Добиться можно многого Генрих Мартенс, председатель Международного союза немецкой культуры, член Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев с момента ее основания накануне XIV заседания Межправкомиссии поделился своим мнением о 16-летней работе Комиссии и надеждах, возлагаемых на нее российскими немцами.

Добиться можно многого
Генрих Мартенс, председатель Международного союза немецкой культуры, член Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев с момента ее основания накануне XIV заседания Межправкомиссии поделился своим мнением о 16-летней работе Комиссии и надеждах, возлагаемых на нее российскими немцами.

Генрих Генрихович, Вы принимали участие во всех заседаниях Комиссии.
Как Вы оцениваете результаты ее 16-летней работы?
Для того чтобы дать взвешенную, объективную оценку необходимо вспомнить, что работа Комиссии начиналась практически с нуля. За прошедшее время состоялось тринадцать ее заседаний, каждое из которых было нацелено на решение конкретных, актуальных на тот момент проблем. Именно деятельность Межправкомиссии позволила развернуть программу масштабной помощи российским немцам со стороны обоих
государств, привела к созданию и реализации целостной системы мероприятий, имеющих целью этнокультурное возрождение немецкого населения.
Участие в работе Комиссии общественных лидеров российских немцев превращает ее в уникальный механизм, который позволяет немецкому населению через своих репрезентативных представителей выражать свои интересы и принимать участие в разработке программ помощи немецкому меньшинству в России. И, наконец, ноголетняя деятельность Межправительственной комиссии, специально созданной для решения
проблем российских немцев, в сочетании с мерами помощи правительств России и Германии являются недвусмысленным политическим актом, направленным на практическую реабилитацию немцев Российской Федерации.

Что из сделанного Комиссией является, на Ваш взгляд, наиболее значимым для российских немцев?
Главным результатом я считаю создание и деятельность обширной сети общественных структур российских немцев: центров немецкой культуры, обществ «Возрождение», национально-культурных автономий, молодежных клубов, российско-немецких домов. Все эти организации получили в России общее название «центры встреч». Сегодня такие центры работают более чем в 400 городах, поселках и селах на всей территории страны,
где проживает большая часть немецкого населения. Именно в них российские немцы и члены их семей, фактически по месту своего жительства, имеют возможность изучать немецкий язык и приобщаться к немецкой культуре. В условиях дисперсного проживания они стали незаменимой социо-культурной инфраструктурой немецкого населения.

Как Вы оцениваете вклад российского и германского правительств в решение проблем российских немцев? Какой из них весомее?
Я высоко оцениваю вклад обеих стран. Большое значение имеет стабильная многолетняя поддержка с германской стороны. В 90-е годы она превышала российский вклад. Вместе с тем особенно ценно то, что даже в тяжелейшие для всей страны годы российское государство оказывало поддержку нашему репрессированному народу. Сегодня в рамках новой Федеральной целевой программы «Развитие социально-экономического и этнокультурного потенциала российских немцев на 2008 – 2012 годы» помощь с российской стороны уже превышает германский вклад. Для нас, для российских немцев, важны не только суммы поддержки. Не меньшее значение имеет и ­готовность правительств обоих государств оказать помощь в восстановлении нашего этнокультурного потенциала. Убежден, что межгосударственное сотрудничество в сфере поддержки российских немцев может и должно укрепляться и развиваться, становясь также и органической составной частью взаимодействия между гражданскими обществами двух стран, общего сотрудничества и партнерства между Россией и Германией, в котором российские немцы будут выступать в качестве моста дружбы.

Какие проблемы в работе Комиссии за эти годы Вы видите?
Иногда Комиссии недоставало динамизма в работе, своевременного реагирования на изменяющуюся ситуацию. С конца 90-х годов прошлого столетия происходило неуклонное снижение объемов поддержки проектов и программ в пользу российских немцев, наметилась тенденция смещения на периферию внимания двух государств к решению проблем российских немцев. Не последнюю роль в этом сыграло и отсутствие сплоченной позиции общественных организаций российских немцев, нереалистические требования, выдвигаемые некоторыми представителями общественности. Такие неумелые действия фактически приводили к девальвации роли и значимости общественных инициатив, давали повод для игнорирования самоорганизации немецкого меньшинства.

Какие приоритеты в деятельности Комиссии Вы видите сегодня? Как должна измениться ее работа?
Прежде всего актуализации требует повестка дня Комиссии. Ее главными темами должны стать: изучение немецкого языка, работа с детьми и молодежью, укрепление условий деятельности центров встреч, партнерства центров встреч и молодежных клубов, немцев России с общественными организациями немцев – переселенцев в Германии, визовые вопросы, школьные и молодежные обмены, историко-крае­ведческая работа.
Особое внимание Межправкомиссии должно быть проявлено к вопросам дальнейшего развития и укрепления построенной на демократических принципах общественной самоорганизации – без чего невозможно стабильное и уверенное будущее российских немцев как немецкого меньшинства в России. В этой связи особой поддержки требуют Межрегиональные координационные советы центров встреч, привлечение их в качестве консультативных органов при принятии решений по проблемам российских немцев, передача им компетенции и ответственности по проектной работе в регионах. Наступает время подумать о включении в состав Межправкомиссии представителей системы МКС центров встреч и Немецкого молодежного объединения, т.е. тех структур, которых не было в момент создания Комиссии, но которые сегодня играют всевозрастающую роль в общественной жизни немецкого меньшинства.
Принятый еще в 1992 году Протокол о сотрудничестве между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия, на основании которого, собственно, и осуществляется деятельность Межправкомиссии, во многом устарел и требует актуализации. В этой связи возникает потребность во внесении в него необходимых изменений или принятии нового межправительственного соглашения, учитывающего реалии сегодняшнего дня.
И, наконец, все большую актуальность приобретает вопрос о паритетном финансировании мер помощи российским немцам правительствами обеих стран.

С чем Вы связываете надежды на дальнейшую успешную деятельность Межправкомиссии?
Во-первых, глубоко убежден в том, что дружба и сотрудничество между Россией и Германией будут и в дальнейшем неуклонно расширяться и укрепляться. В этой ситуации российские немцы, проживающие сегодня в этих странах, имеют все шансы стать реальным мостом дружбы между нашими странами. В итоговых коммюнике Комиссии все больше внимания уделяется партнерствам, молодежным и школьным обменам, т.е. тем направлениям работы, которые ориентированы в будущее. Только в этом году российским правительством была принята новая Федеральная целевая программа поддержки российских немцев, рассчитанная на 5 лет. Более гибкой и динамичной становится политика федерального правительства Германии. Во многом эти позитивные изменения связаны с именем нового уполномоченного правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств д-ра Кристофа Бергнера; с серьезной, профессиональной целенаправленной работой, проводимой Министерством регионального развития Российской Федерации. Как видите, сегодня в деятельности Межправкомиссии имеется положительный баланс. Уверен – если действовать настойчиво и сплоченно, многого можно добитьс

Рубрики: Мероприятия