Одним из приоритетных направлений деятельности центров встреч и МСНК в будущем году станет историко-краеведческая работа. Ее актуальность и дальнейшие перспективы обсудили на форуме участники группы «История, краеведение и культуры. Сохранить наше наследие для России и Германии», приняв с целью дальнейшей рекомендации для центров встреч концепцию историко-краеведческой работы.
Концепция историко-краеведческой работы
для МСНК, НМО и Центров встреч
Актуальность. Уже неоднократно отмечалось, что важнейшими задачами деятельности центров встреч в современных условиях являются меры по сохранению национальной идентичности российских немцев, среди которых важнейшими являются: поддержание и сохранения языка, национальной культуры и исторической памяти.
Историческая память – сложный феномен общественного и, в частности, этнического сознания. В ней много пластов, формирующихся разными путями. С одной стороны она принадлежит области массовой социальной психологии, причем, во многом стихийной; с другой – идеологической сфере, а значит, как правило, является предметом особой заботы государства, общества, конкретных политических сил.
Механизм формирования исторической памяти этноса включает как стихийные, так и направленные (институционализированные) формы передачи информации. К стихийным относятся устная традиция, фольклор, семейные предания, языковые формулы и т.д. К направленным формам передачи информации относятся специальное историческое образование (для нацменьшинств), СМИ и т.д.
Историческая память – основа национального самосознания, которое, в свою очередь, оказывает решающее влияние на жизнеспособность этноса, особенно в условиях тяжелых кризисов и ломок устоявшегося образа жизни. Травмированное, дезориентированное (мифологизированное) историческое сознание – один из сильнейших факторов подрыва национальной идентичности, способный привести к катастрофе.
Отмеченное напрямую относится к немецкому этносу в России. Идеологическая цензура и мифологизация 1918-1941 гг., тяжелые испытания 1941-1955 гг., последующие три с лишним десятилетия замалчивания не только истории российских немцев, но и самого факта существования такого этноса в Советском Союзе привели к деформации исторической памяти поколений 1910-1930-х гг и полной потере этой памяти послевоенными поколениями немцев в СССР и Российской Федерации.
Актуализация исторической памяти в перестроечные годы (1988-1991) к сожалению пошла по пути довоенного советского мифотворчества (в частности – идеализация АССР НП) и во многом способствовала неудачам национального движения. Это получилось потому, что к тому времени еще не было объективных и профессиональных исследований истории немецкого этноса в ХХ веке (имевшиеся работы отдельных зарубежных авторов были либо слишком общи, либо фрагментарны, и, главное, недоступны). Серьезные, основанные на архивных документах, исследования начали появляться в 1990-е годы. Важную роль в координации усилий историков, этнографов, социологов, культурологов, лингвистов и др. специалистов, изучавших историю и культуру российских немцев сыграла Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев. В результате, к настоящему времени удалось в основном воссоздать объективную историю российских немцев, выявить и восстановить многие культурные традиции.
Сегодня в целом ряде городов России (Саратове, Омске, Новосибирске, Барнауле, Волгограде, Самаре, Москве, Санкт-Петербурге и др.) существуют научные школы и центры изучения истории, культуры, современного положения немцев России, выпущено значительное число серьезных научных работ по этим проблемам. Вся эта работа основана, главным образом, на личной инициативе и подвижничестве многих ученых, прежде всего, из среды самих российских немцев, на определенной материальной помощи руководства России и Германии. Тем не менее, история и культура немцев России требуют своего дальнейшего, более глубокого изучения.
Реальным негативным фактором является то, что результаты уже проведенных исследований еще не стали доступны массовому читателю из среды российских немцев. Для этого необходимо трансформировать научные исследования в научно-популярные учебные издания, написанные интересно, доступным языком и стилем. Первый такой опыт – издание учебного комплекса «История немцев России» (авторы А. Герман, Т. Иларионова, И. Плеве). Однако пробный тираж этого комплекса настолько мал, что не может удовлетворить существующих потребностей. Кроме того, в нем дана обобщенная история немцев всей страны. Между тем, до 1941 г., да и после него в жизни российских немцев очень важную роль играли социальные, конфессиональные и особенно региональные различия.
Следовательно, существует настоятельная необходимость как продолжения научных исторических исследований, так и преобразование этих исследований в научно-популярную учебную литературу, другой дидактический материал, создание в местах исторического и современного проживания российских немцев специализированных музеев, сохранение и поддержание в достойном состоянии материальных и духовных памятников культуры российских немцев. Эти задачи может решить историко-краеведческая работа.
Задачи. Как представляется, в каждом регионе (республике, крае, области) историко-краеведческая работа должна выполнять следующие основные задачи:
1) Выявление наличия и состояния, условий хранения документального наследия (источников) по истории и культуре российских немцев;
2) Выявление наличия, состояния и условий существования памятников материальной культуры российских немцев;
3) Выявление наличия и состояния захоронений российских немцев, военнопленных и других граждан Германии, Австрии;
4) Сбор «устной истории» - проведение интервью с российскими немцами, проживающими в городе, регионе, запись семейных и личных историй;
5) Этнографические экспедиции, поиск различных духовных и материальных элементов культурного наследия (лингвистические особенности, традиции, обычаи, предметы быта и т.п.);
6) Мониторинг современного демографического, социально-экономического, социокультурного состояния российских немцев, выявление наиболее актуальных проблем сохранения национальной идентичности;
7) Формулирование тем, разработка и реализация актуальных исследовательских проектов по истории, культуре и современному положению немцев в регионе (исторических, этнографических, этнолингвистических, этнодемографических, этносоциологических, этнокультурных и др.);
8) Подбор исследователей, их научно-методическая подготовка, квалифицированная помощь и руководство научно-исследовательской работой;
9) Проведение общероссийских и региональных научных конференций, семинаров, круглых столов и т. п. для доведения и обсуждения результатов исследований;
10) Публикация результатов исследований в виде монографий, сборников научных статей, других научных изданий, в СМИ российских немцев, на соответствующих сайтах в Интернете;
11) Подготовка научно-обоснованной информации, конкретных рекомендаций и предложений для местных, региональных и центральных структур государственной власти по вопросам жизни немецкого этноса и сохранения его идентичности;
12) Обобщение регионального исторического материала, подготовка учебных пособий по истории и культуре немцев региона, города, поселка, села и т.д.;
13) Организация и проведение занятий по региональному компоненту истории и культуры российских немцев
14) Создание экспозиций в существующих музеях, отдельных музеев комнат и т.п. по истории российских немцев, постоянная работа над пополнением их экспонатами;
15) Поддержание в достойном состоянии оставшихся памятников материальной культуры, захоронений немцев. Шефство над ними со стороны местных отделений НМО.
16) Активная пропаганда истории и культуры российских немцев, как среди самих российских немцев, так и всего местного населения.
Организация. Как представляется, общие принципы историко-краеведческой работы разрабатываются, принимаются и корректируются на координационном совете Центров встреч при обязательном участии экспертов Ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. Для этой цели возможно создание смешанной научно-методической комиссии. Эта комиссия могла бы также оценивать общее состояние историко-краеведческой работы, координировать эту работу в регионах, оценивать ее результаты и их эффективность.
Организационные вопросы историко-краеведческой работы должны решать региональные центры встреч. Они же должны стать базовыми центрами при ее проведении. Для этого необходимо в каждом центре иметь специального освобожденного ведущего специалиста-организатора историко-краеведческой работы и соответствующую минимальную материальную базу.
Научно-методическое обеспечение и руководство этой работой должны осуществлять ученые профессионалы, прежде всего, члены ассоциации истории и культуры российских немцев соответствующего региона. Поэтому из них при Центре встреч должен быть сформирован и функционировать научно-методический совет.
Вся историко-краеведческая работа должна вестись на основе конкретных проектов. Предлагается следующая структура проектов:
- поисковые (экспедиционные) проекты (задачи 1-6);
- исследовательские проекты (задача 7, 9);
- издательские проекты (задача 10);
- рекомендательные проекты (задача 11);
- учебно-методические проекты (задачи 8, 12-13);
- культурно-просветительские проекты (задачи 14-16)
Ведущий специалист и научно-методический совет, с привлечением при необходимости соответствующих экспертов, определяют круг проблем историко-краеведческой работы в регионе, составляют планы такой работы на пятилетие, на год. Они же разрабатывают тематику актуальных проектов, подбирают исполнителей, оказывают организационную и научно-методическую помощь, контролируют разработку и исполнение проектов.
Исполнителями проектов должны быть, прежде всего, квалифицированные специалисты. Они должны активно привлекать к своей работе научную молодежь, в том числе и членов местных организаций НМО.
Финансирование проектов может осуществляться как из специально предусмотренных расходных статей бюджетов Центров встреч, так и через систему специальных грантов, предлагаемых как российской, так и германской сторонами.
Доктор исторических наук, профессор
А. А. Герман