Валентин Купцов, председатель Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ, участник XIV и XV заседаний Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, рассказывает в интервью порталу RusDeutsch о приоритетах работы Комитета, делится своим мнением по проблеме восстановления государственности российских немцев и нормализации межэтнических отношений в России.
«Это трещина, в которую все время забивают клинья»
Валентин Купцов, председатель комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей, участник XIV и XV заседаний Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, рассказывает в интервью порталу RusDeutsch о приоритетах работы Комитета, делится своим мнением по проблеме восстановления государственности российских немцев и нормализации межэтнических отношений в России.
Валентин Александрович, какие основные задачи поставлены перед Комитетом по делам национальностей Государственной Думы? Над какими законами Вы сейчас работаете?
Первое. В соответствии с распределением полномочий Комитет по делам национальностей отвечает за разработку законодательной базы для решения национальной политики России. Как известно, Указом Президента в 1996 году была принята Концепция национальной политики. В 2003 году Президент России Владимир Путин поручил готовить новую концепцию, и это правильно, поскольку 1996 год был переходным, составленная тогда Концепция не могла зафиксировать все нюансы национальной политики. С тех пор прошло уже 13 лет. Естественно, нужна новая Концепция.
Второе. Мы считаем, что должна быть выработана государственная программа решения межэтнических, межнациональных отношений.
К сожалению, ни того, ни другого пока нет.
Почему?
С одной стороны, все это очень сложно. С другой стороны, обстановка в России остается тревожной. Вы чувствуете по Северному Кавказу, как несмотря казалось бы на беспрецедентные шаги по стабилизации обстановки в Чечне и других республиках, все равно обстановка остается сложной. Было предположение, что вот-вот выйдет новая Концепция. Она уже была на согласованиях, но почему-то пока не принимается. Схема принятия закона, любого, в том числе и по нашей проблематике, одинакова: инициатива, как правило, исходит из Министерств и отраслевых институтов. Они ведут эти темы, программы. Там сосредоточены все ученые. Для нас очень важно, чтобы у государства был пакет каких-то резервных законов. Концепция и нужна для того, чтобы на базе ее принять целый ряд законов, которые поддержали бы эту концепцию. Тогда у нас было бы единое толкование вопросов, связанных с толкованием национальной политики. К сожалению, у нас нет министерства, и эта проблема остается вне рамок жесткого контроля инициативы самого Министерства регионального развития РФ. Ведь Минрегиону, который курирует нашу проблематику, вменили реформу жилищно-коммунального хозяйства, снос аварийного жилья, а это такая тема, в которой они все погрязнут, и не только погрязнут, но и уйдут туда, потому что это колоссальный объем работы. Естественно, министерству не хватает никаких реальных возможностей определять программу действия. Комитет же сам, в силу сложившейся ситуации, для того, чтобы готовить законы, надо чтобы были специалисты. Депутаты – это те люди, которые приходят на четыре года. Как правило, это не специалисты. Я не специалист в вопросах национальной политики. Я инженер-металлург, управленец. Попросили работать, я работаю, все мы работаем, выполняем те функции, которые надо выполнять. Законы по национальной политике идут очень тяжело. В Думе они тяжело проходят. Правительство, как правило, не дает заключения на них. Закон же не может быть принят на рассмотрение до тех пор, пока Правительство не даст на него заключения, положительного или отрицательного.
Над какими законами работает сейчас Комитет национальностей Государственной Думы?
В базе у нас сегодня пять законов. Три мы приняли за этот год. Мы внесли поправку в так называемую 16-ую статью о национально-культурных автономиях. Есть проект закона, который разрешает финансировать национально-культурную автономию не только из местного бюджета, но и из государственного бюджета. Это не обязательное право, а возможность. На базе этого закона мы приняли еще два подобных закона. Еще мы приняли модельный закон для стран СНГ. Мы его подготовили, и он прошел через Межпарламентскую Ассамблею в Санкт-Петербурге буквально две недели назад. Это закон об общественных объединениях, который будет базовым для всех стран. Здесь мы ставим задачу унифицировать общие подходы хотя бы для стран СНГ для того чтобы было единое толкование и единый подход. У нас в запасе лежит закон о защите среды обитания коренных и малочисленных народов. Это очень сложный, болезненный закон. Коренные народы попали под хартию ООН. Для них есть специальные программы, в том числе федеральная целевая программа. В чем состоит противоречие? Мы обязаны защищать нации и народы. Комитет для того и существует. И мы, депутаты, считаем, что идет хищническое использование ресурсов. Это наносит ущерб как природе, так и в целом среде обитания. На этот закон мы получили пока отрицательный отзыв правительства, но мы провели большие парламентские слушания. За этот закон высказалось 74 субъекта Российской Федерации, институты и комитеты, которые ведут этот закон. Мы будем продолжать давить на правительство для того, чтобы этот закон пропустить.
Еще один закон, который мы подготовили – наш Комитет готовил его семь лет – это закон о программе межэтнических отношений в России. Он прошел все экспертизы, но правительство тоже дает нам на него отрицательный отзыв. Мы будем продолжать работу. Этот закон позволял бы до принятия Концепции национальной политики принять ряд законов.
На подходе большая группа законов, связанная с поддержкой национальных языков и культуры. Здесь мы работаем вместе с Комитетом по культуре и с Комитетом по образованию.
Мы сейчас в Омской области, и местные власти подчеркивают, что с решением национального вопроса в регионе проблем нет. Что Вы считаете необходимо делать сегодня для гармонизации межэтнических отношений в целом по России?
На первый план я бы поставил, что нам нужно понять, что с нами работают по нагнетанию обстановки по межнациональным вопросам. Работают иностранные спецслужбы. Это трещина, в которую все время забивают клинья. Вспомните Карабах, который стал началом развала Советского Союза, вспомните Чечню, которая, предполагалось, станет началом развала России. Что делать? Надо добиваться принятия Концепции для того чтобы она определила генеральную линию правительства. Общество должно быть озабоченно национальной проблематикой, особенно с подрастающим поколением. Видите, сколько случаев в Москве на межэтнической основе. Гибнут люди, идут вспышки, драки, убийства. Второй важный фактор – воспитательная функция общества по отношению к тем, кто не может жить спокойно, нетерпимы. Надо воспитывать толерантное общество. Теперь это единственное, что можно сделать после того, как телевидение столько лет работало на обострение межнациональных отношений. Вы, наверное, сами замечаете, что газеты еще стараются подать материал с пониманием проблематики. Этого нельзя сказать о телевизионных каналах. Я не помню, чтобы они дали позитивный материал по Дагестану, по другим кавказским республикам. Наоборот, разжигается, подчеркивается недоверие власти. Должна быть жесткая линия по отношению к средствам массовой информации: журналист не может трактовать события так, как он захочет. Свобода печати важна, но ответственность стоит на первом месте. Замалчивать проблему тоже нельзя. Сегодня же тактика умалчивания.
Я бы хотела коснуться проблем российских немцев. Вы присутствуете уже на втором заседании Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев. Наблюдается ли динамика в работе Комиссии?
По этому направлению и у России, и у Германии позитивная позиция. Это оценивают и люди, и парламент, и правительство. Это я вижу и по ходу заседания. Здесь идет конкретная работа. Оговариваются объемы финансирования, программы. Все это доводится до тех, для кого работа ведется. Наша поездка в Азово сегодня – фактически контроль над выполнением решений Комиссии. Этот механизм отработан. Его надо поддерживать усилиями всех структур – и правительства, и министерств, и, конечно на местах. Я уже видел много подобных заседаний и комиссий, но о такой работе, как в этой Комиссии, можно только мечтать.
На прошлом заседании Комиссии в Берлине в повестку дня еще вносился вопрос о законопроекте о самоорганизации российских немцев, сейчас уже нет. Почему?
Те законы или указы Президенты, которые были приняты в 1992 году, для того периода может и сыграли важную роль, но они и тогда принимались с эмоциями. Сегодня, когда в таком положении страна и когда вся обстановка висит на волоске, подливать такие идеи нельзя. Я считаю, и я об этом сказал на прошлом заседании комиссии, что для нас 1991-1992 годы – это как другая эпоха, от которой нас разделяет столетие. Я не верю, что будет самоорганизация в форме республики по двум причинам: во-первых, она сейчас не нужна, она уже ничего не решает. Во-вторых, она будет обострять политическую обстановку в стране. Ну а в-третьих, туда никто не поедет. Ну кто поедет с Москвы, Ленинграда или даже с Омска? Надо развивать то, что есть. Надо осваивать национальные районы, в них решать все вопросы. Я не вижу сегодня реальной возможности решить эту проблему. Обстановка взрывная. Если мы будем заниматься этим вопросом, то породим только неудовольствие среди местного населения.