Geistliches Wort zum Sonntag
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. (Евр.4,14-16)
Наш милостивый Первосвященник
Дорогие братья и сестры, Вы когда нибудь пробовали осуществить какие-нибудь грандиозные планы, влияющие на всю Вашу жизнь? Построить дом? Или хотя бы выхлопотать себе пенсию? Если да, то Вы уже сейчас знаете, о чем пойдет речь. Каждый проситель знает это – заявление в соответствующую инстанцию, иначе говоря – прошение. Потом – томительное ожидание… И уже на этом этапе на нашем пути может встретиться первое препятствие – если чиновники отклонят наше заявление. С помощью личной беседы иногда всё же удается добиться в конце концов положительного результата. Если мы знаем, что должен состояться такой разговор, то точно постараемся как можно меньше говорить. Задолго до беседы придётся подумать – что сказать? Как сказать? Как убедить? И прежде всего – как уложиться в малое время, которое нам отведено? Ибо высокопоставленные чиновники не любят заниматься частностями – мы все это прекрасно знаем. И у них мало времени. Это обстоятельство превращает такой разговор в событие, заставляющее нас здорово поволноваться. Но насколько сложнее обстояло бы дело, если бы речь шла не о доме или пенсии, а о вопросах веры и спасения нашей души. Или о противостоянии искушениям. Это намного сложнее, чем построить дом! И прежде всего – опасность в случае неудачи гораздо больше!
Уже в Евр.2,17 Иисус именуется «милостивым и верным Первосвященником». Остается только уяснить, в каком смысле это применимо ко Христу.
4,14: Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
Уже в начале послания говорится о вере, которую автор послания предполагает у тех, кому эти строки адресованы. Веру в то, что во Иисусе имеем великого Первосвященника. Еврейское слово «Первосвященник» уже имеет значение «большой священник». Таким удвоением «великий большой Первосвященник» подчеркивается, что Первосвященническое служение Иисуса Христа превосходит все мыслимые аналогии. Земные первосвященники могли лишь следить за храмом, входить во святилище. Иисус Христос «прошел небеса», чтобы служить в небесном святилище. Вспомним о Вознесении Господнем, при котором Он «воссел одесную престола величия на высоте» (1,3). «Небеса» обозначают здесь то, что отделяет нас, грешных, от святого Бога. Но Иисус прошёл эти небеса за нас и находится теперь в истинном Святилище. При этом он ещё совершил нечто, совершенно невозможное для любого другого Первосвященника: Открыл нам возможность приступить с дерзновением к Богу. (4,16)
Будем твердо держаться исповедания нашего – это очень весомое увещевание. И дело не в каком-либо символе веры, а в самой нашей вере во Иисуса Христа.
Несмотря на Свое совершенно особенное – высокопоставленное – положение, Иисус не отвращается от братьев, чью природу Он благоволил принять. В силу Своего уподобления братьям во всем» Он может сострадать нам. (2,17). Иисус очень хорошо знает, что значит «страдать»! И то слово в греческом, которое означает «сострадание к нам в славбости» - полностью созвучно применяемому в русском – правда в несколько ином смысле – «симпатия». Вот только «симпатия» к нам Иисуса носит не эмоциональный характер, но экзистенциальный, затрагивающий глубины нашего бытия: Он ведь знает, каково нам подчас приходится! Речь о том, что он знает нашу немощь и несет наше бремя – совсем как Он Сам заповедал и нам поступать по отношению друг ко другу! В противоположность идеалу стоиков с их безразличием богов по отношению к нашим страданиям, именно христиане знают, что Бог их понимает! По великому милосердию Своему даровал Он нам Сына Своего, Который нас поддерживает в искушении. Но и мы, когда страдаем и, страдая, держимся вероисповедания нашего – уподобляемся Христу! Это придает самим нашим страданиям смысл!
Да и искушения не являются для Иисуса чем-то неведомым. Напротив – Он «подобно нам, искушен во всем». Во время Своей земной жизни Он неоднократно должен был противостоять различным искушениям. Но что бы с Ним ни происходило – Он никогда не уклонялся от того, что было предначертано Отцом Небесным. Он был искушаем, но там, где мы люди по слабости нашей упали бы, Он устоял и приобрел победу.
В послании идет речь о вполне конкретном искушении – попытки избежать страданий, проявив непослушание Богу. Так же был искушаем и Иисус – помните – предложение избежать крестной смерти? Страдание не было для Него чем-то обыденным или тем более желанным. Он преодолел искушение только осознанным послушанием воле Отца. И именно так открылось, что Он был лишен греха. А мы? Как дело обстоит с нами? Разве не искушает нас каждодневно жизнь наша и окружение? И даже там, где мы – казалось бы – могли бы чувствовать себя в полной безопасности – в Церкви! Например, благодаря ее постоянной секуляризации (обмирщвлению)?
4,16: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Или нам нечего попросить у Бога? Есть уже у нас всё? Мы совершенны и святы? В самом деле? Я думаю, это только так кажется иногда! Мы охотно сами себя объявляем святыми, а всех остальных кругом – виноватыми, а если и не виноватыми, то по меньшей мере – все-таки хуже, чем мы сами! Или мы и впрямь столь совершенны? Или сумеем противостоять любому искушению – подобно Иисусу?
Искушения, которым подвергаемся мы, похожи на те, которым подвергался Иисус. Именно поэтому мы можем приступить «с дерзновением к престолу благодати». В Ветхом Завете только священники могли приближаться к святилищу. Здесь же находим призыв, адресованный к каждому из нас – приступить к престолу Божию. Престол Божий называется «престолом благодати», эта благодать исходит от Небесного Святилища. Так вот Кому мы обязаны этой возможности – воззрить в небо не со страхом, но с дерзновением и упованием – Иисусу Христу! Но самое главное – каждый из нас вправе «обрести милость и благодать для благовременной помощи». Именно во время искушения, преследования или болезни наша молитва имеет решающее значение. Мы молиться во всякое время – не с сомнением или страхом – но с большой внутренней свободой. Тогда Отец наш Небесный – по заступничеству Сына Своего – дарует нам силы, чтобы устояли в искушении. Но нам нужно упорство, настойчивость в молитве – именно дерзновение, пока ещё не поздно, пока ещё можно говорить «ныне»!
Послание к евреям говорит нам, христианам: К Иисусу мы можем придти безбоязненно! Не подавая никакого предварительного заявления! И Он будет заниматься любой «частностью»! Дорогой брат, дорогая сестра! Тебе не нужно бояться, что ты злоупотребишь терпением Иисуса! У Него всегда есть для тебя время! Никакая твоя беда, сомнение или забота не будут для Него непосильны и Он не останется равнодушным к твоей просьбе! Никакой грех твой и никакая твоя слабость не покажется Ему лишком большой, Он ведь их знает! Его Самого искушали! Ему Самому случалось испытывать голод и жажду, случалось плакать и гневаться! Его уши всегда внимательны к голосу наших молений – именно тогда, когда мы взываем о помощи. И даже на смертном одре – на том пути, куда никто не может сопровождать нас, кроме Него – Он поддержит нас и утешит, даруя милость и благодать Свои. Аминь.
Unser barmherziger Hohepriester
Haben Sie, liebe Schwestern und Brüder schon irgendwann versucht irgendwelche großartigen Pläne zu realisieren die Ihr ganzes Leben prägen würden? Ein Haus zu bauen? Oder mindestens Formalitäten bezüglich Ihrer Rente zu erledigen? Wenn ja, dann wissen Sie schon jetzt ganz genau, wovon die Rede ist. Jeder Bittsteller erlebt es – den Antrag bei der Behörde stellen und warten... und bereits hier kann uns der erste Stein in den Weg gelegt werden - wenn die Behörde die Genehmigung ablehnt. Durch ein persönliches Gespräch mit dem entsprechenden Beamten kann in manchen Fällen die Genehmigung doch noch erwirkt werden. Wenn es zu einem solchen Gespräch kommt, werden wir uns vornehmen, möglichst wenig Worte zu machen. Wir werden uns vor dem Gespräch genau überlegen: „Was soll ich sagen? Wie kann ich ihn überreden? Und vor allem: Wie schaffe ich es, schnell auf den Punkt zu kommen? - Denn Personen in gehobener Stellung mögen keine Einzelfälle behandeln – das wissen wir doch alle. Und sie haben wenig Zeit. Diese Umstände machen die Begegnung zu einem Wagnis, bei dem auch Anspannung und Aufregung mit im Spiel sein wird. Aber viel schwieriger ist die Sache noch, wenn es um Glaubensfragen geht, wenn wir uns ernsthaft bemühen, den Versuchungen zu widerstehen. Das ist viel schwiriger als ein Haus zu bauen! Und vor allem – die Gefahr ist größer, wenn das ganze mißlingen wird!
4,14: Weil wir den einen großen Hohenpriester haben, Jesus, den Sohn Gottes, der die Himmel durchschritten hat, so laßt uns festhalten an dem Bekenntnis.
Gleich am Anfang des Briefes appeliert der Brief an den Glauben, den er bei seinen Lesern voraussetzt. Jenen Glauben nämlich, in Jesus Christus „einen großen Hohenpriester“ zu haben. Das hebräische Wort für „Hohepriester“ hat schon die Bedeutung eines „großen Priesters“. Dadurch, daß der Brief den ungewöhnlichen Ausdruck „einen großen Hohenpriester“ benutzt, wird betont, daß das hohepriesterliche Amt Christi alle Analogien überragt. Während der irdische Hohepriester nur den Vorhang des Tempels durchschreitet, hat Jesus Christus „die Himmel durchschritten“, um im himmlischen Allerheiligsten zu dienen. Denken wir an die Himmelfahrt Christi, wobei er „sich zur Rechten der Majestät in der Höhe gesetzt hat“ (1,3). „Die Himmel“ bezeichnen die Sphären, die uns sündige Menschen vom heiligen Gott trennen. Jesus hat sie aber stellvertretend „durchschritten“ und befindet sich jetzt im wahren Heiligtum. Dabei hat er getan, wozu kein andrer Hohepriester imstande war: uns einen freien Zugang zu Gott zu schaffen (vgl. V. 16).
4,15: Denn wir haben nicht einen Hohenpriester, der nicht könnte mitleiden mit unserer Schwachheit., sondern der versucht worden ist in allem wie wir, doch ohne Sünde.
Ungeachtet seiner Erhabenheit läßt Jesus aber seine Brüder nicht im Stich, deren Natur er freiwillig angenommen hat. Dadurch, daß Jesus „in allen Dingen seinen Brüdern gleich“ wurde, kann er wahres Mitgefühl mit ihnen haben. Denn Er weiß ganz genau, was leiden heißt. Daß Jesus Mitleid mit unsrer „Schwachheit“ hat, wird im Griechischen mit einem Wort ausgedrückt, das auch in unsrer Sprache angewandt wird: Sympathie. Jesu „Sympathie“ deckt aber nicht nur eine emotionelle Beteiligung, sondern vielmehr eine existentielle Realität: Er kennt doch unsre Lage. Es ist davon die Rede, daß er unsere Schwachlneit kennt und sie mit uns trägt. Im Gegensatz zum stoischen Ideal der Gleichgültigkeit der Götter gehört es zum Herzstück des christlichen Glaubens, daß Gott uns versteht. Durch sein großes Erbarmen hat Er uns seinen Sohn gegeben, der uns in der Anfechtung hilft. Aber auch wir – wenn wir leiden und leidend an dem Bekenntnis festhalten – werden Jesus Christus ähnlich! Das gibt unserem Leiden einen ganz anderen Sinn!!
Auch Versuchungen sind Jesus nicht unbekamnt. Im Gegenteil – „er ist in allem versucht worden wie wir“ (2,18). In seinem Leben auf Erden wurde er versucht und auf die Probe gestellt. Aber was ihm auch angetan wurde, er blieb dem Ziel treu, das der Himmlische Vater Ihm gestellt hatte. Jesus wurde zwar versucht, aber wo wir Menschen in unsrer Gebrechlichkeit oft zu Fall kommen, da bewährte er sich und gewann den Sieg.
4,16: Darum laßt uns hinzutreten mit Zuversicht zu dem Thron der Gnade, damit wir Barmherzigkeit empfangen und Gnade finden zu der Zeit, wenn wir Hilfe nötig haben.
Oder brauchen wir nichts von Gott? Haben wir bereits alles? Sind wir etwa alle heilig und volkommen. Sind wir wirklich so? Ich denke, wir bilden uns das nur ein! Wir sprechen sich selbst sehr gern heilig und alle anderen Menschen schuldig. Sind wir aber wirklich volkommen? Oder können wir etwa - wie Jesus – allen Versuchungen widerstehen?
Weil unsere Versuchung Jesu Versuchung gleicht, sollten wir „mit Zuversicht zu dem Thron der Gnade hintreten“. Im Alten Bund durften nur die Priester sich dem Heiligen nähern. Hier begegnet uns eine Aufforderung, vor Gott hinzutreten, die jedem von uns gilt. Der Thron Gottes wird „Thron der Gnade“ genannt, weil die Gnade von seinem Sitz ausgeht. Es ist also auf Jesus Christus zurückzuführen, daß wir vertrauensvoll zum Himmel aufsehen dürfen; aber das Entscheidende ist, jeder von uns diese „Barmherzigkeit und Gnade“ eben „zu der Zeit, wenn wir Hilfe nötig haben“, erwarten dürfen. Gerade in Zeiten der Versuchung, der Verfolgung oder Krankheit ist unser Gebet von besonderer Bedeutung. Diesen Weg dürfen wir allezeit beschreiten, nicht zögernd und ängstlich, sondern mit großer Freimütigkeit. Dann wird Gott uns auch auf Jesu Fürbitte hin Kraft zum Durchhalten schenken. Aber fleißig sein im Gebet, daß uns auch geholfen wird, ehe es zu spät ist!
Uns Christen wird im Hebräerbrief gesagt: Zu Jesus können wir ohne Hemmungen kommen. Ohne vorher den Antrag gestellt zu haben. Auch wenn wir etwas großartiges planen – z.B. in dieser Fastenzeit mit dem täglichen Gebet zu beginnen! Ihm ist jeder von uns als „Einzelfall“ willkommen. Lieber Bruder, liebe Schwester, du brauchst keine Angst zu haben, daß wir seine Geduld zu sehr strapazieren. Er hat auch Zeit für dich. Bei ihm ist es so, daß keine Lage zu aussichtslos ist, keine Sorge zu groß, keine Sünde zu schwer: Denn Jesus selbst kennt all das. Er wurde versucht wie wir. Bei ihm finden wir ein offenes Ohr, wenn wir Hilfe nötig haben. Voller Zuversicht und Vertrauen dürfen wir ihn anrufen. Und das auch in unserer letzten Not, in unserer Sterbestunde. Auf dem Weg, den niemand mit uns teilen kann, will er uns beistehen und uns seine Barmherzigkeit und Gnade finden lassen.