В старейшей в России протестантской общине — приход свв. Петра и Павла был основан в Москве в 1626 году — произошел раскол. Часть общины поддержала пасторов, которых Синод в марте лишил сана. Большая же ее часть встала на сторону епископа. Собравшийся 16 апреля внеочередной Синод принял решение исключить общину свв. Петра и Павла из состава Евангелическо-лютеранской церкви европейской России. С целью оздоровления ситуации в эти дни создается и регистрируется обновленная община Кафедрального собора свв. Петра и Павла.
В старейшей в России протестантской общине — приход свв. Петра и Павла был основан в Москве в 1626 году — произошел раскол. Часть общины поддержала пасторов, которых Синод в марте лишил сана. Большая же ее часть встала на сторону епископа. Собравшийся 16 апреля внеочередной Синод принял решение исключить общину свв. Петра и Павла из состава Евангелическо-лютеранской церкви европейской России. С целью оздоровления ситуации в эти дни создается и регистрируется обновленная община Кафедрального собора свв. Петра и Павла.
«Это ситуация — наша внутренняя беда», — признает Дитрих Брауэр. Он был избран епископом ЕЛЦ ЕР на последнем Синоде в марте этого года. Несколько месяцев назад в его руки попало письмо девушки, рассказывающей об аморальном поведении двух пасторов собора свв. Петра и Павла Дмитрия Лотова и Дитриха Бюлова-Штернбека. Текст был подписан несколькими девушками. Помимо этого были написаны заявления от других людей. На заседании Консистории в конце октября 2010 года принимается решение отстранить пасторов от служения за аморальное поведение. Позже на епископском совете ЕЛЦ, в которую входит и ЕЛЦ ЕР, они лишаются ординации. Синод подтверждает это решение.
Дитрих Брауэр говорит о «фактах, порочащих звание пастора», отдельные прихожане, в том числе и сами отстраненные пасторы, — о клевете. На очередном собрании общины, которое состоялось 10 апреля, должны были объявить о решениях, принятых Синодом. Более сотни членов общины — менее половины ее состава — собралось их послушать и обсудить текущие дела общины. Небольшая группа людей, поддерживающая двух бывших пасторов, начинает вести себя, по свидетельству очевидцев, настолько агрессивно, что многие члены общины, особенно пожилые люди, покидают собрание, сравнивая его атмосферу с той, что была в стране в 1937 году. Совет общины теряет контроль над ситуацией.
16 апреля Синод Евангелическо-лютеранской церкви европейской России собирается на внеочередное заседание. На повестке дня — ситуация, сложившаяся в московской общине. К тому же сложившаяся не вчера: уже и ранее было много нареканий на нездоровую атмосферу в ней. Принимается решение исключить ее из состава ЕЛЦ ЕР и создать обновленную общину Кафедрального собора свв. Петра и Павла, чье учредительное собрание проходит в тот же день.
«Я очень болезненно переживаю раскол в общине», – говорит о своем отношении к происходящему Александра Николаева, урожденная Хёршельманн. Для молодой женщины, внучки органиста, работавшего в соборе еще в первые годы советской власти, до его закрытия, община была частью жизни. Выбор между двумя расколовшимися частями многим дался нелегко. «Люди очень страдают. Это как развод родителей: ребёнок ведь любит и папу, и маму, а остаётся с одним из них», – сравнивает Александра. «Любой развод – это боль. И мне больно за тех, кто говорит, что вообще уйдет из церкви». Николаева подает заявление на вступление в обновленную общину.
Такое же решение приняла для себя и Мария Фролова. Она объясняет это тем, что «придерживается библейских принципов о послушании начальству». При этом для нее «важно не то, что произошло, а то, что происходит». Мария имеет в виду действия, предпринимаемые Дмитрием Лотовым. Бывший пастор проводил 17 апреля богослужение у стен собора, больше напоминавшее собой митинг. «Он ведет себя агрессивно и настраивает на агрессию людей, которые пришли его поддержать. Хотя видно, что они потеряны. Это не поведение христианина», — делится наблюдениями Фролова. С ней согласна член общины из Коломны Наталья Демпке: «Лотов — агрессивный пастор, воспитавший общину под себя. Он не придерживается христианских ценностей».
Алексей Борисов и Сергей Тарасенко, напротив, убеждены в том, что лишенные сана пасторы заслуживают полного доверия. «Они вызывают доверие своим служением, своим отношением к пасторским обязанностям», — утверждает Алексей. История с девушками его «ни в чем не убедила». Это подлог, кляуза, уверен Сергей, и «только на основании этой кляузы было принято беспрецедентное для лютеранской церкви решение — лишить пасторов сана». Молодые люди пришли в церковь в разные годы: Алексей на День благодарения в 2009 году, Сергей — в 1999-м. Оба считают, что копать надо глубже: вся история затеяна с целью «большого передела имущества». «Это борьба за власть и деньги», — говорит Тарасенко. Кстати, он тоже сравнивает ситуацию с 1937 годом, когда для запуска репрессивной машины достаточно было бросить тень на кого-то. Как сейчас произошло с пасторами.
Наталья Демпке, придерживаясь другой позиции, тоже предполагает, что на кону — церковные здания, аренда которых приносит прибыль. Наталья Ивановна в церкви давно и знает подноготную. Некоторые из тех, кто мутит сейчас воду, использовали блага церкви в собственных интересах.
Зато новый пастор Андрей Бобылев, считает, что в данной истории деньги — не главное. Функция Бобылева сейчас, как он ее понимает, — собрать общину и убедить тех, кто примкнул к группе, поддерживающей бывших пасторов, не развивать конфликт дальше. «Жалко общину. Из нее уходят люди, которые очень долго были ее членами». Он понимает позиции всех членов общины. «Люди считают пастора духовным отцом и идут за ним. Мне бы тоже было сложно сделать выбор, если бы Лотов или Бюлов-Штернбек меня крестили и конфирмировали». Другой вопрос в том, можно ли поручать духовное служение людям без высшего теологического образования, как в случае с двумя бывшими пасторами. Бобылев считает, что нет. «Врач не может быть любителем. Пастор — тоже, ведь работа с душой — такой же важный интимный процесс».
В преддверии светлого праздника Пасхи все заинтересованные стороны надеются на обновление общины, наступление мира в ней, на то, что церковь вновь станет убежищем, а община — духовной семьей, преодолевшей боль развода.
Ольга Силантьева
На фото: Во время одного из праздничных богослужений в Кафедральном соборе
Ранее по теме:
18.04.2011 Создается обновленная община свв. Петра и Павла в Москве 16 апреля состоялось внеочередное заседание синода Евангелическо-лютеранской церкви европейской России. Темой этого синода стала ситуация, сложившаяся в московской общине. Было решено исключить общину свв. Петра и Павла из состава ЕЛЦЕР. В эти дни создается и регистрируется обновленная община Кафедрального Собора свв. Петра и Павла, чье учредительное собрание прошло 16 апреля. |
|
Раздел: Разное | Подробнее... |
15.04.2011 Раскол в московской лютеранской общине – Епископ просит о поддержке В московской евангелическо-лютеранской общине при кафедральном соборе свв. Петра и Павла произошел раскол. Некоторые ее члены не признали решения Синода, о чем и заявили на недавнем очередном собрании членов общины. Совет общины потерял контроль над ситуацией. В виду сложившихся обстоятельств на днях в Москве пройдет внеочередное заседание Синода. |
|
Раздел: Разное | Подробнее... |