Как сохранить язык, культуру и идентичность в условиях диаспоры? Почему в рамках программ помощи немецким меньшинствам за рубежом ФРГ выделяет ок. 773 евро в год на немца в Дании и только 17 евро на немца в России? Почему программа помощи для немцев стран Восточной Европы 10 лет сокращается, а для немцев Дании 50 лет увеличивается? Мы предлагаем Вашему вниманию размышления на эти и другие темы, а также некоторые выводы, сделанные уполномоченным федерального правительства по делам переселенцев Кристофом Бергнером по итогам конференции «20 лет политики помощи переселенцам и национальным меньшинствам» (3-4 сентября 2008 г., Берлин). Они напечатаны в материалах конференции «Переселенцы и меньшинства в Германии: итоги и перспективы проводимой в их пользу политики».
Поддержка немецких меньшинств в странах происхождения переселенцев и в Дании
Таблица 2: Количество представителей немецких меньшинств на момент актуальной переписи населения/по оценкам (по состоянию на 31.12.2007)
Немецкое меньшинство | численность |
в Дании | 15.000 |
в странах бывшего Советского Союза: | |
Российская Федерация | 600.000 |
Казахстан | 220.000 |
Украина | 30.000 |
Кыргызстан | 15.000 |
Узбекистан | 10.000 |
страны Балтии | 8.000 |
в странах Центральной и Восточной Европы ЕС | |
Румыния | 60.000 |
Польша | 300.000 |
Венгрия | 60.000 |
Чехия | 50.000 |
Республика Словакия | 15.000 |
Немецкое меньшинство в | Поддержка МВД | Поддержка МИД | В целом |
Дания | 11,6 | 11,6 | |
Российская Федерация | 9,331 | 1,154 | 10,485 |
Казахстан | 3,279 | 0,306 | 3,585 |
Украина | 1,271 | 0,243 | 1,514 |
другие страны СНГ, Балтика | 1,024 | 0,198 | 1,222 |
Румыния | 1,685 | 0,675 | 2,360 |
Польша | 0,026 | 1,589 | 1,615 |
Венгрия | 0,401 | 0,411 | 0,812 |
Чехия | 0,423 | 0,110 | 0,533 |
Словакия | 0,207 | 0,019 | 0,226 |
Сербия, Хорватия, Словения | 0,115 | 0,073 | 0,188 |
Но даже с учётом всех факторов такого рода нельзя не заметить: Поддержка немецкого меньшинства в Дании в своё время получила статус долгосрочной задачи и, тем самым, обрела стабильные масштабы, размер которых следовал общему ценовому развитию. Поддержка же немецкого меньшинства в странах происхождения переселенцев осуществлялась без такой последовательности, как показывает рис. 1. За значительными приростами первых лет последовал резкий спад после 1998 года. Лишь отдельные пункты первоначальной программы удалось поддерживать на сравнительно стабильном уровне за текущий срок правления (2006-2008).
Последовательность цифр на рис. 1 невозможно целиком и полностью объяснить произошедшей в указанный период эмиграцией многих немцев. Хотя было бы верно указать на то, что потребность в поддержке некоторых важных сфер снизилась в связи с упрочившейся экономикой в странах происхождения, однако в конечном счёте различия в размерах средств, использовавшихся для поддержки меньшинства в Дании с одной стороны и меньшинств в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза с другой стороны, можно объяснить только существенными различиями в понимании поддержки немецких меньшинств.
В то время как поддержка меньшинств в германо-датских приграничных областях с самого начала рассматривалась как долгосрочное обязательство (рис. 2), очевидно, что поддержка немецких меньшинств в рамках политики в отношении переселенцев долгие годы считалась лишь временной мерой временной компенсации за непосредственные последствия войны. По итогам конференции такое видение представляется нежизнеспособным.
Тот, кто рассчитывает на долгосрочный эффект от прежней политики помощи, должен быть заинтересован и в дальнейшем существовании поддерживаемых немецких этнических групп. Уже поэтому следует развивать такое понимание поддержки немецких меньшинств, которое действовало бы и для немцев в Дании, и для немцев в странах происхождения переселенцев.
Далее в тексте
1.3 Межгосударственное сотрудничество в деле поддержки немецких меньшинств
2. Европейская и германская политика в отношении меньшинств
Фото: BMI
Перевод подготовлен специально для портала RusDeutsch. Перевод стр. 242-250 из книги «Переселенцы и меньшинства в Германии: итоги и перспективы проводимой в их пользу политики». Это выводы, сделанные уполномоченным федерального правительства по делам переселенцев Кристофом Бергнером по итогам конференции «20 лет политики помощи переселенцам и национальным меньшинствам» (3-4 сентября 2008 г., Берлин).