Образовательные стандарты нового поколениямогут удовлетворить интересы национальных меньшинств

  К участию в международной научно-практической конференции по проблемам изучения немецкого языка, которая проходит в Москве с 28 по 31 октября 2009 года, приглашены представители федеральных и региональных органов управления образования. Руководитель центра национальных проблем образования Федерального института развития образования (ФИРО) Министерства образования и науки РФ, член Оргкомитета конференции Ольга Артеменко выступила с докладом: «Государственные и родные языки в условиях нового образовательного законодательства».

Образовательные стандарты нового поколения могут удовлетворить интересы национальных меньшинств

К участию в международной научно-практической конференции по проблемам изучения немецкого языка, которая проходит в Москве с 28 по 31 октября 2009 года, приглашены представители федеральных и региональных органов управления образования. Руководитель центра национальных проблем образования Федерального института развития образования (ФИРО) Министерства образования и науки РФ, член Оргкомитета конференции Ольга Артеменко выступила с докладом: «Государственные и родные языки в условиях нового образовательного законодательства».
Ольга Артеменко отмечает, что сейчас в системе образования происходят изменения, но они не случайные, а системные и направлены на демократизацию образования! Изменения движутся в сторону того, чтобы школа была более самостоятельной в механизмах управления образовательным процессом, и чтобы общественные организации могли, как можно больше принимать в этом участие. Принятие закона о ЕГЭ, новые нормативы и введение системы перехода на новую оплату труда и самый важный пункт – принятие в декабре 2007 года закона об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
Причиной появления данного закона послужили противоречия между Законом „Об образовании», принятым в 1992 году и Конституцией Российской Федерации. Одним из важных факторов стало противоречие 7-ой статьи закона об образовании (наличие регионально-национального компонента)с 43-ей статьей конституции Российской Федерации, где сказано, что РФ устанавливает федеральные государственные стандарты, как единое целое, и не рассматривает регионально-национальный компонент, который якобы нужно передавать в ведение субъекта! И именно здесь задеваются интересы республик России.
На сегодня эти противоречия сняты 309-ым Законом – «Об образовании», который формулирует три основных требования: к структуре основной образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации основной образовательной программы, которые лежат в основе лицензирования любого образовательного учреждения, заявляет Ольга Артеменко.
В настоящее время также завершается разработка государственного Стандарта второго поколения с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов России. 6 октября 2009 года подписан приказ Министерством образования и науки Российской Федерации о введении Стандарта второго поколения для начальной школы, в котором закреплено раннее изучение иностранного языка (со 2 по 4 класс) в объеме 2 часов недельной нагрузки на всей территории Российской Федерации.
В своем выступлении Ольга Артеменко привела модель учебного плана для начальной школы, универсальную для всех субъектов РФ, где язык рассматривается не только как язык изучения, но и обучения, то есть преподавание на языке, предусмотренным на усмотрение субъекта. Вторая часть плана, формируется самими участниками образовательного процесса, т.е. может преподаваться на том языке, который выбирает участник - родитель, совет учителей, попечительский совет и другие представители общественных организации. «И как раз эта вторая часть может быть использована и задействована диаспорами» - отмечает О. Артеменко. «Нам кажется, что эта модель для российских немцев, довольно, оптимальна, чтобы удовлетворить интересы национальных меньшинств».
Поддержала выступление О. Артеменко методист лаборатории иностранных языков Московского института открытого образования Олька Каплина. «Социальный заказ родителей и учащихся при выборе изучения первого или второго иностранного языка, можно рассматривать как объективную тенденцию… И вот здесь должна проявится особая миссия учителя немецкого языка - объяснить родителям развивающий потенциал немецкого языка, укрепить представление о нем как о языке великой литературы науки, философии. Убедить, что немецкий язык это широкие перспективы в будущем».
Но школа, напомнила Каплина, это не единственное место, где можно изучать немецкий. «Важно – хотеть учить язык, а возможностей для изучения много!!!»
После завершения выступления к Ольге Артеменко подошла Лилия Данилова (Пфунд), учитель немецкого языка из с. Колыон Кемеровской области. Она спросила, что конкретно надо сделать, если в школе нет возможности изучать немецкий язык, хотя в селе живет много российских немцев. Артеменко ответила, что если одна мама напишет заявление, в свободной форме (а еще лучше, если таких мамаш будет хотя бы пять) и подаст его директору, а потом и в ведомство по вопросам образования, если директор ничего не предпримет, то директора могут уволить, потому что по закону и по конституции всем детям разных национальностей должны быть предоставлены условия для изучения родного языка. Так что родительская инициатива играет очень важную роль. Лейтмотив всех выступлений – главное хотеть, а возможности есть.
Подготовила Елена Быкова

Рубрики: Языковая работа