форума российских немцев в Московском было представлено 11 эскизов скульптурной композиции «Памяти жертв депортации». Они были предложены заслуженным художником России Александром Лохтачевым, супругом известной многим российским немцам Нины Лохтачевой (Лютцев). Лохтачевы руководят мастерской декоративно-прикладного искусства «Лик» в Златоусте. В основе всех предложенных эскизов — образ Иисуса Христа, который в предполагаемых вариантах должен быть установлен на берегу Волги, в Энгельсе, бывшей столице Республике немцев Поволжья. «Каким быть памятнику жертвам депортации?», – спрашивали тогда МНГ и портал RusDeutsch, и предложили своим читателям принять участие в обсуждение. На портале RusDeutsch был проведен опрос, выявлен лидер. Им стала скульптурная композиция «Молитва», посвященная трагической дате – 70-летию депортации немецкого народа и всех пострадавших от репрессий и произвола. Мужская фигура, вскинувшая руки в молитве, символизирует, по задумке скульптора народ. В этом движении боль и страдание, отчаяние и надежда, справедливость и вера в освобождение, которое символизирует разорванное кольцо колючей проволоки на лагерных столбах. Фигура стоит на прямоугольном постаменте, состоящем из двух каменных блоков, объединенных надломленным крестом, символом души народа сумевшего выстоять в годы трагических испытаний.

В январе 2011 года появился новый эскиз, предложенный саратовским скульптором Александр Садовский. В рабочем названии был сделан акцент на жертвах депортации из числа немцев Поволжья. Скульптурно-художественная часть памятника состоит из двух фигур: взрослый человек (его левая нога и правая часть туловища уже поглощены черным пространством) и юноша, потомок депортированных немцев Поволжья (фигура, выходящая из черной плоскости, из кошмарного выселенного прошлого, как возвращение на Родину предков). Юноша босой, с обнаженным торсом – символизирует новую жизнь молодого поколения. Руки его открыты разворотом к зрителю, что символизирует чистоту намерений молодежи без груза обид и ненависти. Поверхность черной стелы – как граница между жизнью до депортации и после.

RusDeutsch, исходя из того, что мнения людей будут интересны для тех, кто принимает решение, предложил своим читателям прокомментировать два варианта. Вот некоторые комментарии:

Крамер Андрей Андреевич

Правильный выбор тот, который увековечит память трудармейцев. Они это заслужили.

Наталия

Модель памятника, автор которой – Садовский Александр Александрович, понятен. Но не понятно лишь одно: а где женщина- отражение ее страданий. Ведь это она сохранила это молодое поколение, которое отображает молодой человек, ступающий ногой в будущее. Как предложение, можно было бы добавить молодому парню на плече или голове мамину руку. (Энгельс)

Валентина

Скульптурная композиция «Молитва» тронула до глубины души. Даже удивительно, как выразительно и как много может сказать безмолвная скульптура. Не знаю, вправе ли я голосовать, поскольку живу в другой стране и не мне решать, каким быть памятнику в Энгельсе. Но если моё мнение кому-то важно, то прошу учесть мой голос за проект Александра Лохтачёва: вариант № 2 (на шести опорах). Великое ему спасибо. Валентина (Украина).

Ирина и Владимир Вейс

Мы поддерживаем концепцию проекта памятника Лохтачева Александра. Он лаконично и просто демонстрирует трагизм народа без вины пострадавшего в годы 2-й мировой войны. Так же нам импонирует тот факт, что он обладает большим профессиональным опытом возведения монументальных объектов. Поэтому памятник органично будет вписан в окружающий ландшафт. Образ памятника обладает большой внутренней динамикой. В то же время он строг и лаконичен. Его концепт доступен для понимания большинства людей, нужно учитывать и тот факт, что ментальность нашего народа сформировано на реалистических традициях. Однако это не вульгарный реализм, он выдержан в канонах монументального зодчества.

Наталья Вейберт

Мне кажется удачным вариант памятника, где Иисус Христос стоит на фоне обгоревшего дерева. Дерево символизирует здесь наш народ, который корнями связан с землей, культурными и семейными традициями российских немцев. Ветви и ствол дерева обожжены огнем – нельзя забывать о трагической судьбе жертв политических репрессий. Но Иисус Христос дает нам надежду на возрождение. И даже обожженное огнем дерево может дать новые, свежие побеги. Думаю, в пользу этого варианта памятника говорит и его оригинальное художественное решение".

Тина

Красиво, конечно. Но почему юноша с обнажённым торсом? Почему бы его не изваять в одежде? Если символом новой жизни считать обнажённость (как указано в пояснительной записке), то это слишком абстрактно. Может, вполне достаточно одной фигуры, уходящей в неизвестность? Тина.

Валентина

Памятник должен быть доступен для понимания широких масс, не знакомых с историей немцев. Предложенный проект интересен, но будет понятным только после прочтения пояснительного текста. Полагаю, что понятность и доступность восприятия особенно важны в произведениях предложенной тематики, поскольку российские немцы долго оставались во враждебном ареоле – непонятыми и непринятыми. Валентина (Симферополь).

Мы ошибались, когда писали, что выбор, каким быть памятнику жертвам депортации, за самими российскими немцами. В Саратове было принято решение поддержать эскиз земляка. Памятник должен быть изготовлен и установлен к началу третьей декады августа 2011 года. Стоимость изготовления и установки составляет около шести миллионов рублей (впрочем, по стоимости проекта еще есть некоторые разночтения). Идет сбор пожертвований. На 14 апреля 2011 года поступили средства в размере 1670170 руб.

Рубрики: 75-летняя годовщина депортации