"Кто следующий?" – так называется новая постановка первого в Астане молодежного социального театра, премьера которой состоялась на минувшей неделе в одной из столичных школ. На суд зрителей была представлена история о судьбе молодого человека, которому пришлось столкнуться с проблемой СПИДа, и испытать на себе предательство друзей и общества, сделавших из него изгоя. Все актеры социального театра – ребята из немецкого молодежного клуба «Диамант».
«Кто следующий?» – так называется новая постановка первого в Астане молодежного социального театра, премьера которой состоялась на минувшей неделе в одной из столичных школ. На суд зрителей была представлена история о судьбе молодого человека, которому пришлось столкнуться с проблемой СПИДа, и испытать на себе предательство друзей и общества, сделавших из него изгоя. Все актеры социального театра – ребята из немецкого молодежного клуба «Диамант».
Социальный театр - это совершенно новый и одновременно уникальный метод привлечь внимание людей, особенно молодежи, к острым социальным проблемам, таким как наркомания, СПИД, алкоголизм, жестокость нравов, насилие в семье, крушение семейных и культурных ценностей. Благополучное общество по сей день с традиционным равнодушием отворачивается от людей, попавших в беду, живущих совсем рядом, но отделенных глухой стеной непонимания и неприятия. Попытка достучаться до нашего сознания, и призыв протянуть руку помощи таким людям - это, пожалуй, и есть главная цель нового проекта.
Главный герой пьесы – Гном, молодой человек из вполне благополучной семьи, заразившийся ВИЧ-инфекцией от случайной девушки, с которой его знакомит друг, уверенный, что уже достаточно много знает о жизни, чтобы давать советы. И как это часто бывает, перед первой в своей жизни близостью с девушкой, Гном "для смелости" принимает алкоголь, но слишком много, чтобы сохранить бдительность, да и вообще какие-либо воспоминания о проведенной ночи. И когда через некоторое время, желая помочь однокласснице, попавшей в аварию, Гном идет сдавать для нее кровь, и ему сообщают о ВИЧ, он начинает понимать всю безысходность, пустоту вокруг себя, и потерю смысла жизни. Окружающие его люди оказались неспособными понять даже такой смелый поступок юноши, как желание открыто с помощью телевидения поведать о своей беде, и показать другим на своем печальном примере всю опасность ситуации. Его бросает любимая девушка, которая как оказалось, влюблена только в саму себя, из семьи уходит отец, сестра начинает его ненавидеть, отворачиваются друзья. Герой даже помышляет о том, чтобы уйти из жизни, но рядом с ним оказываются два человека, готовых ему помочь - его мать, и одноклассница, которую он всегда считал "серой мышью".
Пьесу "Кто следующий?" нельзя назвать развлекательной в привычном "театральном" смысле. Она заставляет зрителя задуматься, попытаться понять, испытать сострадание. Жизнь современных подростков показана здесь как некая замкнутая, закрытая для взрослых, обособленная сфера, наполненная равнодушием друг к другу, праздностью, отсутствием цели и смысла жизни. Ведь они даже не называют друг друга по имени - только прозвища Шир, Мышь, Гном. Здесь утрачены не только нормальные, естественные формы поведения, но и чувство собственной безопасности, безопасности любимых и близких людей, потребность помочь тем, кого коснулась беда.
Молодежный социальный театр сегодня единственный в столице, ему не более года. Его продвижением занимается немецкое общество "Видергебурт". Все главные актеры театра - учащиеся разных школ столицы, но объединенные молодежным клубом "Диамант", созданным при обществе "Видергебурт". Именно в этом молодежном клубе и родилась идея социального театра. В прошлом году ребята успешно дебютировали с постановкой "Сочинение на тему..., или Сад без земли", рассказывающей о проблеме взаимоотношений педагогов и учеников. Тема нынешней работы - как никогда актуальна, ведь именно подростки чаще всего по незнанию, или убеждению в том, что это "со мной никогда не случится", становятся жертвами наркомании, ВИЧ-инфекции, или слишком раннего начала сексуальной жизни. Начинающие актеры убеждены: если об этой теме их сверстникам, находящимся в столь непростом возрасте, будет рассказывать не занудный лектор, монотонно перечисляющий перечень раздражающих слух запретов и статистических данных, а они сами, да еще в такой оригинальной форме, эффект восприятия информации будет совершенно другим.
Постановкой новой пьесы, равно как и предыдущей, занимался режиссер и художественный руководитель театрального коллектива Игорь Лисков. По его мнению, только с помощью театра можно наиболее глубоко показать зрителю самые серьезные стороны жизни общества:
"Как однажды сказал Владимир Маяковский, "театр - это увеличительное стекло". Поэтому удел театра - очень "выпукло", ярко и предельно ясно показывать какую-либо проблему. Смысл нашей пьесы, конечно не в собственно проблеме СПИДа. Можно было бы обыграть любой социальный конфликт, но коль скоро эта тема сейчас на слуху у школьников, их родителей, у обычных обывателей, то автор пьесы, драматург Юлия Шевелева взяла именно ее. Сегодня много спорят о том, какой же "вирус" на самом деле посетил наше общество? Но никакого нет вируса. Посмотрите вглубь себя, посмотрите друг на друга, и вы найдете ответ: отсутствие доброты в людях, равнодушие, замкнутость, круглосуточное сидение в Интернете, в итоге приводящее к одиночеству. Есть ты, и есть этот "ящик" - больше ничего. Люди разучились говорить, они общаются друг с другом с помощью компьютера и "эсэмэсок".
Новый спектакль оценивали первые зрители - школьники и их родители, а также гости премьеры - главный специалист Секретариата Ассамблеи Народа Казахстана г. Астаны, представитель Департамента по защите прав детей, директора и завучи средних школ, представители этно-культурных центров, молодежных центров здоровья, медицинских организаций, СМИ. После окончания представления они вручили актерам памятные подарки и сувениры, а затем вместе обсудили постановку и выразили готовность оказать поддержку театру в организации проката спектакля для широкой аудитории.
Зрители единодушно сошлись во мнении, что театральная методика позволяет в привлекательной форме, ненавязчиво рассказывать молодым людям о важности безопасного поведения, о сохранении таких человеческих качеств, как дружба, любовь, уважение в семье. Это особенно важно, поскольку институт семьи переживает сегодня непростые времена.
Не случайно в беседе с актерами после спектакля мы поинтересовались: кому они готовы в первую очередь рассказать о своих переживаниях и проблемах - родителям или друзьям? Оказалось, что большинство сегодняшних подростков доверяют, прежде всего, своим сверстникам. Поэтому пьесу "Кто следующий" настоятельно рекомендуется смотреть не только школьникам и студентам, но и их родителям.
"Почувствовали ли зрители, сидящие в зале, что проблемы сегодня есть, что они касаются всех, и что их жертвами становятся молодые люди в результате самых разных жизненных ситуаций?" Уверен, таким вопросом задается каждый участник театральной постановки. И очень бы хотелось надеяться, что усилия этих молодых талантливых ребят помогут кому-то не совершить роковой ошибки, и спасти жизнь себе и своим близким.
Материал подготовил Николай Федотов
Фото: Дмитрий Макеев