Российским немцам нужна своя элита», — произнес пять лет назад уполномоченный федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств Кристоф Бергнер. Год спустя начала действовать программа «Формирование авангарда», поддерживаемая из бюджета ФРГ. Первые годы ее реализации почти не дали результатов. Ситуация стала меняться в 2010 году. Одно из наиболее значительных изменений связано с запуском проекта по обучению группы студентов—российских немцев в одном из вузов Москвы.
«Российским немцам нужна своя элита», — произнес пять лет назад уполномоченный федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств Кристоф Бергнер. Год спустя начала действовать программа «Формирование авангарда», поддерживаемая из бюджета ФРГ. Первые годы ее реализации почти не дали результатов. Ситуация стала меняться в 2010 году. Одно из наиболее значительных изменений связано с запуском проекта по обучению группы студентов—российских немцев в одном из вузов Москвы.
«У нас не было иллюзий. Мы знали, что выбрали тернистый путь, — признает Ольга Мартенс, заместитель председателя Международного союза немецкой культуры. Именно МСНК в 2010 году было доверено реализовывать программу «Формирование авангарда». — Мы хотели предложить абитуриентам из числа российских немцев выбор из нескольких вузов, которые выделяли бы бюджетные места для российских немцев. Мы хотели найти перспективных молодых людей, мечтающих не только о высшем образовании, но и о дополнительной программе этнокультурного образования. Обе эти составляющие станут основой подготовки специалистов для их последующей работы в общественных организациях российских немцев». К достижению идеала и лежит путь через тернии.
Морковка для университетов
Для начала надо было найти университеты, которые смогут выделить бюджетные места для целой группы студентов — как за партами, так и в общежитии. Первым таким вузом стал Московский государственный областной университет (МГОУ). Набор по специальности «Социальная работа (бакалавриат)» состоялся в 2010 году. В 2011 году к программе присоединяются Пятигорский государственный лингвистический университет и Омский госуниверситет им. Ф.М. Достоевского. Все три вуза занимают высокие позиции в рейтинге российских высших учебных заведений. Речь идет о создании консорциума вузов, работающих по программе этнокультурного образования российских немцев. Позже в него войдут, надеются руководители программы, и немецкие университеты.
«Конечно, заинтересовать вузы — это сложная задача, требующая индивидуального подхода, — продолжает Ольга Мартенс. — Но даже если университеты проявляют интерес к нашему предложению, то они не всегда могут положительно решить вопрос с выделением мест на бюджетной основе для очной формы обучения». Хотя, считает Мартенс, и вузам, и государству такая программа должна быть интересной, ведь в рамках ее отрабатывается модель этнокультурного воспитания представителей одного из народов России. Обучаясь со студентами других национальностей, общаясь с ними, они тем самым вносят свой вклад в развитие толерантности и межэтнического взаимодействия в российском обществе.
Пряник для студентов
Но мало найти вузы — нужны и многообещающие студенты. В прошлом году было подано слишком мало заявок для проведения серьезного конкурсного отбора. «В силу того, что программа была запущена поздно — в середине апреля, надо честно признать, что выбор был скромным», — отмечает зампредседателя МСНК. Тем не менее в результате небольшого конкурса заявок было отобрано 13 человек, которые были зачислены на факультет психологии, специализация «Социальная работа». «Конечно, в идеале было бы, если бы группа была однородной, — отмечает Екатерина Киселева, доцент МГОУ, курирующая студентов. — Сейчас они обучаются на очном, очно-заочном и заочном отделениях. Сложно в такой ситуации организовать ребят в одну группу». В будущем необходимо поработать и с мотивацией абитуриентов.
У Кристины Комиссаровой (Майер), приехавшей учиться в Москву из Сыктывкара, с мотивацией как раз все было в порядке. Она знала, что хочет изучать немецкий язык. Когда в мае прошлого года она получила информацию о новой программе, то сначала посмотрела, кто такой социальный работник, затем зашла на сайт МГОУ и прочитала о европейской программе Tempus, в которой участвует МГОУ. Предоставляемые возможности убедили Кристину. Она подала документы. «Летом, конечно, переживала, откроют ли группу. На всякий случай подала документы и в другие вузы», — рассказывает девушка. Сейчас, год спустя, она утверждает, что ее ожидания оправдались. Она довольна курсами по немецкому языку, организованными для группы студентов из числа российских немцев, с учетом уровня знаний студентов. Есть и практика общения на языке в Российско-немецком доме в Москве, практика в МСНК. Программа обучения в МГОУ вообще заслуживает всяческих похвал. «Есть образовательная платформа в интернете, на которую преподаватели выкладывают лекции и задания. Их надо выполнять в течение семестра, набирать таким образом баллы и зарабатывать оценку. Ответы тоже выкладываются на индивидуальные странички в интернете, где преподаватели их и проверяют. Одна из самых распространенных форм работы на семинарских занятиях — мультимедийные презентации, которые мы делаем сами».
Сергей Фло из Томска обучается на очно-заочном отделении по специальности «Социальная работа». Однако он станет не бакалавром, как Кристина, а специалистом. Поэтому с такими новшествами в организации обучения он не сталкивается. Сережа так же хвалящий курсы немецкого языка, считает, что практика в МСНК — «самый непродуманный механизм в программе»: «людям некогда». К тому же у некоторых студентов остро стоит вопрос с трудоустройством — найти работу обещали всем, но это обещание пока осталось невыполненным. Вообще первый год стал сложным в плане адаптации для его товарищей, особенно для тех, кто переехал из села или маленького города в мегаполис.
После первого семестра, как это обычно бывает в вузах, отсеялись те студенты, которые неправильно выбрали специальность. Сейчас в группе осталось 11 человек. На зимних каникулах студентам был предложен первый модуль программы этнокультурного обучения. Учебный год продолжается, программа расширяется, и первые результаты подводить можно будет лишь годы спустя: когда студенты успешно завершат обучение, получат диплом (в идеале даже два диплома — и российского и немецкого вузов) и приступят к работе в организации российских немцев. Кристина, например, так и планирует. После бакалавриата и магистратуры, она хочет связать свою жизнь с общественным движением российских немцев. «В обычный соцотдел я бы работать не пошла».
Ольга Силантьева
На фото: Гранит науки можно грызть и так.
Слева направо:
Михаил Бергер, Татьяна Шрайнер, Сергей Фло, Михаил Мосейко, Марина Даудрих, Юля Карих
на установочном мероприятии в Ульяновске.
Ранее по теме:
26.03.2011 Три вуза страны принимают целевым образом абитуриентов из числа российских немцев
|
|
Раздел: Авангард | Подробнее... |
16.09.2010 Предстоит учиться мне в университете… - осуществлен новый целевой набор группы российских немцев в московский вуз Международный союз немецкой культуры в рамках направления «Avantgarde» в этом году предоставил возможность получения высшего образования для молодых российских немцев в рамках Образовательной программы бакалавриата по направлению «Социальная работа» при Государственном образовательном учреждении «Московский государственный областной университет». В начале сентября 13 молодых российских немцев сели за парты МГОУ.
|
|
Раздел: Авангард | Подробнее... |