Памяти Александра Миллера Небольшие уголки окрестностей Тюмени, извилистые берега сибирских рек, маленькие заброшенные деревушки. Сюжеты картин Александра Миллера «наполнены чувством любви к тому, что видит художник, наблюдает и стремится уловить своей кистью» — писала о работах мастера искусствовед Татьяна Сергейчук. 20 октября Миллеру исполнилось бы 70 лет.
Наедине с природой
Памяти Александра Миллера
Небольшие уголки окрестностей Тюмени, извилистые берега сибирских рек, маленькие заброшенные деревушки. Сюжеты картин Александра Миллера «наполнены чувством любви к тому, что видит художник, наблюдает и стремится уловить своей кистью» — писала о работах мастера искусствовед Татьяна Сергейчук. 20 октября Миллеру исполнилось бы 70 лет.
Александр Иосифович Миллер (Александр Андреевич Гольцман) родился в 1939 году в Баку в семье немецких колонистов. Его отец — Гольцман Андрей Андреевич (1909—1951) и мать Екатерина Леоновна, урожденная Шнайдер (1908—1945) родились в немецкой колонии Илавла (колония Ляйхтлинг Камышинского уезда Саратовской губернии). В октябре 1941 года Гольцманы, как и все семьи российских немцев, были высланы на восток страны. Из теплого солнечного Баку они попали в Тюменскую область. После смерти родителей Александр и его брат Альберт, остались круглыми сиротами. 20 марта 1954 года Александр Гольцман был усыновлен Иосифом Андреевичем Миллером и стал носить фамилию и отчество отчима. После службы в армии окончил Уральское училище декоративно-прикладного искусства в Нижнем Тагиле в 1973 году, затем до конца жизни работал в Тюменском художественном фонде. С 1996 года — член Союза художников России.
Художник отдавал предпочтение акварели, его излюбленным жанром был пейзаж. Он писал «вдалеке от посторонних глаз, наедине с природой. Она была его муза». Будучи певцом природной красоты, «он искал в ней особое состояние: закат или рассвет, хмурое предгрозовое волнение или ночное затишье, мрачный осенний день или холодное дыхание морозных узоров. Проникновенному восприятию помогает и точно найденная цветовая гамма серовато-охристых, темных зеленоватых или фиолетовых тонов», — отмечала Татьяна Сергейчук.
«Работы Александра Миллера легки для восприятия и понятны всем, они оставляют глубокое эмоциональное впечатление от созерцания уютных и сокровенных мест родной природы. Естественность, отсутствие всякой театральности придают акварелям Александра Миллера необычайный лиризм, — тепло писала о работах мастера искусствовед Татьяна Борко. — Экспозиция акварелей Александра Миллера позволяет почувствовать сопричасность к сокровенному миру».
Миллер — участник многих выставок, в том числе международных. В 1999-м и 2002 годах он был удостоен премии им. Г.Н. Бусыгина за создание лучших графических работ. Работы мастера находятся в Художественном музее Тюмени, в частных коллекциях Германии, Канады, Польши, Финляндии и в Санкт-Петербурге.
В сентябре 2004 года в Саратове состоялся «Международный фестиваль немецкой культуры, посвященный 240-летию первых немецких поселений на Волге». К этому событию были приурочены: Научная конференция, выставка «История российских немцев в документах архивов» и работы немецких художников. А. И. Миллер представил свои работы: «Хмурое утро», «Сыплет», «20-й километр» и др. Пребывание в Саратове для него значило очень много: это были встречи с «собратом по кисти», обмен мнениями, это были места его предков, места, о которых он много знал по рассказам своих родственников и которые теперь можно видеть, по «Немецкой Слободе» ходили молча… Он много рассказывал о своем пребывании на Байкале, о его завораживающей красоте. Впечатления от этой экспедиции воплотились в серии работ о природе и красоте Байкала.
Проработав 35 лет в Тюменском художественном фонде, художник не имел каталога своих работ, хотя был членом Союза художников России. Александр Миллер умер 16 июня 2007 года после тяжелой и продолжительной болезни.
Галина Ипполитова