Члены общества российских немцев города Коломны совместно со «Школой ремесел» подготовили уникальную экспозицию «Рождество в Германии», сотни экспонатов которой изготовлено вручную, по старинным рисункам. Выставка открыта в городском музее и доступна всем жителям Коломны и гостям старинного русского города. Предлагаем Вашему вниманию материалы, которые были подготовлены к выставке и которые, наверняка, пригодятся и Вам в подготовке к празднованию Рождества.
Выставка «Рождество в Германии». Сделана в Коломне
Члены общества российских немцев города Коломны совместно со «Школой ремесел» подготовили уникальную экспозицию «Рождество в Германии», сотни экспонатов которой изготовлено вручную, по старинным рисункам. Выставка открыта в городском музее и доступна всем жителям Коломны и гостям старинного русского города. Предлагаем Вашему вниманию материалы, которые были подготовлены к выставке и которые, наверняка, пригодятся и Вам в подготовке к празднованию Рождества.
Целью данного проекта была организация выставки, посвященной традициям Рождественских праздников в Германии. Практически целый год шла подборка экспонатов для выставки, изучались традиции самого праздника и его сопровождения. Была поставлена цель – сделать немецкую выставку, а не «Рождество в Германии по - китайски». Ведь прилавки магазинов завалены продукцией Китая, в том числе и товарами к Рождеству. Именно поэтому было изготовлено более 200 матерчатых елочных игрушек в традиционных красно-зеленых тонах, подобраны соответствующие драпировочные ткани, вырезаны подсвечники, была отреставрирована кукла, изготовленная в Германии в конце 19 века. Мастерами «Школы ремесел» были изготовлены уникальные рождественские ясли в технике лоскутного шитья. До мелочей продуман интерьер помещения, все здесь напоминает жилую комнату немецкой семьи: великолепно оформленный камин, старое немецкое пианино (к сожалению, играть не нем в настоящее время невозможно), елка, украшенная сделанными семьей игрушками, различные подушечки, салфетки, скатерти и пр. Многие экспонаты приехали из Баварии. За время подготовки к выставке наши немецкие друзья прислали нам не только книги об обычаях праздника, но и вещи. Конечно, очень трудно описывать выставку. Никакие фотографии не могут дать цельного представления об экспозиции. Такую красоту надо видеть в едином целом. Именно гармония всей выставки в целом придает неповторимую прелесть экспозиции.
Совершенно очевидно, что такой проект мог состояться только благодаря совместному труду как мастеров «Школы ремесел» и членов общества российских немцев г.Коломна, так и наших немецких друзей. И все очень переживали, какая получится выставка. Мы впервые работаем над таким ответственным проектом, где успех зависит от взаимодействия многих людей. Ведь выставка размещена на объекте культурного назначения города, ее посещают не только жители Коломны, но и гости города. Выставка будет открыта почти два месяца.
На открытии выставки выступила директор «Школы ремесел» И.А.Крылова, которая представила мастеров «Школы ремесел», которые разработали концепцию выставки. Председатель общества российских немцев Демпке Н.И. рассказала собравшимся о традициях самого значимого христианского праздника. На открытии выставки присутствовали многие СМИ: Коломенское телевидение, корреспонденты всех местных газет.
Студенты Коломенского педагогического института – наши партнеры по многим проектам – показали инсценировку на немецком языке рождественского рассказа М.Горького «Чужой ребенок». Студентов сопровождали преподаватели и шпрах –ассистенты из Германии.
Для интересующихся ниже приводится справка о возникновении праздника Рождества.
План представления выставки.
1. История возникновения праздника Рождества.
2. Предрождественское время. Адвент.
3. Сопровождение праздничных Рождественских дней.
а) песни;
б) стихотворения;
в) история Рождественского рассказа.
Обычаи рождественских праздников исходят из библейской истории рождения Иисуса Христа. Поэтому прежде всего хотелось бы напомнить эту историю, изложенную в Евангелие от Луки(Лк.2, 1-20) и Матфея (Мф.2, 1-11)
Христос родился в Вифлееме Иудейском в дни царя Ирода, во время переписи населения, которая проходила во время правления кесаря Августа. Иосиф из Галилеи из города Назарета, обрученный с девой Марией, матерью Христа, пошел в город Давидов Вифлеем, потому что он был из рода Давыдова. Им не нашлось места в гостинице, поэтому Христос родился в хлеву, а первой его колыбелью были ясли. Пастухи, пасшие овец, первыми узнали о рождении Спасителя. Ангел небесный возвестил им об этом событии. Почему именно пастухам было откровение о рождении Спасителя? Случайно ли это? Нет, совсем не случайно. Пастухи в то время были не только самыми бедными слоями общества, они были еще и самыми презираемыми, отверженными обществом. То, что Христос родился в хлеву, и к нему первыми пришли пастухи, символизирует, что Христос родился не для того, чтобы править миром, повелевать, но чтобы утешать и спасать людей. Христос был царем бедных. Поклониться Младенцу пришли волхвы, которые « видели звезду его на востоке». Придя в дом, они принесли Христу свои дары: золото, ладан и смирну. Золото – символ земной власти, ладан – символ духовной власти, смирна - смирение.
Историческая справка
Но при всей значимости, исключительности праздника Рождества Христова отмечать его в Христианской Церкви начали не сразу. Само событие Рождества Христова - Боговоплощение - почиталось всеми христианами всегда, но чин праздника, как и его дата, вырабатывались постепенно.
Раньше, чем Рождество Спасителя, церковь стала праздновать Его крещение. Но и последнее она стала праздновать не вполне по своей доброй воле. Сначала этот праздник ввели у себя гностики и ввели потому, что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его крещению.
Чтобы уберечь христиан от гностицизма, нужно было гностическому празднику противопоставить свой такой же, и вот тогдашняя церковь установила и у себя торжественный праздник в честь крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы.
Чтобы ещё более подорвать влияние гностиков относительно крещения Христова, тогдашняя церковь стала присоединять к воспоминанию крещения воспоминание и рождения Христова; к последнему название «Богоявления» шло ещё более, чем крещению. То и другое, Крещение и Рождество, таким образом праздновалось в один день под общим названием «Богоявления», и именно в день, посвященный ранее одному крещению — 6 января. Так по крайней мере было в IV, V и даже отчасти в VI веках в Палестине, Египте и других местах Востока. Армянская церковь, отделившаяся от католической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, под 25 декабря уже показано: "День Рождения Христа в Вифлееме". Можно догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме. Языческий римский культ с особенною торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутительным, т.е. когда начинал прибывать день, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем «Непобедимого» (dies Invicti), т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике. Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Рим с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца". Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принес на землю свет истинного познания Бога. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: «Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан» и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви — празднование Рождества 25 декабря. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, что бы, в качестве урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день.
Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это событие в мае — 20, другие в январе — 10 или 6; по другим свидетельствам III — II веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно следующих соображений.
Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий; а в церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта.
Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); её защищают святой Златоуст и блаженный Августин.
Таким образом, весьма вероятно, что и само событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не было более весны подходящего времени для зачатия и воскресения Христова, так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей после весны.
Впервые Рождества Христова отметили 25 декабря 354 года в Риме, а в церкви Константинопольской праздник был введен около 377 года благодаря святому Иоанну Златоусту по указанию императора Аркадия. Праздновался он на обычай Церкви Римской. В восточных церквях на праздник Рождества впервые проповеди произнесли три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии.
Из Константинополя праздник распространился по всему Востоку. Предрождественское время называется Адвентом (от латинского “adventus”- пришествие, ожидание). Первые свидетельства об особой неделе предрождественского времени относятся к 380году, когда Сарагосский собор установил особые правила посещения богослужений с 17 декабря до праздника Рождества.
Сейчас в церкви каждое из четырёх воскресений Адвента имеет определённую тематику, которая отражается в евангельских воскресных чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхогок Новому Завету, в том числе вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
Духовный смысл Адвента двояк. Во-первых, это период подготовки к празднованию Рождества; во-вторых Церковь в этот период особым образом побуждает верующих размышлять на тему грядущего второго пришествия Христа. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верующим рекомендуется исповедоваться; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета; предписывается строгий пост, запрещаются свадьбы, танцы, общественные развлечения и театральные представления. В период Адвента Церковь особо призывает христиан к совершению дел милосердия.
.
Предрождественское время
Адвент, приближенный к сегодняшнему его выражению, стали отмечать примерно в 600 году по инициативе папы римского Григория Великого. Начинается он за четыре недели до Рождества Христова, поскольку по преданию Иисус Христос родился через четыре тысячи лет после сотворения мира. В разных странах мира сложились свои традиции связанные с этим периодом, но и сейчас, в начале третьего тысячелетия типичные приметы, указывающие на наступление Адвента - венок и календарь Адвента.
Венок Адвента появился в Германии. Его изобретателем был педагог Генрих Вихерн. В 1838 году он украсил парадный зал основанного им приюта для детей-сирот красивым венком из еловых веток. Как считается, венок пришел в христианствоиз языческих германских культов, в которых особым почтением пользовалось еловое дерево, символизировавшее древо жизни. В одних странах венок вешали на потолок, чтобы отпугнуть злых духов, в других - укладывали на стол. С веками языческие корни забылись, и с конца XIX века венок Адвента стал популярен во многих странах Старого и Нового света, став непременным символом приближающегося Рождества. Зеленый цвет еловых веток по традиции означает надежду, а замкнутый круг вечность, вечную жизнь со Христом, праздник пришествия которого ожидают христиане. Свечи, огонь – символ очищения. Венок также украшает входную дверь, но без свечей. Два таких типа венков представлены у нас на выставке.
Календарь Адвента появился на свет совсем недавно, в конце прошлого века. Его придумала немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества более "интересным". Наиболее привычной формой календаря Адвента является коробочка с открывающимися окошечками, по числу дней Адвента, содержащему сделанные из шоколада фигурки. Хотя куда большую радость доставляют календари, сделанные своими руками. Шоколадки в окошках часто заменяют либо стихами из Священного Писания, либо картинками, либо списком добрых дел, которые стоило бы в этот день совершить. Так что привычная форма календаря совсем не является единственной. У нас на выставке представлено несколько видов таких календарей, в том числе и изготовленный мастерами «Школы ремесел».
Одним из древнейших атрибутов Адвента и Рождества являются рождественские ясли. Впервые их смастерил в 1223 году Франциск Ассизкий. Он хотел приблизить события Священной истории к пониманию простых людей и показать им, что Христос родился в бедности. В Германии во многих городах есть музей «Яслей», проводятся выставки работ мастеров – любителей данного вида народного искусства. На нашей выставке представлены ясли, изготовленные резчиком Эрнстом Комареком в подарок обществу российских немцев г.Коломна ( автор фигур) и мастером «Школы ремесел» Геннадием Михайловичем ( автор пещеры). Мы сочли уместным на данной выставке представить некоторые образцы яслей из экспозиции Аугсбургской выставки 2007- 2008 гг. Здесь же можно видеть, вероятно, единственных в России экземпляр Яслей, сделанный мастерами «Школы ремесел» в технике лоскутного шитья.
Из 56 яслей Аугсбургской выставки мы отобрали только шесть, в который изображены сцены рождения Младенца, поклонение пастухов и волхвов. На самом деле в технике «Криппен» изображают различные библейские сюжеты, как Ветхого, так и Нового Заветов.
Швабские снежные ясли (1950 г).
Несмотря на зимний холод, коробчатые ясли выглядит как лесная идиллия. Они являются одним из редких в швабской области снежных яслей. Пастухи приходят со своими дарами и овцами к новорожденному Иисусу Христу в открытую хижину. Ангел, рождественская звезда и даже свисающий с крутой крыши снег как бы защищают ребенка. Очень выразительны палочки из корня, так называемые сигары, часто применяемые в швабских яслях, и тёмное окружение звёздной ночи. А на свету лежит младенец Христос – свет мира.
Рождество Христово в Альпах (1960 г.)
Рождество Христово перенесено в скудный пейзаж Альп. Представленная незначительным числом фигур молитва пастухов показывает, какую силу может дать человеку сильная вера. Фигуры созданы скульптором Йозефом Хинном (род. в 1925 году), являющимся в настоящее время одним из наиболее значительных резчиков яслей с наряженными фигурами.
Швабские ландшафтные ясли (2005 г.)
В этой композиции изображены миниатюрные фигуры нескольких групп, а также единичные фигурки, эффектно расположенные и распределенные в типичном ландшафте средней части Швабии. Святое семейство нашло себе приют в примитивном жилище. Пастухи уже пришли к Младенцу, приближается к яслям процессия трех Святых королей (волхвов). Из деревни путь пролегает через мост, символизируя связь между Ветхим и Новым Заветом.
Традиционные ясли, Аугсбург (1974 г.)
Раньше творцы яслей часто использовали в качестве отделки, придающей законченность яслям, "город" на горе. Под этим образом подразумевался не только Вифлеем, но и идеальное представление о "Божественном Иерусалиме" из Тайного Откровения Иоанна. Они также часто давали представление о внешнем виде собственного родного города. Данные ясли объединяют в себе эти идеи и одновременно напоминает о том, что Аугсбург является городом изготовления яслей с большими традициями. На переднем плане сменяют друг друга сцены рождения Христа, поклонения волхвов, подношения в храме и торжеств в Канне.
Традиционные ясли, Ольхинг (1989 г)
Идея этой композиции принадлежит любителям резьбы по дереву и изготовлению яслей, их детским воспоминаниям. Архитектура заднего плана – уменьшенные копии старых зданий города Ольхинга. Представлена сцена рождения Христа в простом крестьянском дворе. Здесь показаны орудия труда, предметы быта. Фигуры людей, одетых на национальные костюмы, показывают служанок, батраков, ремесленников, т.е. простой люд.
Традиционные ясли, Бамберг (1965 г.)
Эти ясли иллюстрируют мысль, что рождение Христа – это вовсе не далекое воспоминание о прошлом времени и отдаленной стране. Это милость Господа нашего, которая распространяется на каждый город, каждый район и действует во все времена. Местом рождения Христа выбран старый двор в Бамберге. В архитектуре представлен вид зданий 60 годов ХХ столетия, костюмы выполнены в стиле одежды конца 18 – начала 19 столетия. Ключевой сценой данных яслей – является сцена поклонения трех Святых королей.
При всем разнообразии техники, манеры исполнения у всех Рождественских яслей есть несколько общих моментов:
1. Резчики не ставят своей задачей точное воссоздание обстановки Святой ночи.
2. Событие рождения Младенца мастера переносят в родные для себя города, чем подчеркивается сопричастность жителей данной местности к далеким событиям рождения Святого Младенца. Через такое изображение Спаситель оказывается приближен к жизни конкретного человека, входит в его жизнь.
3. Всегда подчеркивается скудность обстановки, в которой родился Спаситель.
Праздники Адвента:
Одним из первых праздников Адвента является день св. Варвары– покровительницы горняков и артиллеристов, помощницы при смертельной опасности. Этот день отмечается 4 декабря. В этот день срезают веточки деревьев и ставят их в теплую воду, высаживают зерна и траву, чтобы к празднику Рождества на веточках появились листья и цветы, а зеленью травы украсить ясли. Связан этот обычай с тем, что находясь в заключении Варвара поливала цветы, проросшие в расщелинах между камнями, хотя сама испытывала жажду.
6 декабря – день св. Николая – епископа города Миры в Ликии (юго-запад Малой Азии). Вплоть до второй половины XVI века в Германии праздновали день святого Николая, епископа Мирского (Sankt Nikolaus von Myra). По легендам, в IV веке он одаривал бедных жителей Мир подарками и воскрешал мертвых. Однако позднее в протестантских землях образ святого Николая заменили младенец Иисус и рождественский Дед. Приблизительно в начале XX века традиция дарить детям подарки перешла с 6 декабря — Дня святого Николая — на 25 декабря, символизируя собой дар волхвов маленькому Иисусу.
Рождественский Дед (Weihnachtsmann) стал со временем популярным персонажем на празднике Рождества. Его воспел в рождественской песенке Хоффман фон Фаллерслебен (Hoffmann von Fallersleben, 1798–1874), написавший незатейливые стихи о Рождественском деде, который завтра приедет с подарками (Morgen kommt der Weihnachtsmann, kommt mit seinen Gaben). Впрочем, до поры до времени Дед и Младенец Иисус не встречались: первый одаривал детей центральной Германии, а также жителей ее северных и восточных территорий. Младенец же дарил подарки на западе, юго-западе и юге Германии, а также в Силезии.
Но тем не менее еще и сегодня в ночь на 6 декабря ребятишки Германии до блеска начищают свою обувь и выставляют ее за дверь, на подоконник или к камину, ожидая подарков от Св. Николая.
День Святой Люции.
Этот день отмечается 13 декабря. Дочь богатого язычника стала христианкой и чтобы избежать замужества выколола себе глаза. Господь, однако, вернул ей зрение. Изображается с венком из горящих свечей.
В рождение Христа христиане вкладывают глубокий символическиТаким образом празднику Рождества более 16 столетий. В Германии Рождество впервые официально праздновалось в 813 году в Майнце, хотя сам термин «Рождество» появился в 1170 году в поэме баварского поэта Шперфогеля ( Spervogel ). До XIV века рождественские торжества были исключительно религиозной церемонией, проходящей в церквях и монастырях. Лишь в XVII веке Рождество начали праздновать дома, а к XIX веку оно стало неотъемлемой частью немецкой культуры, особенно среди аристократов и среднего класса.
Новогодняя ночь.
Новогодняя ночь – 31 декабря- ночь Святого Сильвестра, считается священной ночью, как Рождество и Крещение. Ночь на Сильвестра считалась апогеем разгула нечистой силы. Поэтому обязательно надо было отпугивать все злое. Отсюда шумные игры, фейерверки , шумные маскарады. Выражение «PrositNeujahr», означающее пожелание всего самого лучшего относится только в Новому году возникло в начале 18 столетия. Необходимо было поздравить всех этим приветствием, чтобы Новый год был счастливым.
Праздник Трех Королей завершает цикл рождественских праздников. В этот день в последний раз зажигаются огни на елке, после чего ее разбирают. В этот вечер происходят театрализованные представления с участием не только взрослых, но и детей. Вообще в Германии дети являлись активными участниками предрождественских и рождественских праздников. Таким образом передавались традиции от старшего к молодому поколению.
Атрибутика рождественских праздников
Первые упоминания о елке, украшенной Гильдией пекарей Фрайбурга, относятся к 1419 году. Как и их предки-язычники, немцы украсили дерево яблоками, вафлями, орехами и имбирными пряниками. Позже на дерево стали вешать бумажные цветы, конфеты, сыры и колбаски, чтобы доставить радость детям. С развитием технологий в XIX веке появились стеклянные, бумажные, хлопковые, проволочные и оловянные игрушки (каждая земля Германии использовала различные материалы при создании елочных игрушек). Примерно с 1880 года традиция украшать елку накануне Рождества стала частью праздника, а по стилю художественного оформления можно было судить о социальном статусе семьи.
Шахтерские поделки
К исконно немецким символам Рождества относятся всевозможные пирамиды, подсвечники и люстры, которые жители Рудных гор мастерили к празднику. Кризис горной промышленности и снижение цен на серебро в XVI–XVII веках вынудили жителей Саксонии — шахтеров — искать дополнительные заработки. Поделки из дерева со временем стали народными промыслами.
Считается, что прообразом многоярусных рождественских яслей, которыми в XVIII веке украшали церкви, были саксонские конструкции XV века, в которых теплый воздух вращал диски. Такие пирамиды появились около 1800 года в Берлине и Тюрингии. Первые рождественские пирамиды украшали церкви, но с началом их промышленного производства в 1902 году они стали популярным домашним украшением, а в 1933 году впервые украсили города. Классическими сценками в рядах пирамид считаются изображения рождения Христа и трех волхвов, лесные сцены с животными, шахтеры и их быт.
Еще одним шахтерским изобретением являются люстры, которые изначально использовались в шахтах, а затем стали популярны в первой половине XIX века в связи с Рождеством. И если вначале медные люстры украшали церкви, то позже их деревянные аналоги, украшенные резными фигурками ангелов, вошли в дома простых граждан. Шахтеры придумали и рождественские подсвечники в форме арки или дуги — они напоминали рабочим арочный вход в шахту. По традиции, в Сочельник в шахте проходили мессы, а зажженные светильники вешались у дугообразного входа в забой. Такую конструкцию — освещенную дугу (арку) в виде подсвечника — по легенде впервые создал черный кузнец Йохан Теллер в 1726 году. А самая старая из сохранившихся арок датируется 1778 годом. Среди первых сюжетов, которые обыгрывали персонажи, украшавшие арки, были библейские рассказы, позже им на смену пришли сценки из шахтерской жизни. В ХХ веке такими подсвечниками обычно украшали окна.
Когда появился первый Щелкунчик и как он выглядел, не знает никто, ведь орехи издавна входили в рацион человека. Идея сохранить свои зубы в целости и привела его к созданию Щелкунчика. Первые упоминания о щипцах для орехов в виде двух рук относятся к IV веку до нашей эры, есть и сведения об использовании щипцов в 1372 году. В эпоху Возрождения орехоколы были популярны у аристократов и высокопоставленных священников. В Тюрингии Щелкунчики были известны с 1735 года, однако на территории области Рудных гор они не были популярны до середины XIX века. В 1851 году была издана иллюстрированная книга сказок Гофмана (Ernst Theodor Amadeus Wilhelm Hoffmann, 1776–1822) «Щелкунчик и Мышиный король». Рождественская сказка сделала популярным главного героя, а массовое производство позволило покупать Щелкунчиков всем слоям населения. Орехоколы делались из твердых пород дерева (предпочтение отдавалось самшиту), металла и очень редко — из фарфора или слоновой кости. По основным рабочим инструментам можно выделить Щелкунчики-пестики, плоскогубцы и винты. В 1865 годе семья Фохтнер (Fuchtner) создала первый образец Щелкунчика Рудных гор. Для создания Короля Орехов требовалось 130 этапов. 35-снатиметровый Щелкунчик, напоминавший весельчака, был снабжен винтовым механизмом, как в сказке Гофмана. Создатели разукрашивали свои фигурки в красно-желтые или сине-оранжевые тона. Однородный жакет украшали простыми точками и линиями. На голове красовалась каска шахтера или золотые полоски, напоминавшие корону. Глаза, усы и ноги были сделаны из массы, подобной тесту. Кожа кролика использовалась для волос и козлиной бородки. К началу XX века Щелкунчики преобразились, они стали похожи на мрачных старых солдат, лесников, полицейских и пожарных. А с легкой руки мастера Рихарда Лангера (Richard Langer, 1887–1957) в 1910-х годах Щелкунчик стал коренастым мужичком с круглым носом-пуговкой и треуголкой. На нашей выставке представлены три красавца Щелкунчика, которые специально для данной выставки приехали к нам из Нюрнберга, а после окончания ее вернуться в родные края.
И еще один экспонат – деревянные фигурки песенников – людей, которые ходили по домам и пели праздничные песни. Великолепная традиция – украшение окон жителями Германии. Дугообразные подсвечники с зажженными свечами ставятся на подоконники, вырезанные из бумаги разной плотности и расцветок звездочки, елочки, рождественские деды, ангелочки – все наклеивается на окна. Нет двух немецких домов, где окна выглядели бы одинаково. Все очень празднично и красиво.
В Германии перед праздником Рождества устраивается большая уборка жилищ. Зато в период между Рождеством и Новым годом нельзя ни убирать, ни стирать. Многие верят, что в Рождественскую ночь вода в колодцах на короткое время превращается в вино. Считается, что в этот праздник нечистая сила может вредить людям лишь до полуночи. Бес, согласно поверьям, нередко принимает обличье волка и нападает на скот. Отсюда - и маски волка, которые носят ряженые в Баварии. Эти маски символизируют нечистую силу, пытающуюся предотвратить рождение Спасителя. Поэтому народ поднимал страшный шум, чтобы отпугнуть злых духов. Позже - с 1666 года - в Германии установился обычай под Рождество громко палить из ружей.
Традиции рождественской немецкой кухни
Форма пирогов и печенья, выпекаемых в Германии к Рождеству, также имеет определённое значение. Так, знаменитый рождественский пирог "штоллен" символизирует завёрнутого в пелёнки младенца Христа, а печенье в форме звезды - Вифлеемскую звезду. В домах, как правило, стол оставляют на ночь накрытым, чтобы праздничными яствами могли полакомиться и ангелы. Хорошо ли поднялось тесто, есть ли трещины в пирогах? - по этим приметам определяется, будет ли следующий год добрым. На нашей выставке мы представили традиционные немецкие пряники «Кухен». Эта традиция корнями уходит в Евангельские времена. Пастухи, которые пекли хлеб на костре, услышав от ангела благую весть, пошли в Вифлеем, чтобы поклониться Младенцу. Когда они вернулись домой, то увидели, что хлеб сгорел, превратился в черные угольки. Каково же было удивление пастухов, когда вместо непригодного для еды хлеба, у них появился удивительный ароматный и сладкий продукт. Сейчас – это пряники, которые выпекают по особому рецепту. Этот рецепт в Нюрнберге, родине знаменитых праздников, сохраняется в секрете.
Рождественские праздники в жизни человека
Предрождественское время и само Рождество – важное время в жизни каждого христианина. Это период спокойствия, внимания к родным и близким, изготовление подарков и посещение рождественских базаров для выбора милых безделушек для любимых и родных, в первую очередь для детей. Сами дети не могут кому-то покупать подарки, они готовят их сами. И это не только какие-то предметы, но и выученные стихи, песни, музыкальные пьесы. Часто дети выучивают наизусть отрывок из Евангелия от Луки, где описывается эпизод рождения Спасителя. Родители готовят подарки, любимые лакомствами для своих маленьких и взрослых детей.
Вот как пишет Катарина Элизбет Гёте своему сыну 16 декабря 1805 года. «Так как ты любишь белую и красную айву, я разыскала её для тебя. Надеюсь, что она тебе понравится».
20 декабря 1850 года немецкий поэт Теодор Шторм писал своему другу Фридриху Еггеру: «Рождество, благословенное Рождество. Весь наш дом пахнет выпечкой, изготовленной по рецепту моей матери. А я сижу, так сказать, в тени елки. Мой большой палец стал наполовину золотым, так как я вырезаю сети, золочу еловые и сосновые шишки, а женщины делают куклу для маленькой Лизбет… Вчера я помогал женщинам печь рождественский пирог: я молол кардамин и вишневую соль… Каждое утро приходят посылочки и письма от родных и друзей. Рождественское время было еще прекраснее, чем было в детстве».
Фридрих Ницше записал в своем дневнике 26 декабря 1856 года:
«Уже рассвело, когда я проснулся в моей спальне. Все меня волновало. Это был день, отмеченный рождением в Вифлееме самого большого Святого на свете. Это был день, когда мама дарила мне ежегодно великолепные подарки. День тянулся очень долго… Наконец, наступил момент ликования: мама открыла дверь. В комнате сверкала ёлка, а под ней было много подарков».
Рождество – семейный праздник. Это тот день, когда дети посещают престарелых родителей. Этот день, который сплачивает семью.
Празднику Рождества великие поэты и музыканты посвящали стихотворения и гимны. Существует особый жанр рождественского рассказа. Цель этих произведений не только прославить великое для всех христиан событие- рождение Спасителя, но и заставляет людей задуматься о бедных и обездоленных, которые не могут позволить себе купить праздничную еду. Иногда не имеют крыши над головой.
Мало кто в России знает рождественский рассказ писателя Максима Горького. Даже в академическом издании писателя такого рассказа нет. Перевод рассказа с немецкого на русский выполнили члены общества российских немцев г.Коломна Роберт Адамович и Мария Петровна Роппельты.
«Чужой ребенок»
На опушке леса в маленьком домике жил бедный поденщик, который с трудом зарабатывал свой хлеб рубкой леса. Была у него жена и двое детей, которые усердно помогали ему в работе. Мальчика звали Валентином, а девочку – Марией. Они были послушны и благочестивы по отношению к родителям. Дети были их утешеньем и радостью. Однажды зимним вечером, когда на улице шел снег и дул ветер, эти добрые люди сидели вместе, ели свой кусочек хлеба и благодарили Бога, а отец читал отрывки из библии. И в это время кто-то легонько постучался в окно и тонким голосом позвал с улицы: « О, пустите меня в свой дом. Я бедный ребенок, мне нечего есть и негде укрыться. Я почти умираю от голода и холода. О, впустите меня». Тут Мария и Валентин вскочили из- за стола, открыли дверь и сказали: «Войди, бедное дитя. У нас и самих немного, но все же больше, чем у тебя. И что у нас есть, тем с тобой и поделимся», Чужой ребенок зашел, согрел руки и ноги у печки, а дети дали ему поесть и сказали: « Ты, наверное, устал, ложись в нашу кровать, а мы можем и на скамье поспать», И сказал чужой ребенок: « Да возблагодарит вас мой Отец Небесный». Они отвели маленького гостя в свою комнатку, уложили его в постель, укрыли его и подумали про себя: « О, как хорошо мы поступили. У нас есть теплая комната и постель, а бедное дитя имеет постелью землю, а одеялом – небо». Как только родители отошли ко сну, Валентин и Мария улеглись на скамью у печи и сказали друг другу: « Этот чужой ребенок рад, что лежит в тепле. Спокойной ночи».
Но уже через несколько часов сна Мария проснулась и разбудила брата: «Валентин, Валентин, проснись, послушай эту прекрасную музыку под окнами». Валентин протер глазки и прислушался. Это был удивительный звон и пение. Под звуки арфы было слышно:
«О Святое Дитя, приветствуем тебя
Звуками арфы и пением.
Ты спишь спокойно, Святое дитя.
А мы на страже в темной ночи.
Благо этому дому, благо этому дому,
В который ты вошел!
Он будет осчастливлен и восхвален».
В эпоху политических и идеологических блужданий, во времена равнодушия к религии и отсутствия каких бы то ни было ориентиров праздник Рождества Христова всё чаще становится праздником Деда Мороза, от которого ожидают подарков. Может быть мы утратили способность отмечать Рождество, потому что нам слишком хорошо живётся? Для многих Рождество стало лишь ностальгическими воспоминаниями о детстве. Тем не менее, Рождество сегодня, да и в будущем, всегда будет служить духовным ориентиром. "Христианин, оглянись! Спаситель родился!"