Олег Штралер, член Совета Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, открыл VI съезд ФНКА в Москве 5 апреля. В докладе он рассказал о причинах проведения внеочередного съезда, о своем видении ориентиров и перспектив ФНКА, перечислил пожелания и ожидания от избираемого на съезде президента. В заключении Штралер приходит к выводу, что «сегодняшний съезд для ФНКА во многом исторический. По его результатам и результатам избранного на нём Совета потомки будут судить о нашей зрелости, понимании проблем российских немцев и действий Автономии по их решению».
О.Ф. Штралер
ДОКЛАД
на VI внеочередном съезде ФНКА РН
Meine Damen und Herren, liebe Freunde! Уважаемые делегаты и гости съезда! От имени организационного комитета по подготовке VI внеочередного съезда федеральной НКА российских немцев хочу поблагодарить Вас за участие в работе съезда и пожелать Вам успешной работы на нём.
1. Причины проведения внеочередного съезда
Наш съезд внеочередной, он собрался по решению легитимного Совета ФНКА от 28 февраля 2009 года для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, которая возникла в Автономии ещё в 2007 году. Эта ситуация связана с тем, что руководство Автономии в лице её Президента Баумгертнера и президиума ФНКА систематически нарушали устав ФНКА. Эти нарушения были неоднократно зафиксированы в протоколах контрольно-ревизионной комиссии (КРК) и представлены руководству автономии. Вместо того, чтобы по деловому отреагировать на замечания КРК, руководство Автономии пошло по пути игнорирования её, более того, по пути протаскивания решений, отказывающих в участии членов ревизионной комиссии в заседаниях Совета. Президент ФНКА открыто предложил Председателю ревкомиссии А. Гриненвальду сложить с себя полномочия председателя ревкомиссии и удалил с последних двух заседаний Совета. Контрольно-ревизионная комиссия обратилась к членам Совета ФНКА провести внеочередной Совет для принятия решения о внеочередном съезде для разрешения конфликтной ситуации. Такое заседание было инициировано членами Совета и проведено 28 февраля 2009 года. В повестке дня заседания совета были следующие вопросы:
1. Доклад председателя КРК А. Гриненвальда о грубых нарушениях устава ФНКА и российского законодательства со стороны руководства ФНКА.
2. Доклад президента ФНКА В. Баумгертнера об организации взаимодействия с КРК ФНКА РН
3. Об инициативе членов Совета о проведении внеочередного съезда ФНКА РН
На заседание были приглашены Президент ФНКА и все члены Совета ФНКА. К сожалению, Президент проигнорировал приглашение членов Совета и даже не ответил на него. Из всех членов президиума на заседание прибыл только В. Ауман, который фактически не участвовал в голосовании по вопросам повестки дня, но по просьбе членов Совета выступил и заявил, что он не поддерживает действия президента ФНКА в отношении КРК.
Советом было принято следующее решение:
На основании решения контрольно-ревизионной комиссии ФНКА РН признать недействительным решение Совета ФНКА от 20.01.09, принятое с нарушениями устава ФНКА и действующего законодательства РФ.
Провести внеочередной отчётно-выборный Съезд Федеральной национально-культурной автономии российских немцев 4-5 апреля 2009 года в г. Москве.
Для подготовки и проведения съезда Федеральной НКА российских немцев сформировать Оргкомитет в следующем составе: Гриненвальд Александр Иванович (ННКА Тульской области), Кренцлер Леонид Фридрихович (ННКА Ставропольского края), Райзих Леонид Леонидович (филиал ФНКА РН Оренбургская область), Рейтер Бруно Генрихович (ННКА Омской области) – по согласованию, Самойлова Ирина Александровна (ННКА Ульяновской области), Штралер Олег Францевич (ННКА Республики Коми), Шмальц Игорь Иванович (ННКА Московской области).
4. Утвердить следующие нормы представительства на Съезд ФНКА РН:
от каждой региональной НКА, являющейся членом ФНКА РН – два делегата;
от каждого филиала ФНКА РН – один делегат.
5. Утвердить следующий проект повестки дня Съезда ФНКА РН:
1) Отчет Совета ФНКА РН о проделанной работе за отчетный период.
2) Отчёт Контрольно-ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной и уставной деятельности ФНКА РН за отчетный период.
3) О досрочном прекращении полномочий руководящих и контрольно-ревизионного органов ФНКА РН.
4) О внесении изменений и дополнений в Устав ФНКА РН.
5) Выборы руководящих органов ФНКА РН:
- Президента;
- Вице-президентов;
- Совета;
- Президиума
6) Выборы Контрольно-ревизионной Комиссии ФНКА РН
7) Разное.
2. Истоки слабости автономии. Создание и деятельность МКС НКА
Уважаемые делегаты! В истории нашей Автономии это уже второй внеочередной съезд, в повестке дня которого досрочное прекращение полномочий руководящих органов Автономии. Это заставляет всех нас серьезным образом задуматься о причинах столь печальной периодичности. Вместе с тем, есть и причины, находящиеся на поверхности, причины, которые, безусловно, нам необходимо учесть на будущее и устранить их. Эти причины в элементарном нарушении устава ФНКА, нарушении демократических норм управления общественной организацией.
Так, например, руководством ФНКА систематически нарушались уставные требования, касающиеся сроков проведения заседаний Совета ФНКА и его президиума, что оправдывалось отсутствием финансирования. За период после съезда Автономии в 2005 году из 6 по уставу прошло только три заседания совета Автономии, два из них нелегитимны из-за отсутствия необходимого кворума. Заседания совета проводились совместно с заседаниями совета «Гемайншафт», что приводило к путанице членов, видимо, на это был и расчет организаторов. От имени совета ФНКА президентом неоднократно произносились заявления, никогда с членами совета не согласовавшиеся. Такие заявления произносились и на заседаниях межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев. В частности на заседании в Берлине в ноябре 2008 года В. Баумгертнер заявил, что ФНКА против создания межрегиональных координационных советов, против поддержки деятельности МСНК, направленной, по его словам, на песни и танцы, а не на серьезную деятельность, за усиление работы по восстановлению Республики немцев Поволжья и т.д. Данное заявление никогда не обсуждалось членами совета и, по сути, было личным заявлением Баумгертнера. Многие заявления делались от имени ФКС, который не имел полномочий представлять ФНКА в каких-либо органах и являлся совещательным органом ФНКА и «Гемайншафт».
Всё это происходило на фоне того, что сами заседания совета стали нелегитимными вследствие отсутствия на них кворума. Руководство Автономии, ссылаясь на отсутствие финансовых ресурсов, сознательно не оповещало ряд членов автономии о проведении заседаний, либо не рекомендовало им приезжать. (ПРИМЕРЫ).
Со стороны руководства ФНКА не оказывалась поддержка деятельности региональных автономий, либо эта поддержка осуществлялась выборочно, из личных средств президента. Не осуществлялось взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов федерации. А взаимодействие с органами государственной власти России и Германии проводилось не в форме конструктивной деятельности, а в рассылке писем, содержание которых сводилось к очередным лозунгам о необходимости реабилитации российских немцев и восстановлении республики немцев Поволжья.
В отличие от деятельности ФНКА, в большинстве региональных автономий проводится большая работа с российскими немцами. Действуют центры встреч, организуется работа с молодёжью, детьми, по поддержке ветеранов, исследовательская деятельность, организуется изучение родного языка, сохраняются культура и традиции российских немцев. Руководством же Автономии проектная деятельность игнорировалась, уничижительно она называлась «мелкопроектной» деятельностью, недостойной руководителей федерального уровня.
Такая деятельность руководства не устраивала многих членов совета автономии, и в июле 2007 года был создан межрегиональный координационный совет руководителей НКА, в который вошли руководители 14 автономий и филиалов ФНКА. Цель координационного совета заключалась в выработке общих позиций членов совета ФНКА по вопросам деятельности автономии. Членами совета были внесены ряд предложений по повестке дня очередных советов автономии, в частности о взаимодействии ФНКА с другими общественными организациями российских немцев. Эти предложения были либо проигнорированы, либо отвергнуты президентом ФНКА и в повестку дня не ставились.
3. К чему всё привело?
Совет Федеральной НКА российских немцев на заседании 28 февраля отметил отсутствие значимых результатов деятельности Федеральной НКА, в отличие от большой и полезной работы большинства региональных автономий, нежелание руководства ФНКА искать пути для диалога и совместных действий в сообществе российских немцев, многочисленные нарушения уставных норм и требований российского законодательства, отсутствие практической деятельности в пользу немецкого населения. Причиной такого положения дел названы: отрыв руководства ФНКА РН от реальных нужд и потребностей российских немцев на местах, пренебрежение демократическими принципами в деятельности руководящих органов автономии, пренебрежение нормами устава и действующего законодательства при подготовке и проведении заседаний Совета ФНКА.
4. Каковы ориентиры и перспективы ФНКА?
Проводя данный съезд, мы исходим из того, что роль Федеральной автономии российских немцев в решении проблем российских немцев должна повышаться, так же как и авторитет этой организации Должны быть реализованы уставные цели Автономии: сохранение самобытности, развитие немецкого языка, образования, национальной культуры, сохранение российских немцев как одного из народов России, обеспечение возможности получения образования на родном языке;
Эти цели должны реализовываться совместно с другими общественными организациями российских немцев на основе конструктивного взаимодействия и разделения полномочий с ними и совместно с органами государственной власти России и Германии в рамках устава фнка и российского законодательства.
5. На что обратить внимание будущего руководителя ФНКА
На съезде сегодня мы изберём новый состав руководства Автономии. Перед ним стоит задача тщательно проанализировать предыдущую деятельность Совета ФНКА, взять на вооружение всё положительное в его деятельности и избежать ошибки в деятельности предыдущих советов Автономии. Во многом это зависит от избранного президента ФНКА. Это должен быть человек, имеющий большой опыт руководства общественной организацией, авторитетный, умеющий взаимодействовать с руководителями региональных автономий и опирающийся на их мнение и в тоже время конструктивно взаимодействующий с правительственными органами России и Германии в интересах российских немцев.
6. Пожелание от имени оргкомитета
Сегодняшний съезд для ФНКА РН во многом исторический. По его результатам и результатам избранного на нём Совета потомки будут судить о нашей зрелости, понимании проблем российских немцев и действий Автономии по их решению. Российские немцы сумели создать новую структуру самоорганизации, объединяющую различные общественные организации российских немцев в регионах. Эти структуры действуют, показали свою эффективность и признаны органами исполнительной власти России и Германии. Наша задача, решить эту проблему и на федеральном уровне. Только единство наших действий, координация их и представление интересов народа российских немцев в органах государственной власти дадут нам возможность решать эти проблемы с наибольшим эффектом. От имени оргкомитета желаю вам успешных действий в этом направлении.