Путь к светлому будущему

Как сохранить язык, культуру и идентичность в условиях диаспоры? Почему в рамках программ помощи немецким меньшинствам за рубежом ФРГ выделяет ок. 773 евро в год на немца в Дании и только 17 евро на немца в России? Почему программа помощи для немцев стран Восточной Европы 10 лет сокращается, а для немцев Дании 50 лет увеличивается? Мы предлагаем Вашему вниманию размышления на эти и другие темы, а также некоторые выводы, сделанные уполномоченным федерального правительства по делам переселенцев Кристофом Бергнером по итогам конференции «20 лет политики помощи переселенцам и национальным меньшинствам» (3-4 сентября 2008 г., Берлин). Они напечатаны в материалах конференции «Переселенцы и меньшинства в Германии: итоги и перспективы проводимой в их пользу политики».

Поддержка немецких меньшинств в странах происхождения переселенцев и в Дании

1.1 Общее сравнение поддержки немецких меньшинств
Сфера задач Уполномоченного Федерального правительства по делам переселенцев и национальных меньшинств уже несколько лет включает курирование как немецких меньшинств в странах происхождения переселенцев (страны бывшегоСоветского Союза и Центральной и Восточной Европы), так и немецких жителей Северного Шлезвига в Дании. Поскольку в различных странах преследуются сопоставимые цели, вполне логично сделать предметом сравнительного анализа и способ и объём поддержки, оказываемой немецким государством.
При этом предыстории предоставления помощи со стороны немецкого государства в случае немецкого меньшинства в Дании и немецких меньшинств из регионов происхождения переселенцев различны.
Поддержка немцев в Дании осуществляется на основании Боннско-Копенгагенских соглашений 1955 года и имеет своей целью баланс между меньшинствами в германско-датских приграничных областях. Эта концепция оказалась столь успешной, что, по словам Федерального канцлера, она может служить примером для других европейских регионов.
По сравнению с поддержкой немецкого меньшинства в Дании, оказываемой немецким правительством уже пятьдесят лет, и соответствующей поддержкой датским правительством датского меньшинства в Германии меры по поддержке немцев в рамках политики в отношении переселенцев имеют не такую долгую историю. С учётом этого сравниваться будут актуальные меры поддержки. Нижеследующие таблицы помогут ознакомиться с этими мерами:

Таблица 2: Количество представителей немецких меньшинств на момент актуальной переписи населения/по оценкам (по состоянию на 31.12.2007)

Немецкое меньшинство численность
в Дании 15.000
в странах бывшего Советского Союза:
Российская Федерация 600.000
Казахстан 220.000
Украина 30.000
Кыргызстан 15.000
Узбекистан 10.000
страны Балтии 8.000
в странах Центральной и Восточной Европы ЕС
Румыния 60.000
Польша 300.000
Венгрия 60.000
Чехия 50.000
Республика Словакия 15.000
Таблица 3: Поддержка немецких меньшинств средствами Федерального министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел в 2007 г. (млн. евро) Euro)
Немецкое меньшинство в Поддержка МВД Поддержка МИД В целом
Дания 11,6 11,6
Российская Федерация 9,331 1,154 10,485
Казахстан 3,279 0,306 3,585
Украина 1,271 0,243 1,514
другие страны СНГ, Балтика 1,024 0,198 1,222
Румыния 1,685 0,675 2,360
Польша 0,026 1,589 1,615
Венгрия 0,401 0,411 0,812
Чехия 0,423 0,110 0,533
Словакия 0,207 0,019 0,226
Сербия, Хорватия, Словения 0,115 0,073 0,188

Если соотнести размеры поддержки для стран, приведённые в таблице 3, с численностью проживающего в них немецкого меньшинства, то станут видна существенная разница в выплатах на одного человека (например, Дания – 773 евро на человека, Польша – 5,38 евро на человека в 2007 г.).
Отчасти эту разницу можно объяснить различными обстоятельствами поддержки. Так, для финансирования немецкого школьного образования в Дании требуются значительные денежные средства, немецкое же меньшинство в Польше ещё имеет доступ к обратному притоку капитала от экономической поддержки 90-х годов. При оценке конкретных размеров поддержки следует также учитывать различия в уровне поддержки меньшинств со стороны самих государств.

Но даже с учётом всех факторов такого рода нельзя не заметить: Поддержка немецкого меньшинства в Дании в своё время получила статус долгосрочной задачи и, тем самым, обрела стабильные масштабы, размер которых следовал общему ценовому развитию. Поддержка же немецкого меньшинства в странах происхождения переселенцев осуществлялась без такой последовательности, как показывает рис. 1. За значительными приростами первых лет последовал резкий спад после 1998 года. Лишь отдельные пункты первоначальной программы удалось поддерживать на сравнительно стабильном уровне за текущий срок правления (2006-2008).

Последовательность цифр на рис. 1 невозможно целиком и полностью объяснить произошедшей в указанный период эмиграцией многих немцев. Хотя было бы верно указать на то, что потребность в поддержке некоторых важных сфер снизилась в связи с упрочившейся экономикой в странах происхождения, однако в конечном счёте различия в размерах средств, использовавшихся для поддержки меньшинства в Дании с одной стороны и меньшинств в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза с другой стороны, можно объяснить только существенными различиями в понимании поддержки немецких меньшинств.

В то время как поддержка меньшинств в германо-датских приграничных областях с самого начала рассматривалась как долгосрочное обязательство (рис. 2), очевидно, что поддержка немецких меньшинств в рамках политики в отношении переселенцев долгие годы считалась лишь временной мерой временной компенсации за непосредственные последствия войны. По итогам конференции такое видение представляется нежизнеспособным.

Тот, кто рассчитывает на долгосрочный эффект от прежней политики помощи, должен быть заинтересован и в дальнейшем существовании поддерживаемых немецких этнических групп. Уже поэтому следует развивать такое понимание поддержки немецких меньшинств, которое действовало бы и для немцев в Дании, и для немцев в странах происхождения переселенцев.

Значимость немецкого меньшинства Верхней Силезии с точки зрения политического взаимопонимания ничуть не меньше, чем значимость немецких жителей Северного Шлезвига в Дании. Таким образом, достижение сопоставимых масштабов поддержки становится неотложной задачей.

Далее в тексте

1.2. Развитие политики помощи: от материальной поддержки к сохранению идентичности и поддержке общности

1.3 Межгосударственное сотрудничество в деле поддержки немецких меньшинств

2. Европейская и германская политика в отношении меньшинств

Фото: BMI

Перевод подготовлен специально для портала RusDeutsch. Перевод стр. 242-250 из книги «Переселенцы и меньшинства в Германии: итоги и перспективы проводимой в их пользу политики». Это выводы, сделанные уполномоченным федерального правительства по делам переселенцев Кристофом Бергнером по итогам конференции «20 лет политики помощи переселенцам и национальным меньшинствам» (3-4 сентября 2008 г., Берлин).

Рубрики: Разное