Зачем это народу нужно? Президент Федеральной национально-культурной автономии Виктор Баумгертнер отчитался на XIV заседании Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев о деятельности возглавляемой им организации. В докладе он подверг сомнению необходимость Межрегиональных координационных советов, выступил с критикой программ помощи, в рамках которых выделяются деньги на песенные и танцевальные фестивали. Расшифровка полного текста доклада.
Расшифровка полного текста доклада.
Уважаемые члены Межправительственной комиссии!
То, что сейчас здесь было сказано, я как эксперт могу Вам сказать, то что господин Дуквен предложил, это стоит того, что сейчас будет выступать г-н Мартенс и скажет про свои проекты, которые народу ничего не приносят, а это воспитываются люди. Школа! Там мизер нужен, а деньги траться на какие-то фестивали, танцульки, плясульки. Зачем это народу нужно? Вот что нужно народу — школы, детские сады и все остальное, что приносит пользу немецкому народу.
В марте 2007 года мы встречались на Алтае. Это было 13-14 марта в Белокурихе. Мы уже имели возможность информировать Вас о большой работе, которую проводит Федеральная национальная культурная автономия и общероссийская ассоциация общественных объединений «Содружество» «Гемайншафт». Как в рамках реализации своих уставных целей, так и в рамках учрежденного федерального координационного совета общественного движения российских немцев, которому 28 октября исполнилось 5 лет. 5 лет назад исполнилась мечта активистов общественного движения российских немцев, которая утвердила, что общественность объединилась и все были рады: и германская сторона, и российская сторона. На сегодняшний день посмотрите, что твориться. Созываются какие-то общественные организации, игнорируется федеральная организация национально-культурная автономия, общественная организация Гемайншафт, которая на федеральном уровне работает. Изыскивают какие-то возможности какие-то левые организации, организуют какие-то координационные советы, финансируют их. Уважаемые господа, сколько это может длиться? Неужели недостаточно государственного закона? Что ФНКА просто так создавалась, как говорит г-н Журавский? Уважаемый г-н Журавский, для ФНКА был специально закон! Закон в государстве, который надо на сегодняшний день исполнять! В качестве главной цели мы поставили перед собой цель добиваться реабилитации народа — российских немцев. И на этом неопределенном продолжительном пути взяли за руководство и в практической деятельности Концепцию сохранения и развития культуры российских немцев в 21-м веке. Реализуя свои уставные права мы учредили в 2004 году Федеральный центр немецкой культуры в форме юридического лица — автономной некоммерческой организации. На этот центр возложена задача профессионального ведения содержательной уставной деятельности организаций — его учредителей в сфере культуры и образования. Технической основой нашего организационного единства является единое информационного пространство российских немцев на базе Интернет-технологий. Проект реализуется за счет средств, выделяемых на поддержку российских немцев, начиная с середины 2003 года. И практически все это время находится в критическом, кризисном состоянии. Поддержка деятельности 50 региональных узлов этого информационного пространства требует определенных расходов для помещения и т.д. Что в принципе невозможно осуществлять на общественных началах. На этот проект, который виртуально объединил дисперсно проживающих российских немцев, мы возлагали большие надежды. Но по-видимому и для России и для Германии лучше и выгодно оказывать совместную бюджетную финансовую поддержку ежегодным большим дорогостоящим форумам. За период с 2005 года по 2008 год Федеральным центром немецкой культуры были реализованы сотни проектов, имеющих межрегиональное и общефедеральное значение. Среди них такие крупные как организация социальной медицинской реабилитации трудармейцев, издание книг, социальной медицинской реабилитации, проведение международных круглых столов по изучению опыта сохранения национальной самобытности народа, социологический опрос российских немцев, выставки художников из числа российских немцев, встречи со знаменитыми людьми, творческими работниками, международные научные практические конференции по проблемам российских немцев и т.д. Также мы завершили издание энциклопедии российских немцев. При этом следует отметить, что все без исключения эти проекты делались с помощью германской стороны. Доступа к средствам Федеральной целевой программы Центр немецкой культуры не имел: Это объясняется тем, что у Центра нет своих оборотных средств, которые исходя из уставных целей условий доступа к финансированию проектов за счет средств Федеральной целевой программы. Он должен вложить в реализацию проекта. Другими словами: мы не можем полностью реализовать проекты при их 30-процентном авансировании из средств программы, привлекая остальные 70 процентов из банков. Никто общественным организациям деньги в кредиты не дает, потому что банки требют обеспечения. И поэтому наш Культурный центр не может реализовывать на таких условиях проекты. Вместе с тем в регионах России продолжают работать региональные национально-культурные автономии, региональные общественные организации, центры немецкой культуры, входящие в Национальную автономию и общероссийскую организацию «Содружество». Исходя из имеющихся возможностей они организуют и проводят курсы немецкого языка, летние зимние лингвистические молодежные лагеря, Дни немецкой культуры, фестивали. Хорошо поставлена эта организационная работа под руководством национальных культурных автономий Поволжья, Урала, Сибири, Калининградской области. И в этом случае необходимо отметить, что финансовая поддержка региональных проектов идет в основном за счет средств германских грантов. Исключение составляют российско-немецкие дома, имеющие статус государственных учреждений культуры, а также их филиалы. На федеральном уровне мы продолжаем выпускать газету NeuesLeben, в основном, за счет своих средств, журнал «Культура немцев России» и т.д. И обидно, и стыдно за то, что наше родное государство почему-то не берет эти расходы на себя, хотя бы за счет средств, выделяемых на реализацию программы по российским немцам. И это при том, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона о национально-культурных автономиях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут содействовать национально-культурным организациям в издании книг, в выпуске периодической печати и т.д. Почему это не выполняется даже при наличии социальной государственной программы в поддержку российских немцев? Перечень всех этих добрых дел, которые ведут наши организации, можно еще продолжать. Особенно следует отметить, что в своей практической деятельности мы делаем акцент на проведении таких мероприятий, которые способствуют сохранению традиций, самобытности нашего народа, сохранению и развитию его культуры и языка. Потенциальные возможности наших региональных организаций, Федерального центра немецкой культуры не ограничены и они могут усвоить и переварить целый бюджет области, если это надо. Потому что на сегодняшний день национально-культурные автономии ставят в такие условия, что они не могут развернуться. Вот рядом со мной сидит Бруно Генрихович. У него 80 таких организаций и все эти 80 организаций работают, функционируют. И так национально-культурные автономии работают по всей России. Зачем еще создавать какие-то центры? Координационные центры? Что деньги некуда девать что ли? Так я вам определю тогда куда Вам их можно деть.