В первый день конференции было два пленарных выступления: Татьяна Смирнова прочитала доклад «Язык как основная характеристика этнической группы российских немцев: исторический аспект» и Коломан Бреннер говорил оподдержке школьного образования немецкого меньшинства в рамках Европейской хартии региональных языков или языков национальных меньшинств. Он поделился европейским опытом и рассказал, как Хартия может быть применена в России и что даст ее ратификация для немецкого меньшинства.
«Не все так плохо»
В первый день конференции было два пленарных выступления: Татьяна Смирнова прочитала доклад «Язык как основная характеристика этнической группы российских немцев: исторический аспект» и Коломан Бреннер говорил о поддержке школьного образования немецкого меньшинства в рамках Европейской хартии региональных языков или языков национальных меньшинств. Он поделился европейским опытом и рассказал, как Хартия может быть применена в России и что даст ее ратификация для немецкого меньшинства.
Пленарное заседание конференции открылось докладом «Язык как основная характеристика этнической группы российских немцев: исторический аспект» доцента кафедры этнографии и музееведения, заведующей научно-исследовательской лабораторией этнографии и истории немцев Сибири Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидатом исторических наук Татьяны Смирновой.
Язык этнических немцев рассматривался в историческом аспекте, как явление и средство коммуникации в семье, а также передачи этнически значимой информации. Как отмечает докладчик, изменение немецкого языка на протяжении всей истории напрямую зависело и зависит от семьи, окружающей среды и образования. В ХХ веке решающее значение, конечно же, оказали политические решения – коллективизация и депортация, что привело к значительным трансформациям языка. Семейная сфера на протяжении всего двадцатого столетия послужила причиной вытеснения языка. Признание немецкого языка родным с каждым годом имел тенденцию к снижению. И как ни печально, по словам Татьяны Смирновой, в настоящее время доля признающих немецкий язык родным среди российских немцев составляет не выше 20%.
Несмотря на это, социологические исследования, приведенные докладчиком, говорят о том, что подавляющее большинство немцев, живущих в России, считает необходимым преподавание немецкого языка в школах, причем наблюдается тенденция к росту осознания этой необходимости.
«Потребность в изучении немецкого языка есть, но в новых условиях должны быть новые подходы и новые методы изучения языка», - подвела итоги заведующая научно-исследовательской лабораторией этнографии и истории немцев Сибири.
Коломан Бреннер, эксперт Европейского совета, председатель рабочей группы немецких национальных меньшинств в Европе и член организации, объединяющей венгерских немцев, выступил с докладом «Поддержка школьного образования немецкого меньшинства в рамках Европейской хартии региональных языков или языков национальных меньшинств. Опыт Европы – версия для России».
Бреннер рассказал о Хартии региональных языков или языков национальных меньшинств, о шагах России, предпринимаемых для ратификации этой Хартии (Россия подписала ее в 2001 году) и о том, какие возможности представляет и недавно стартовавшая программа «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества». «Хартия поощряет важнейший этнодифференцирующий фактор меньшинства: язык меньшинства. Она поощряет его однако не только в сфере образования, но и во всех общественных областях: в суде, в административных ведомствах, в СМИ, культуре, экономике и социальной жизни». Во всех этих областях работают представители меньшинства. Поэтому, «утрированно говоря, меньшинство никогда полностью не ассимилируется, потому что всегда будут люди, которые работают в той инфраструктуре, что поддерживается Хартией».
Работа по ратификации Хартии подразумевает активное участие в этом процессе представителей организаций национальных меньшинств. Те, кто «в этом процессе не принимают участия, должны потом довольствоваться той картой меню, которая им будет предложена».