Пленэрный выезд художников-российских немцев, в село Октябрьское Тобольского края в июле 2011 года в место ссылки немцев-трудармейцев. Первое впечатление от увиденного – первозданная природа и очарование девственной тайгой, которая простирается прямо за околицей села.
Пленэрный выезд художников-российских немцев, в село Октябрьское Тобольского края в июле 2011 года в место ссылки немцев-трудармейцев. Первое впечатление от увиденного – первозданная природа и очарование девственной тайгой, которая простирается прямо за околицей села.
Суровая монументальная стихия сибирской природы формирует особый тип человеческого характера. Эти ощущения добавляют интригу в нашу поездку. Особый быт невольных немецких переселенцев первой четверти XX века и их потомков, сегодня здесь проживающих, во многом был измене и скорректирован суровой сибирской действительностью. И надо же было случиться тому, что именно к нашему приезду в это село случилось в нем ЧП, из леса пришла голодная волчица и набросилась на его жителя. Эта история стала своеобразной преамбулой нашей работы на пленере и посещении немецких семей. Данное событие внесло переполох в размеренную жизнь сельчан, такого не было со времен войны. Это нештатное событие еще раз демонстрирует тот факт, что люди, проживающие в брутальном мире сибирской тайги, постоянно ведут борьбу за отвоеванное ими когда-то пространство у дикой природы. Но именно в этой суровой действительности присутствует собственная художественная эстетика.
Нашу группу в этой поездке интересовали судьбы российских немцев, чья история проживания в этом селе началась с трагического указа от 28 августа 1941 года. Семья Шеффер, братья Александр и Владимир Давыдовичи, в гости к которым мы пришли, являются детьми немцев-трудармейцев. Старшего из братьев, Александра, мы не застали дома, а вот его брат встретил нас со всем радушием. Нас, прежде всего, интересовал сам герой и пространство, в котором он проживает. Действительно мы увидели то целостное пространство, уникальный самодостаточный быт сибиряка, живущего своим трудом и автономно независящим от превратностей внешнего окружающего мира.
Владимир, средний сын в семье из пяти детей живет в доме своих уже ушедших родителей. Его отец и мать повторили судьбу своего народа, без вины виноватые 16-17 летние подростки с берегов Волги из села Гусенбах попали в нечеловеческие условия сибирской тайги, где вынуждены были работать на лесоповале и в колхозе, за тюремный паек они выполняли работу взрослых здоровых мужчин. Здесь они познакомились и обрели семейное счастье. Мы рисуем и общаемся с хозяином дома в его летней кухне, это привычная в российских деревнях хозяйственная постройка, в которой имеется кирпичная печь и разнообразная кухонная утварь, необходимая для домашних заготовках на долгую суровую зиму. Владимир, 1957 года рождения, – истинный сибиряк, крепкий хозяин находится сегодня в непривычном для него статусе, его рисуют настоящие художники, они интересуются его персоной и историей его семьи, поэтому ощущается некоторая напряженность и скованность в общении хозяина с нами. Ему трудно усидеть на месте, Владимир пытается угостить нас самыми изысканными блюдами и напитками, которые имеются в его распоряжении. Он периодически вскакивает с места, приносит сибирские деликатесы – муксун, оленину, мясо кабана: все это добыто в сибирской тайге. Позируя художникам, хозяин рассказывает о своих родителях, тете, братьях и сестрах, о жизни в селе. Владимир сам колоритная личность, в нем удивительным образом уживается суровый мужской характер и наивная искренность аборигена, что свидетельствует о неиспорченности нравов тоболяков. В беседе выясняется, что это он спас жизнь своего соседа, когда ему в горло вцепилась волчица, тело которой мы увидели, когда приехали утром в Октябрьское. Нас, художников восхитил как сам хозяин, так и его по-немецки ухоженный дом и приусадебное хозяйство, на его дворе стояла удивительная машина-амфибия, собранная из различных деталей и сегментов отечественных легковых автомобилей и сельхозтехники. Так в жизни сложилось, что Владимир холостяк, однако его дом отличается особой аккуратностью и чистотой, а интерьеры он сохраняет в том виде, когда там проживали его родители. Он бережно хранит воспоминания о маме и отце: родительские фотографии на стенах, старинная швейная машинка, с помощью которой она обшивала своих детей, вышивки и кружевные подзоры, всеми этими предметами гордится сын, тщательно их хранит и бережет. Глядя на этот дом смело можно утверждать, что это типичное жилье, в котором ощущается присутствие духа двух поколений российских немцев-трудармейцев и их детей. Крепкий дом, комплекс хозяйственных построек, колоритная внешность самого хозяина; все это восхищает и удивляет нас художников, типичных представителей урбанистической культуры. Вышивки, домотканые половички, дизайн рукотворной мебели, предметы быта, многие из которых изготовлены кустарным методом, все это натурный материал для художников, который они будут использовать в дальнейшем при создании своих творческих работ.
Мы столкнулись с уникальным миром – типичным российским селом, где укрепились и продолжают жить потомки немцев России, чьи предки не по своей воле в суровые сороковые года XX века оказались в самом центре Сибири, Тобольском крае. Мы в этот день испытали катарсис, сравнимый с тем, что испытывает человек, взращенный в современной городской цивилизации и вдруг, всего на один день, заброшенного в брутальный мир сибирского края. Село Октябрьское сегодня, к сожалению, испытывает большие трудности, а у жителей есть соблазн перебраться поближе к городским благам, но что-то удерживает их. Наверное, это родные очаги, родовая память, могилы родных и близких им людей. И пока существуют такие люди как Владимир и Александр Шефферы, будут топится русские печи в их домах, будут существовать очаги цивилизации в сибирской тайге. А сама сибирская земля будет находиться в состоянии ожидания ее бережного освоения и нового возрождения.
Ирина Вейс, искусствовед