Как развивать национальную идентичность?

Как развивать национальную идентичность?   Спустя уже пару недель после учреждения комитетов Немецкого молодежного объединения, состоявшегося в Омской области, один из них – по национальной идентичности – приступил к активной работе. Члены комитета собрались на рабочую встречу в Москве, которая прошла 22-26 мая. О проверке домашнего задания, о том, к каким выводам пришли участники комитета на заседании и какие цели он ставит перед собой, рассказывает его участница Наталья Рамих, председатель Тюменского областного молодежного клуба Jugendland.

Как развивать национальную идентичность?
Спустя уже пару недель после учреждения комитетов Немецкого молодежного объединения, состоявшегося в Омской области, один из них – по национальной идентичности – приступил к активной работе. Члены комитета собрались на рабочую встречу в Москве, которая прошла 22-26 мая. О проверке домашнего задания, о том, к каким выводам пришли участники комитета на заседании и какие цели он ставит перед собой, рассказывает его участница Наталья Рамих, председатель Тюменского областного молодежного клуба Jugendland.
Комитет НМО по национальной идентичности был создан в конце апреля на мероприятии, проводимом Немецким молодежным объединением в Омской области, для того помочь наполнить этническим компонентом мероприятия, как проводимых на федеральном уровне, так и региональными организациями российских немцев. Предполагается, что ребята из комитета будут мультиплицировать полученные знания – применять их вместе с другими на опыте в своих молодежных организациях, на мероприятиях местного, регионального и межрегионального значения, и тем самым повышать уровень национального самосознания участников молодежных проектов для российских немцев. В последнее время на молодежных мероприятиях наблюдается, к сожалению, спад интереса к этнической составляющей. Может быть, это связано с тем, что меняются лидеры молодежных организаций: на смену тем, кто в конце 90-х – начале 2000-х активно использовал этнический компонент при организации мероприятий, пришли ребята, которые не имеют багажа знаний по этой тематике – он просто не был передан им взрослыми руководителями организаций российских немцев. Мы сами видим, что в центрах встреч сократилось количество отмечаемых национальных праздников. Поэтому сейчас внедрение этнического компонента, воспитание национальной идентичности опять становится важным в работе центров встреч, в том числе молодежных клубов.
Уже в Омске было решено как можно скорее встретиться для получения необходимых теоретических знаний, ведь прежде чем что-то внедрять, надо самим разбираться в теме. А время не ждет: впереди летние лингвистические лагеря по всей стране, когда мы могли бы применить наши знания. Мы получили домашнее задание, которое надо было сделать после Омска и до встречи в Москве: прочитать учебник по этнопсихологии. Кстати, форма домашнего задания очень понравилась нам. Думаю, мы и дальше ее будем практиковать.
Сейчас на встрече мы разобрали уже на основе полученных нами самостоятельно знаний такие понятия, как «этнос», «культура», «стереотипы», «ценности», «этническая идентичность». «Национальная идентичность» - понятие сложное. У нас в комитете шли дискуссии о том, что под ним подразумевается. Наверное, каждый остался все равно в итоге при своем мнении, потому что это понятие – сугубо личное. Каждый для себя сам определяет, кто он по национальности.
Цель нашего комитета – создать такие условия на проекте, которые бы способствовали повышению уровня национального самосознания и мотивации к изучению родной культуры и языка, в нашем случае, немецкого.
После теоретического блока мы, определив, что в работе по воспитанию идентичности лежит освоение истории и культуры, посвятили вторую часть семинара изучению истории. Мы разделились на группы, и каждая группа представила определенный период в истории российских немцев. Я думаю, что тщательное изучение истории нашего народа будем следующим домашним заданием для нас. В целом же, для занятий национальной идентичностью необходим целый комплекс знаний, не только по истории, но и по этнопсихологии, этнографии, литературе. И, конечно, желательно знать немецкий язык, потому что язык – основа любой культуры.
На встрече мы разработали некоторые рекомендации для проведения таких проектов, как этнокультурных проектов «Национальная деревня», которые пройдут летом этого года на Алтае и в Астрахани, некоторых других проектов, проводимых региональными организациями. Летом мы сами будем принимать в них участие в качестве референтов, проводить практические занятия, помогающие развивать национальную идентичность, и посмотрим, что можно будет сделать в будущем лучше, а какие наши рекомендации уже оправдали себя.

Записано для RusDeutsch

Рубрики: НМО