После обеда состоялось пять круглых столов, где участники и гости конференции смогли обсудить темы конференция в малых группах. После двухчасовой беседы результаты обсуждений были представлены в зале для пленарных заседаний. Представляем вкратце результаты круглых столов.
Предложения участников конференции по развитию языковой работы в пользу российских немцев
После обеда состоялось пять круглых столов, где участники и гости конференции смогли обсудить темы конференция в малых группах. После двухчасовой беседы результаты обсуждений были представлены в зале для пленарных заседаний. Представляем вкратце результаты круглых столов.
Роль СМИ и литературы в изучении немецкого языка.
Руководители круглого стола:
Е. Зейферт
Доктор филологических наук, литературовед, литературный критик, редактор-обозреватель «Литературной газеты», член Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев
К. Матис
Кандидат педагогических наук, руководитель филиала «Российской газеты» в Барнауле, заместитель председателя МОО «Немецкое молодежное объединение»
Основные темы:
a.Литература и СМИ российских немцев как фактор их самоидентификации. Бикультурализм и билингвизм российско-немецких писателей, виды их двуязычия, феномен «двойного литературного гражданства». Способы интеграции российских немцев: общественные объединения, издательства, издания. Необходимость изучения российскими немцами немецкого языка на примере родной литературы. Публицистика и журналистика российских немцев.
b.Способны ли СМИ привить интерес к изучению языка? Чистота языка используемого в СМИ, – можно ли доверять такому источнику? Какие СМИ и каким образом могут помочь в изучении языка? Каковы особенности использования материалов СМИ в учебной программе?
На презентации предварительных результатов обсуждения Елена Зейферт сказала, что на круглом столе были подняты интересные проблемы, участники пришли к пониманию, что литература и СМИ российских немцев должны «выйти из той капсулы, в которой они сейчас обитают»: СМИ и литература читаются только российскими немцами, газеты, журналы и книги выпускаются малыми тиражами». Вопрос состоит в том, чтобы вывести писателей и журналистов, пишущих о российских немцах, на новый уровень – уровень престижных журналов, рыночный уровень. Константин Матис продолжил, представление результатов, рассказав о необходимости единого информационного поля или расширения уже имеющегося. Преподаватели знают, что его можно использовать, но зачастую у них нет доступа в Интернет, а, следовательно, и к сайтам для российских немцев. Или же проблема в другом. У преподавателей и изучающих немецкий есть доступ, но они не знают, как именно использовать СМИ, печатные и электронные, или литературу. С этой целью необходимо проводить семинары или же готовить методическую продукцию.
Этнокультурная составляющая в изучении немецкого языка.
Руководители круглого стола:
Л. Копп
Кандидат педагогических наук, исполнительный директор бюро Землячества немцев из России, г. Штутгард
М. Чибисова
Кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ
Основные темы:
· Язык является одним из важнейших факторов формирования этнической идентичности российских немцев. Поэтому в преподавании немецкого языка особое место принадлежит этнокультурной составляющей, а именно актуализации этнической идентичности и ознакомлению с культурой Германии и России.
· Как на практике реализуется этнокультурная составляющая в занятиях по немецкому языку? Какие методические приемы позволяют наиболее продуктивно решать этнокультурные задачи в преподавании немецкого языка российским немцам?
При презентации результатов ведущие круглого стола подчеркнули, что российские немцы начинают учить язык. Вопрос в том, как сделать процесс – единым процессом формирования этнического самосознания: «Этнокультурный компонент нельзя связывать только с песнями, танцами, литературой. Важно еще связывать с историей семьи, личным опытом каждого слушателя, учителя», - отметила Марина Чибисова.Участники круглого стола отнесли к проблемам параллельное проведение языковой и культурной работы. За языковую отвечает преподаватель, за культурную – руководитель центра встреч. Оба этих направления должны быть взаимосвязаны.
Формирование идентичности в семье. Связь поколений
Руководитель круглого стола:
Л. Шнейдер
Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета
· Этническая идентичность. Роль семьи, ближайшего окружения, школы.
· Внешние источники формирования идентичности российских немцев. Внутренние источники становления этнической идентичности: эмоционально-положительный фон в материнской семье, положительное восприятие себя в качестве представителя определенной нации, эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к немецкому сообществу.
· Наиболее значимые точки процесса становления этнической идентичности: воспитание в соответствии со сложившимися традициями в семье и ближайшем окружении; получение информации о национальной принадлежности «значимых других» и переработка этой информации; получение информации об особенностях своей нации и ее оценивание; формирование образа своей нации.
Лидия Шнейдер начала презентацию круглого стола, который она модерировала, словами «что наш стол самый важный: потому что если не будет немецкой семьи, с ее ценностями, то все, что обсуждается на других круглых столах, провиснет.
Участники Круглова стола обращают внимание на следующие проблемы:
1) В целом отмечается низкий уровень использования немецкого языка в семейных ситуациях
2) Размываются этнокультурные ценности, происходит быстрая ассимиляция немецких семей с переключением немецкого языкового кода на русский.
3) Невысокая эффективность курсов немецкого языка оп возрождению языкового компонента российских немцев в немецком языке
Участники Круглова стола считают необходимым:
1) Привлекать потенциал всех членов семьи к изучению детьми немецкого языка с раннего возраста
2) Создавать семейные Российско-немецкие лагеря различного профиля и специализаций: профессиональные молодежные, лечебно-оздоровительные и другие.
3) Усилить работу по изучению фамильных ценностей, созданию и описанию генеалогического древа семьи и др.
4) Создавать условия для активизации партнерских, родственных связей, в том числе на деловой основе.
5) Развивать языковые компоненты с учетом возрождения особенностей, возможностей клубов и поддержек…
6) Расширять межгосударственные, межличностные и межгрупповые проекты
7) Усилить и поддержать право российских немцев на специальное обучение в российских ВУЗах по языковым … специальностям (например учитель немецкого языка, переводчик)
8) Усилить этнопсихологическую работу с немецкой молодежью.
9) Задействовать Интернет-ресурсы в целях онлайн консультация, создания советов, сообществ российских немцев для распространения фамильных ценностей, изучения истории немецкого народа и формирования этнической идентичности.
10) Расширять исследовательские программы по изучению межнациональных браков и других вопросов семейных отношений и семейной политики в целях повышения эффективности работы по формированию и развитию этнической идентичности российских немцев
Как мы можем поддержать изучение немецкого языка в школах? Возможности центров встреч российских немцев
Руководители круглого стола:
О. Каплина
Методист лаборатории иностранных языков, старший преподаватель кафедры иностранных языков МИОО, гл. редактор журнала „Deutschkreativ“
О. Штралер
Кандидат политических наук, директор Информационно-образовательного центра российских немцев в Республике Коми, председатель МКС ЦВ немцев Урала
- Центры встреч российских немцев, их влияние на расширение преподавания немецкого языка.
- Закон РФ «Об образовании» и обязанность государства обеспечить условия для изучения родного языка.
- Этнокультурный компонент в школьном образовании.
- Повышение квалификации преподавателей немецкого языка.
- Взаимодействие центров встреч со школами в проведении лингвистических лагерей и площадок.
- Взаимодействие центров встреч со школой в организации внешкольного обучения немецкому языку.
- Организация центрами встреч изучения истории российских немцев в школах.
- Инициативы центров встреч и родителей по формированию классов в школах с изучением немецкого языка.
- Вовлечение старшеклассников в деятельность молодежных организаций.
- Шефство советов ветеранов центров встреч над классами с целью воспитания и ознакомления учащихся с традициями российских немцев.
Если предыдущий «круглый стол», по словам его модератора Лидии Шнейдер был самым важным, то этот круглы стол оказался самым востребованным: на него записалось больше всего участников – и руководители центров встреч, и учителя из регионов и из столицы. Все были эмоциональны и неравнодушны. Про эмоциональность во время дебатов Ольга Каплина упоминала несколько раз во время презентации. Оно наверное и понятно. «Ситуация не столь радушная», - передала общее мнение Каплина. Очень многое зависит от руководителей регионов, от их отношения к изучению немецкого языка. В Мордовии – регламентировано изучение иностранных языков: 50 % английского, 25 % - немецкого, 25 % французского. В Белгородской области вообще в некоторых районах нельзя учить немецкий язык. По одиночке бороться сложно. Нужно консолидировать усилия.
Вот некоторые рассуждения о том, как можно сегодня поддержать изучение немецкого языка в школе, обсужденные на круглом столе
Рекомендациями для российских немцев могут стать следующие пункты:
1. Центры встреч российских немцев (далее ЦВРН) должны проявлять достаточно большую активность на развитие ситуации преподавания иностранного языка, опираясь на Закон об образовании, предполагающий обязанность государства обеспечить условия для изучения
родного языка.
Немецкий язык должен преподаваться не в одной отдельно взятой школе на определённой территории города (района), а во всех, т.к. любой родитель, отправляя ребёнка в школу, думает не только о качественном преподавании ряда предметов, но и о его личной безопасности по пути от дома в школу. Чем дальше расстояние от школы, тем больше риска возникновения неблагоприятных ситуаций для учащегося со всеми вытекающими последствиями.
Российские немцы вполне могут влиять на формирование классов и отдельных групп из детей российских немцев, обращаясь в муниципальные органы управления образования и в администрацию дошкольных и школьных учреждений городов по месту жительства, и, таким образом, решить проблему обучения немецкому языку за счёт местного бюджета.
2. Возможно, со стороны немецкого правительства необходима какая-либо программа поддержки для мотивации и активизации образовательных учебных учреждений Германии, осуществляющих контакты школьного и молодёжного уровня. Видимо, эту проблему нужно решать не только в России, но и в Федеративной Республике Германии.
3. ЦВРН могут оказать реальную поддержку творчески работающим педагогам в следующем плане:
- вести шефскую работу в школах
- активизировать свою работу со школьными и классными родительскими комитетами, объясняя значимость проводимой работы
- организовывать и поддерживать работу воскресных школ (в нашем случае – это этнокультурная школа при информационно-образовательном центре российских немцев в Республике Коми)
- оказывать содействие школам в повышении квалификации преподавателей немецкого языка путём проведения семинаров от Гёте – института, МСНК МДЯЦ в российско-немецком центре встреч в г. СПб др.
4. ЦВРН, а особенно ветераны, вполне могут помочь в организации праздников с точки зрения истории, традиций, публикаций воспоминаний на страницах не только школьной газеты, но и в СМИ муниципальных органов. Таким образом, решается ещё одна из проблем – связь поколений.
5. Создать единую федеральную базу для отдыха детей на Чёрном море, в которой будет единая языковая атмосфера на весь летний период (с июля по август) для детей из семей российских немцев
- Организация различных лингвистических конкурсов для отбора детей в летний лагерь должна пройти до апреля месяца, т.к. летний отдых детей планируется родителями уже в апреле-мае. Особенно это характерно для северных регионов. Российские немцы тоже не являются исключением.
- ЦВРН совместно с администрациями учебных учреждений могут разрабатывать и свои конкурсные проекты по организации летнего отдыха детей и представлять их в муниципальные органы управления образования, которые в свою очередь, вполне реально могут полностью или частично финансировать эти проекты. Такое сотрудничество выгодно ещё и потому, что Фонд социального страхования покрывает часть расходов на содержание детей на летних площадках (в лагерях с дневным пребыванием при школах), в выездных лагерях на территории Российской Федерации. Важно только вовремя о себе заявить.
6. Регулярно организовывать и проводить различного рода конкурсы совместно с администрацией городов, муниципальными органами управления, Министерством образования, ЦВРН.
7. На законодательном уровне необходимо введение второго иностранного языка.
8. Назрела необходимость создания ассоциации учителей немецкого языка по проблемам изучения немецкого языка, которая через средства массовой информации будет решать проблемы изучения немецкого языка.
Данная ассоциация может обратиться в Министерство образования субъектов Российской Федерации с предложением о закреплении позиций ИЯ в процентном соотношении на основе языкового плюрализма для образовательных учреждений.
9. Формировать социальный запрос с помощью совета ветеранов и др.
10. Поощрение учителей немецкого языка общественными организациями российских немцев за пропаганду изучения немецкого языка.
11. В центрах встреч российских немцев расширить диапазон используемых учебных пособий.
12. Создавать и сохранять преемственность «детский сад-школа- ВУЗ» и обратно в преподавании нем.яз.
Сохранение языков национальных меньшинств. Европейский и российский опыт.
Руководители круглого стола:
Х. Ханзен
Президент Федералистского союза национальных меньшинств Европы
Г. Мартенс
Президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, председатель Международного союза немецкой культуры
· Дискуссионные площадки для национальных диаспор в России.
· Возможности программы Совета Европы и Европейской Комиссии в сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации.
· Языковая политика и поддержка национальных меньшинств в Европе.
· Опыт немецких национальных меньшинств России в Венгрии, Дании и Российской Федерации.
· Право на язык и образование.
· Европейская хартия региональных языков и национальных меньшинств.
Генрих Мартенс представил некоторые предложения участников круглого стола. К таковым относятся необходимость системности в работе, то есть если дети начинали ходить в воскресную школу, то потом эти же ребята должны ездить в региональные, затем в федеральные лагеря, принимать участие в молодежных обменах. Необходимо создать условия для дискуссионных площадок учителям немецкого языка – на сайте, на конференциях, мастер-классах. Надо проводить работу с семьей, предлагать возможности для семейного отдыха и мн. др.
Все предложения круглых стол еще раз обсуждаются в пятницу на заседании редакционной комиссии по подготовке резолюции конференции, затем в субботу обсуждаются опять всеми участниками круглого стола и принимаются на пленарном заседании.