Сегодня таланты костанайской молодежи из немецкого движения признали ведущие творческие вузы Казахстана и России. Первого сентября везунчики вместо того, чтобы сесть за привычные парты, вышли на учебные сцены. А вскоре знакомые в Костанае лица можно будет увидеть в кино, на ТВ и на подмостках известных театров. Кстати, некоторые из ребят, даже переехав на учебу в другие города и страны, по-прежнему останутся в немецком движении.
Сегодня таланты костанайской молодежи из немецкого движения признали ведущие творческие вузы Казахстана и России. Первого сентября везунчики вместо того, чтобы сесть за привычные парты, вышли на учебные сцены. А вскоре знакомые в Костанае лица можно будет увидеть в кино, на ТВ и на подмостках известных театров. Кстати, некоторые из ребят, даже переехав на учебу в другие города и страны, по-прежнему останутся в немецком движении.
Как Ланового на Терминатора променяли
В советское время почти все мальчишки мечтали походить на Ланового, Харатьяна или Костолевского – секс-символов того времени. А девчонки просто с ума сходили от целой плеяды талантливых актеров, то и дело появлявшихся на экранах кинотеатров. Возможно, поэтому совковая молодежь поголовно мечтала служить в храме Мельпомены. «Чтобы стать, как они!» - с придыханием говорили тогда. И штурмовали творческие вузы.
С распадом СССР поменялись и приоритеты. Молодежь все больше предпочитает романтическим мечтам конкретные перспективы. Так появились три кита высшего образования: бухгалтер, экономист, юрист. «Специальности, которые прокормят», - наставляют родители. Да и герои отечественных сериалов уже не вдохновляют подростков к творчеству. Им на смену пришли зарубежные боевики. Теперь, «чтобы стать, как они», молодежь идет не в театральное училище, а в спортзал. Этого вполне достаточно, чтобы быть похожим на «терминатора» или «крепкого орешка».
Переломными стали последние два года, когда поколение next Костанайской области вновь обратилось к культуре. Ребята сейчас штурмуют ведущие творческие вузы Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Екатеринбурга. Одним из первых поступил выпускник Костанайского инженерно-технического университета - Вячеслав Тарасенко, активно участвовавший в творческой жизни региона. Он относится к числу так называемой молодежи Ассамблеи народа Казахстана, участвует в жизни немецкого культурного Центра. Благодаря своему пристрастию к режиссуре поставил с ребятами из молодежного немецкого клуба «Мaximum» мюзикл «Золушка».
Правда, пока его главная мечта – поступить на режиссуру – не сбылась. Как пояснили в приемной комиссии, в силу юного возраста. Зато любовь к перу помогла пройти Славе во Всероссийский Государственный институт кинематографии на специальность кинодраматург. В мастерскую Юрия Арабова, заслуженного деятеля искусств РФ. На недавнем кинофестивале в Каннах этот мастер получил премию за рассказ на немецком языке - «Молох».
Раскритиковать мастера
В отличие от простого вуза, в «культурный» институт приходится держать трудный экзамен. Порой он затягивается на месяцы. Вячеслав изрядно попотел, прежде чем услышал заветное «Вы приняты». На третьем туре абитуриентам был предложен к просмотру фильм «Юрьев День». (Режиссер - Кирилл Серебренников, автор сценария – Юрий Арабов). На середине картины наш горе-абитуриент заснул. Все потому, вспоминает он, что фильм в целом нашему земляку не понравился. После просмотра всем пришлось писать еще одно сочинение, в котором ребята отвечали на банальный вопрос: «О чем фильм?»
«Я начал так: «Он о женщине-артистке, которая из-за карьеры забыла своего сына, - вспоминает Вячеслав. - Потом передумал и взял новый лист…» Парень выдал то, что думал на тот момент, а именно: «Фильм так себе, не очень, - писал он. - Для молодежи будет не интересен». Ну и все в таком же духе. Причем костанаец не просто критиковал, но и обосновывал. И только выйди из аудитории, узнал, что сценарий к фильму писал мастер, набирающий курс. «Думал все, можно ехать домой», - вспоминает Вячеслав. Но его допустили к последнему этапу – собеседованию.
«Мастер встретил меня с улыбкой, – продолжает парень. – Поинтересовался, мол, чем мне так фильм его не понравился. Я не стушевался, давай ему все по полочкам раскладывать. А остальные члены приемной комиссии улыбаются. Видно, заметили, что я заснул». Мастеру понравилась откровенность провинциала, и он сказал, что будет рад увидеть его на курсе. Но оказалось, что Вячеславу не достает баллов на бюджет. А платное составляет 168 тысяч рублей в год. Долгое время парень оббивал пороги костанайских госучреждений с просьбой помочь и выделить грант. Но, получив отказ даже от первых лиц города, сдался. Похоже, что финансовый вопрос ляжет тяжким бременем на плечи родителей.
Вячеслав сейчас вспоминает свои первые пробы пера с улыбкой. «Я пришел в студию писателей амбициозным олухом, – рассказывает он. – Мастер Анатолий Орехов раскритиковал мою рукопись. Тогда я пересмотрел свое отношение к печатному слову. Больше работал над слогом, повышал свой словарный запас. Параллельно занимался в студии при драмтеатре, учился мастерству у Виктора Крепкина. Интересовался немецкой культурой и драматургией, спасибо ребятам из молодежного клуба, увлекли».
Подмостки, как вы хлестки!
Сегодня Вячеславу предложили открыть авангардную творческую лабораторию при костанайском областном драмтеатре, который, кстати, в связи с реконструкцией основного здания, сейчас, базируется в немецком обществе «Возрождение». И ставить на местных подмостках его будущие пьесы, написанные им уже, будучи студентом ВГИКа.
«Мое глубочайшее убеждение, что сегодня не существует географической провинции, - отмечает главный режиссер театра Александр Лиопа. – Есть провинция духовная, а она может встретиться и в мегаполисах. Когда Славе не понравился фильм мастера, он ему открыто об этом сказал. Педагог с интересом посмотрел на нашего парня, и взял его на свой курс за характер и талант».
Продолжая тему подмостков, стоит заметить, что сегодня много молодежи различной национальности рвется именно в театральные училища. Так братья Ивлевы (немецкая – Граб, прим. автора) – Антон и Никита, известные больше в нашей области своими вокальными способностями, успешно поступили в Санкт-Петербургские театральные институты. Ранее они были солистам немецкой группы "Трио Glanz", созданной при обществе. Выпустили несколько дисков, в которые вошли песни на русском, немецком, казахском и английском языках. А затем, накопив творческий запас, съездили благодаря Ассоциации немцев Казахстана на гастроли по городам Германии.
Сегодня Антон учится на втором курсе у Семена Спивака, народного артиста России и худрука молодежного театра на Фонтанке. «За первые полгода учебы я потерял что-то около 20 кило, – говорит он о сложностях творческой специальности. – Мне пришлось полностью менять образ жизни. Если хочешь стать актером, про старые привычки и увлечения можно смело забыть. Потому что все время поглощает учеба».
Его младший брат, Никита, поступил уже этим летом, в Балтийский институт. Преподавать актерское мастерство у него будет Иван Краско (отец известного актера Андрея Краско). «Я вполне нормально отношусь к выбору детей, они уже взрослые и сами в состояние определяться, кем им быть, – отметил Юрий Ивлев, директор костанайского драмтеатра. – Единственно, меня удивило, что ребята всю жизнь занимались вокалом, а пошли в актеры».
Соловьиные трели
Следующий город, павший под натиском костанайских талантов, стал соседний Челябинск. Трое ребят из немецкого молодежного клуба «Maximum» – Татьяна Шик, Батырхан Маликов, Айдана Жакупова поступили в Академию культуры на эстрадно-джазовый факультет. Причем на бюджет! Туда же прошла еще одна девушка из немецкого движения - Кристина Шек, только на специальность режиссура театрализованных представлений.
Сегодня, как пояснила Татьяна Шик, председатель костанайской «молодежки», они уже связались с немецким клубом Челябинска. Их с радостью приняли. Однако, как заверили ребята, они будут частенько наведываться и в родные пенаты. Чтобы помогать новому поколению молодых немцев из клуба реализовать творческие проекты. К тому же соседство городов позволит в дальнейшем воплощать в жизнь общие идеи. Кстати, общество «Возрождение» давно собрало под свое крыло молодые дарования области и помогает им. Вне зависимости от наций.
«Я рада, что мы смогли внести свой вклад в развитие этих ребят, – говорит Елена Шик, директор немецкого центра. – Почти все ребята, поступившие за последние два года по вокальному направлению, прошли через проект, родившийся в «Возрождение» – вокальный конкурс «Золотой микрофон», или молодежный немецкий клуб. Мы привили этим дарованиям любовь к труду. Вложили в них душу и мастерство. Жаль, конечно, будет с ними расставаться, но радует, что из стен вузов они выйдут уже настоящими специалистами».
Порадовали и ученики вокальной студии для одаренных детей заслуженного артиста РК Александра Калугина и концертмейстера Светланы Рачинской. Все они были активистами немецкого движения, несмотря на принадлежность к другим нациям. Ребята выступали на областных и республиканских немецких фестивалях, изучали язык, отмечали вместе с этническими немцами их народные праздники. И даже ездили на конкурсы в Германию. В прошлом году они приняли участие в постановке мюзикла на немецком – «Вильгельм Тель», премьера которого прошла в Алматинском немецком Доме.
Тогда же аким области Сергей Кулагин выделил грант на обучение в консерватории Мирасу Киньярову. В сентябре этого года еще двое молодых певцов – Балуан Беркенов и Айгерим Сандыбекова – перешагнут порог казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Все они будут учиться у профессора Шахимардана Абилова.
Сейчас ребята пытаются «выбить» у чиновников от культуры области гранты на обучение. Но, как пояснил Балуан, пока безуспешно. Потянуть же оплату в 308 тысяч тенге (62 тысячи рублей) за год сможет не каждый… Кстати, несмотря на то что, Балуан покидает Костанай, он по-прежнему останется в немецком движении. Как пояснил парень, первым делом по прибытию в Алматы он зайдет в немецкий Дом, чтобы встретиться со своими старыми друзьями, с которыми он познакомился на различных проектах.
А впрочем, все могло сложиться по-другому изначально, считает Римма Бектурганова, директор костанайского педколледжа, где и работает вокальная студия, выпустившая столько дарований. «Если честно, я не собиралась поддерживать идею её открытия, – призналась она. - Предложила Александру Ивановичу (руководителю студии), быть может, открыть ее через год… Но он всё-таки убедил и я решилась. Не ставя никаких целей и планов. Когда же начались концерты, стало понятно, что студия будет заниматься с ребятами, которые оказались заброшенными».
При этом Римма Чингисовна отмечает, что музыкальное образование – удовольствие дорогое. И содержать ту же студию ой как не дешево. «В идеале она должна работать при филармонии, – считает Р. Бектурганова. – Затем ее ученики должны поступать по гранту в консерваторию. И, следовательно, возвращаться домой профессиональными артистами. На мой взгляд, это идеальный вариант для всех учреждений культуры».
Послесловие
Спустя четыре-пять лет все эти вышеназванные молодые дарования окунутся в неизведанный и сложный мир искусства. Возможно, кто-то из них станет известным на всё СНГ. Радует, что трамплином для этих ребят послужил именно Костанай с его мастерами. При этом огромнейший вклад в их творческое развитие внесло немецкое общество «Возрождение». Ведь именно здесь многие из сегодняшних студентов творческих вузов взяли впервые в руки микрофон и вышли на большую сцену…
Денис СУТЫКА