Начинается Великий пост


Сегодня, 9 марта, у лютеран начинается Великий пост. Первый день поста, выпадающий на среду, называют пепельной средой. В истории религии пепел является образом тленности и знаком печали и покаяния. Пеплом головы посыпали в знак скорби не только израильтяне, но египтяне, арабы и греки. С этой точки зрения и следует рассматривать традицию древней Церкви, когда явные грешники, облаченные в грубые одежды и посыпав голову пеплом, совершали публичное покаяние...

ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА В истории религии пепел является образом тленности и знаком печали и покаяния. Пеплом головы посыпали в знак скорби не только израильтяне, но египтяне, арабы и греки. С этой точки зрения и следует рассматривать традицию древней Церкви, когда явные грешники, облаченные в грубые одежды и посыпав голову пеплом, совершали публичное покаяние. В обоснование этой традиции можно сослаться на ее многократное упоминание в Ветхом и Новом Завете: Пс.101,10, Ис.58,5, Мф.11,21 и др. С 7-го века пепельная среда являлась предпочтительной датой начала публичного покаяния. С пепельной среды до Чистого Четверга от Евхаристии отлучались все, совершившие тяжкий грех. Кроме того, на них налагалась тяжелая епитимья. К тяжким грехам относились не только разврат, убийство и отпадение от веры, но и всякое деяние, которое и у сегодняшним средним обывателем субъективно расценивается как проступок. Когда институт публичного покаяния стал терять свое изначальное значение, а затем и вовсе совершенно исчез из церковной практики, сам обряд помазания пеплом остался в качестве вполне адекватного начала времени Великого поста. К моменту утверждения Папой Урбаном II на Синоде 1091 года в Беневенте помазания пеплом в первый день Великого поста в качестве общего для всех верующих правила, эта традиция существовала уже очень продолжительное время.

(Альфонс Ауэр)

ЕВАНГЕЛИЕ

Из святого Евангелия от Матфея (Мф.6,1-6.16-18)

В то время сказал Иисус ученикам Своим:

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Слово Господне

Слава Тебе, Царь вечной славы

Возлюбленные братья и сестры,

Сегодня мы отмечаем начало Великого поста. Ради служения Господу отбросить надлежит не только лишние килограммы. Отбросить нужно своеволие, собственные ничтожные, мелкие устремления. Пепел, которым на лбу кающихся верующих рисуется крест, означает не только отказ от поголовного эгоизма, но и то, что отныне Христос будет действительно определять все сферы моей жизни. Действительно ли со мной дело обстоит именно так? Могу ли я от всего сердца назвать Христа своим Господом? Или я бездумно произношу слова «Господи, Господи!»? Само по себе мое слово легко может остаться всего лишь словом – без соответствующего ему деяния. Ибо люди очень часто говорят неправду. Бог не поступает так никогда – Он никогда не лжет. То, что Он говорит, становится явью (Лк.1,37). В Слове Божием слово и дело становятся единым целым. Слово, произнесенное Иисусом становится Словом Спасения. Недостаточно человеку произносить благочестивые речи. Из христианской веры по власти Божией, щедро одаривающей нас, проистекают деяния. Такие деяния, каковых желает от нас Бог, а не те, что мы сами себе придумаем.

Молитва. Маленький мальчик из числа наших прихожан, зашел ко мне домой, благоговейно и тихо прокрался в мою комнату. Со времени своего крещения он нечасто бывал в церкви. «Это все твои книги?» спрашивает он «и они все про Бога?» - изумление и любопытство уже овладевают им. Его вопросы иссякнут не скоро «Ты еще и молишься Богу?» - «Конечно, я разговариваю с Ним, как сейчас с тобой» - «А Он слышит то, что ты Ему говоришь?» - «Конечно, поэтому я и молюсь!» Возникла пауза. Он в задумчивости. И вдруг совсем уж неожиданный вопрос: «А если ты заикаешься?» - Нечто очень успокаивающее, раскрепощающее несет в себе слово Иисуса об Отце, видящем сокровенное. Причем и для маленького заикающегося мальчика, с которым потом вышел очень задушевный разговор, и для того, на чье христианское воспитание решающее влияние оказал торжественный язык церковных богослужений, или того, кто находится в поиске формы своей личной молитвы. Это важно и для тех, кто впал в уныние из-за собственного косноязычия и считает, что еще «не умеет» молиться. «Отец твой, видящий тайное, услышит и поймет тебя!» И зависит все не от языка или умения все красиво сформулировать, и уж точно – не перед посторонними слушателями. То, что у тебя в сердце, то, что на сердце, должно «зазвучать» в тишине молитвы. И неважно – происходит ли это вслух или про себя, связно или обрывками фраз.

Дела христианской любви – помоги ближнему своему! Некий человек приходит к священнику и говорит: «отец, я не понимаю: придешь к бедняку, он обходителен и помогает всем, чем только может. А вот к богачу придешь – так он на тебя и не смотрит. Неужели это все от денег зависит?» Священник ему и отвечает: «подойди к окну… что ты там видишь?» «я вижу женщину с ребенком, машину, везущую товар на рынок» На это священник ему и говорит: «Хорошо! А теперь подойди к зеркалу – что ты теперь видишь?» «Ну, что же я могу там увидеть, отец? Себя самого, разумеется!». Священник отвечает: «Вот видишь, окно из стекла и зеркало тоже из стекла. Нужно поместить позади стекла немножко серебра – и ты уже не видишь только себя самого!». Это величайшая опасность при обращении с денежками. Какова ни была бы наша нужда в деньгах, они очень скоро могут лишить нас способности замечать то, что нас окружает. Тогда раньше всего остального я замечаю себя самого – свои интересы, свои склонности и пристрастия, а не человека рядом с собой. Того человека, которого Бог поставил на моем пути как раз для того, чтобы он – через меня – познал благость Господню. Иисус желает освободить наш взор –ради наших ближних, ради милосердия, ради того, чтобы мы обратились к нуждающемуся, приняли нужду его близко к сердцу. Ибо если я по-настоящему со-переживаю этому нуждающемуся, то воистину, моя левая рука не будет знать, что творит правая, но обе руки будут в согласии помогать – в том числе и материально. Пост помогает экономить. Ради помощи нуждающемуся. «И Бог воздаст тебе».

ПРОШЕНИЯ

Слава и честь Богу, заключившему с народом Своим новый и вечный завет в Крови Христовой и обновляющему его в таинстве Евхаристии. Будем просить Его:

Отв: Благослови, Господи, народ Твой

Направь, Господи, по воле Твоей помышления народов и правителей,

- чтобы они настойчиво стремились ко всеобщему благу.

Умножь благочестие в тех, кто, оставив всё, последовал за Христом,

- да будут они для людей ярким свидетельством и примером святости Церкви.

Ты сотворил всех людей по образу Своему,

- помоги нам избегать несправедливого неравенства и всяческой дискриминации.

Всех заблуждающихся верни к истине Своей,

- и научи нас оказывать им помощь.

Дозволь усопшим нашим войти в славу Твою,

- и славить Тебя в вечности

Заключительная молитва:

Господи, помоги нам начать духовную брань, предприняв подвиг святого Поста, чтобы преодолевая в себе зло, мы получили в помощь от Тебя даро воздержания. Через Господа нашего…

Рубрики: Das Wort zum Sonntag