Столпы интеграции - Система интеграции поздних переселенцев будет держаться на четырех столпах, - объявил Йохен Вельт (СДПГ), освоившись на посту уполномоченного федерального правительства по делам переселенцев, на котором он сменил Хорста Ваффеншмидта (ХДС) в 1998 году. — Кроме поддержки по изучению немецкого языка, переселенцам предлагается помощь со стороны общефедеральной сети учреждений в форме консультаций и шефства, а также меры по профессиональной и социальной интеграции. Интеграция считается завершенной, если переселенец включен в работу по специальности.
Столпы интеграции
- Система интеграции поздних переселенцев будет держаться на четырех столпах, - объявил Йохен Вельт (СДПГ), освоившись на посту уполномоченного федерального правительства по делам переселенцев, на котором он сменил Хорста Ваффеншмидта (ХДС) в 1998 году. – Кроме поддержки по изучению немецкого языка, переселенцам предлагается помощь со стороны общефедеральной сети учреждений в форме консультаций и шефства, а также меры по профессиональной и социальной интеграции. Интеграция считается завершенной, если переселенец включен в работу по специальности.
Согласно статистике, система Вельта принесла свои плоды: число безработных переселенцев сократилось с 126 тысяч в 1998 году до 55 тысяч в 2004 году, при условии, что в этот период в страну ежегодно въезжало около 100 тысяч российских немцев из республик бывшего Советского Союза. Правда, статистика, которую ведет Федеральное ведомство по вопросам труда, охватывает только переселенцев, проживающих не более пяти лет с момента въезда на территорию Германию, то есть те, кто въехал лет 8-10 назад, в эти статистические данные включены не будут.
Подводя итоги четырехкомпонентной системы интеграции ко времени своего ухода с поста уполномоченного в 2004 году, Йохен Вельт называл и моменты, не учтенные системой. Так, ему не удалось добиться полного признания дипломов о высшем образовании, полученных поздними переселенцами до их переезда в Германию. И хотя Фонд им. Отто Бенеке и предлагал для таких людей специальные программы повышения квалификации, принять в них участие смогли далеко не все желающие: места в группах приходилось делить с въехавшими в страну по еврейской линии, среди которых процент владеющих университетскими дипломами по ряду причин был значительно выше.
В целом, по признанию самого Вельта, при нем «интеграция поздних переселенцев, несмотря на сокращающееся число приезжих, стала не легче, а сложнее». «Причина в этом не в последнюю очередь заключается в том, что число членов семей, въезжающих вместе с поздним переселенцем, резко возросло. Результатом стал принявший угрожающие масштабы рост числа людей без знания немецкого языка», – пишет Вельт в статье по заказу Фонда им. Фридриха Эберта в 2004 году. Поэтому планирующим переезд необходимо сдать тест на знания немецкого, а въезжающим предлагается сразу пройти шестимесячные языковые курсы. От курсов немецкого языка, которые можно было посетить в стране проживания до сдачи теста (например, HalloNachbarn!), они отличаются ориентацией на одновременное ознакомление с законами, историей и культурой Германии. К сожалению, с 2004 года на таких курсах новым гражданам Германии, приехавшим из стран бывшего Советского Союза, приходится сидеть с иностранцами из Азии и Африки, в результате чего желаемого успеха достичь заведомо сложнее, чем в гомогенной группе: преподаватель вынужден учитывать грамматические и фонетические особенности разных родных языков слушателей курсов.
За годы работы Йохена Вельта на посту уполномоченного по делам переселенцев удалось, несмотря общее на сокращение средств на программы для переселенцев и немецких меньшинств в Европе и Средней Азии, увеличь сумму, выделяемую на меры по социальной интеграции поздних переселенцев. Тогда как в 1998 году эта сумма составляла 16,4 млн. евро, в 2003–2004 годах она выросла до 28,8 млн. евро. «Это показывает, насколько серьезно федеральное правительство относится к вопросу включения поздних переселенцев в гражданское общество», – писал тогда Вельт. Правда, высокие цифры еще не всегда свидетельствовали о том, что сами переселенцы спешили принять участие в проектах, направленных на их социализацию. Зачастую мероприятия организовывались коренными немцами без их участия и учета их мнения, что нередко приводило к игнорированию навязываемых, как казалось, мер.
При Хансе-Петере Кемпере (СДПГ), ставшим уполномоченным в ноябре 2004 года, стали чаще использовать потенциал самих переселенцев при реализации интеграционной политики, которая в целом продолжала основываться на четырех столпах.
Кристоф Бергнер (ХДС), сменивший Кемпера, в одной из своих первых речей обратил внимание на то, что за годы «2,3 миллиона российских немцев-поздних переселенцев, были приняты и интегрированы в Германии, что соответствует числу жителей Тюрингии. Одно это сравнение – то, что мы в рамках приема переселенцев получили по числу жителей еще одну федеральную землю – показывает масштаб свершения. Относительная бесшумность, в которой протекал процесс подобного масштаба, может служить доказательством того, что в большинстве случаев интеграция в наше общество, по-видимому, удалась. В любом случае, в большей степени, чем хотят нам доказать иной раз легкомысленные разговоры и СМИ».