В Крыму в августе состоялся Молодёжный историко-лингвистический лагерь «Мангуп» - совместный проект молодёжного обмена Всеукраинского Объединения «Немецкая молодёжь в Украине» с партнёрской организацией «djo-Немецкая молодёжь в Европе» (ФРГ) в рамках археологической экспедиции Таврического национального Университета по изучению наследия германского племени остготов.
Молодёжный историко-лингвистический лагерь «Мангуп»
В Крыму в августе состоялся Молодёжный историко-лингвистический лагерь «Мангуп» - совместный проект молодёжного обмена Всеукраинского Объединения «Немецкая молодёжь в Украине» с партнёрской организацией «djo-Немецкая молодёжь в Европе» (ФРГ) в рамках археологической экспедиции Таврического национального Университета по изучению наследия германского племени остготов.
"Готский вопрос" всегда был предметом ожесточенных споров между историками и политиками Запада (Германия) и Востока (Советский Союз). Германские историки, обосновывали некое "историческое право" немцев на крымские территории. Следует отметить, что на немецких довоенных картах Крым обозначался как Gotland - Земля готов. Естественно, советские ученые отрицали какую бы то ни было роль готов в Крыму и даже ставили под сомнение реальность их пребывания на Крымском полуострове. В 1945 г., сразу после окончания Второй мировой войны, была организована Тавро-скифская археологическая экспедиция под руководством П.Н.Шульца. Раскопки велись на Неаполе Скифском и других древних поселениях. Одной из задач экспедиции был сбор данных о скифах как одном из древнейших народов, обитавших в Крыму, которых некоторые историки пытались представить прародителями восточных славян. Сегодня в свете многолетних археологических исследований этот подход стал достоянием историографии. Та же судьба постигла и попытки отрицать пребывание на территории полуострова германских племен.
Ежегодно в Крыму с мая по октябрь Таврический национальный университет им. Вернадского под руководством проф. Александра Германовича Герцена проводит археологическую экспедицию на Мангуп-Кале. Примечателен тот факт, что это место напрямую связано с крымскими готами – племенем германцев обосновавшимися в Крыму в начале IV-V вв. Экспедиция имеет международный статус и в её работе принимают участие молодые историки из России, Германии, Польши.
В 2006 и 2007 году 20 молодых ребят из Всеукраинского Объединения «Немецкая молодёжь в Украине» в течение двух недель принимали участие в работе экспедиции, получали археологическую практику и знакомились с историко-культурным наследием германцев и других народов Крыма. За два года удалось составить чёткий план и проработать оптимальную форму для проведения первого совместного проекта с немецкой молодежью из партнёрской организации djo-Немецкая молодёжь в Европе.
И в этом году, единая команда ребят из Германии (12 чел.) и Украины (18 чел.), приняла участие в работе археологической экспедиции, вместе со студентами историками из ТНУ. Распорядок дня в экспедиции был такой же не лёгкий, как и у археологов, с проживанием в палаточном лагере, подъемом ранним утром, купанием в роднике, питанием с полевой кухне, работой на раскопе под солнцем.
Рассказывает организатор проекта - Владимир Лейсле: «Этот год для нас особенно интересный, так как упор был сделан на постоянное общение на немецком языке, параллельно с археологической практикой участники получили и языковую практику. Естественно, что это было полезно для всех - так например ребята из Германии уже в первые часы раскопок выучили несколько ярких и выразительных русских слов, а члены нашей организации за две недели смогли очень хорошо отточить свой немецкий язык.
Шутки – шутками, но если серьёзно, как организаторы мы больше всего опасались что, что жизнь в экспедиции, купание в ледяном роднике, дежурство на кухне и тяжёлый труд на раскопе, будет не по вкусу не только нашим партнёрам из Германии, но и некоторым украинским ребятам. По этому мы готовились особенно тщательно, и начали готовить проект за 11 месяцев – особую ставку сделав на тщательный отбор участников, грамотную анкету, интересное научное наполнение времени программы, а так же открытую атмосферу в лагере – всё это дало однозначно хороший результат».
Рассказывает участник проекта из Бремена, MaciejSadkiewicz:
„Ich, als Teilnehmer des Austauschs muss sagen, dass es für mich eine unglaublich tolle Erfahrung war. Ich habe viele neue Freunde kennen gelernt, vieles über die Krim erfahren. Aber das, was mir am besten gefallen hat, war die Natur. Die zwei Wochen waren einfach wunderbar, die werde ich nie vergessen“.
Кроме того, важную роль играла совместная работа в группах по темам: международные проекты, молодёжная политика, межкультурная коммуникация. Всё это отлично сочеталось удивительной природой, отсутствием электричества и Интернета, яркими звёздами на небе и удивительно дружеской атмосферой. Как бы тяжела не была жизнь археолога-лингвиста, вспомнить действительно есть что - и большинство участников хотели бы приехать ещё раз в 2009 году.
Владимир Лейсле
От готов до крымских немцев: дорога длиной в восемнадцать столетий
(статья 01/07/2004)
В этом году общественность России и Украины отмечает 200 лет со дня обнародования указа Александра I о переселении немцев в Россию. На самом деле иммиграция немцев в Россию началась еще при царе Алексее Михайловиче, когда в Москве возникла "немецкая слобода". Эта иммиграция продолжалась в нарастающих размерах при Петре I и Елизавете I, но особенно усилилась при Екатерине II, когда уже приглашали не только ученых, мастеровых и военных, а просто крестьян для заселения огромных пустующих земель юга России.
Однако следует особо остановиться на "немецком присутствии" в Крыму, где германские племена готов появились еще в III в. нашей эры. "Готский вопрос" всегда был предметом ожесточенных споров между историками и политиками Запада (Германия) и Востока (Советский Союз). Германские историки, обосновывали некое "историческое право" немцев на крымские территории. Следует отметить, что на немецких довоенных картах Крым обозначался как Gotland - Земля готов. Естественно, советские ученые отрицали какую бы то ни было роль готов в Крыму и даже ставили под сомнение реальность их пребывания на Крымском полуострове. В 1945 г., сразу после окончания Второй мировой войны, была организована Тавро-скифская археологическая экспедиция под руководством П.Н.Шульца. Раскопки велись на Неаполе Скифском и других древних поселениях. Одной из задач экспедиции был сбор данных о скифах как одном из древнейших народов, обитавших в Крыму, которых некоторые историки пытались представить прародителями восточных славян. Сегодня в свете многолетних археологических исследований этот подход стал достоянием историографии. Та же судьба постигла и попытки отрицать пребывание на территории полуострова германских племен.
Письменные и археологические источники убедительно показывают, что волна германцев, среди которых ведущую роль играли готы, к середине III в. от берегов Балтики докатилась до Крыма. Первый удар приняло на себя ослабевшее к этому времени Боспорское царство. Его флот перешел в распоряжение пришельцев. На кораблях они обрушились на южное побережье Понта. (Одно из прозвищ готов, трапезиты, иногда объясняют как происходящее от города Трапезунд, где добыча была особенно велика). Среди захваченных здесь пленников было немало христиан, которые способствовали превращению завоевателей из язычников в последователей единобожия. Так, среди участников первого Вселенского собора в городе Никее в 325 г. был епископ Кадм, которого некоторые исследователи считают пастырем крымских готов. Таким образом христианство распространилось в Крыму впервые в готской среде намного раньше христианизации крымских греков. В IV в. германцы и союзные с ними ираноязычные аланы уже расселились в предгорьях полуострова, придвинувшись к важнейшему восточно-римскому, то есть византийскому, форпосту на северном берегу Черного моря, Херсонесу (Херсону). Около 375 г. через земли нынешнего юга Украины прокатилась лавина гуннского нашествия. Она смела германские поселения в Поднепровье. Часть готов, в том числе и крымские, вынуждены были временно подчиниться завоевателям. Эти события способствовали установлению союзнических отношений готов с Империей и закреплению за ними определенной территории.
Первые документальные сведения о существовании страны готов на Крымском полуострове сообщает византийский историк Прокопий Кесарийский (середина VI в) в трактате "О постройках". По его словам, император Юстиниан I (527-565) укрепил стены главных опорных стратегических пунктов на северном побережье Черного моря, Боспора и Херсона (Херсонеса), возвел между ними две крепости: Алустон и Гурзувиты, а также позаботился о безопасности своих союзников, готов, живущих в некоей стране Дори. Правда, автор не указал точного ее положения, отметив, что эта страна лежит где-то на том же побережье, на возвышенности, но земля в ней плодородная. В этом же столетии грамматик Присциан упоминает и о понтийском городе Дори. В дальнейшем с конца VII в. сведения по этому поводу становятся более определенными. Около 705 г. в крепости Дорос на некоторое время укрывается свергнутый император Юстиниан II, бежавший из Херсона, места своей ссылки. Причем в сочинении патриарха Никифора "Бревиарий" есть уточнение, что эта крепость находится в земле готов.
Наконец, последнее упоминание о Доросе относится к концу VIII в., когда захват его хазарами вызвал восстание местного христианского населения под руководством епископа Иоанна Готского. После поражения восстания и пленения вожака, хазары вернули себе крепость. Вероятно, с этого момента появляется новое ее название "Мангуп", этимология которого до сих пор неясна. Однако широкое употребление этого топонима начинается только с конца XV в. Во 2-й половине XIV в. источники сообщают о появлении в Юго-Западном Крыму крепости Феодоро и одноименного с ней княжества. Еще в прошлом веке одесским историком Филиппом Карловичем Бруном была доказана тождественность Мангупа с Феодоро и Доросом. Средневековое городище Мангуп в юго-западной части Крыма - один из крупнейших памятников группы так называемых "пещерных городов" и это же главная крепость, а впоследствии и город страны крымских готов, основная информация об истории которого добывается археологическими раскопками. Их материалы существенно дополняют скудные известия письменных источников.
Во 2-й половине VIII в., а по другим предположениям не ранее 1-й половины IX в. появляется церковное административное подразделение - Готская епархия, в 1-й половине XIV в. получившая ранг митрополии. Она просуществовала до конца XVIII .в. и прекратила существование, когда в 1779 г. христианское население было переселено из Крыма на северный берег Азовского моря.
Наиболее раннее свидетельство о крымских готах как реальном этническом анклаве сообщает монах-минорит Виллем Рубрук, проезжавший через полуостров в 1253 г. Рубрук получил сведения о существовании между Солдаей (Судаком) и Херсоном (Херсонесом) неких "сорока замков", которые населены готами, говорящими по-немецки (quorum idioma est Teutonicum). Эти замки, до прихода татар в 1223 г., платили дань команам, кочевавших по равнинам полуострова. Тюркоязычные команы (куманы), или половцы, появились в степном Крыму в XI в. Возможно, под "сорока замками" следует понимать только один укрепленный пункт, располагавшийся действительно между Судаком и Херсоном, ближе к последнему, и тюркское наименование которого, Кырк-Ор или Кырк-Ер, переводится как "Сорок замков", а с XVII в. он чаще стал именоваться Чуфут-Кале (Иудейская крепость). Свидетельство о крымских германцах есть и в "Слове о полку Игореве", где упоминается о готских красных девах, которые на берегах Синего моря (Азовского или Черного? - авт.), звеня русским златом, "поют время Бусово, лелеют месть Шаруканю".
По соседству с готами источники XIII-XV вв. постоянно указывают расселение алан. В представлении современников территории обитания этих двух этнических групп были достаточно четко разграничены, но в культурном отношении они представляли, по сути, единый массив, что хорошо фиксируется археологически. Лучше всего данная ситуация отражена свидетельством венецианского купца и дипломата Иософато Барбаро (середина XV в.): "Далее за Кафой по изгибу берега на Великом море находится Готия, за ней Алания, которая тянется по "острову" в направлении Монкастро (совр. Белгоро-Днестровский -авт.)...Благодаря соседству готов с аланами произошло название готоаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы, они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем алан. Таким образом, ввиду смешения одного племени с другим, они называют себя готаланами, и те, и другие следуют обрядам греческой церкви". Практически в это же время баварский солдат Иоганн Шильтбергер, служивший у турок, в своем описании Крыма сообщает о существовании здесь области, именуемой Готфией, но которую язычники называют Тат. Она населена греческими христианами и в ней производят хорошее вино. Следует отметить, что в оригинале текста эта область названа "Суди", но вслед за Ф.К.Бруном, впервые опубликовавшего русский перевод (Одесса,1867), почти все исследователи полагают, что это искаженная форма топонима "Готия", тем более что в другом месте своей книги этот автор упоминает готский язык среди других распространенных в данном регионе. В период существования генуэзских колоний на южном побережье полуострова от Ускюта (совр.Приветное) до Чембало (Балаклавы) было образован административный округ, называвшийся "Капитанство Готия". Однако, несомненно, что историческая Готия включала и территорию княжества Феодоро.
В конце XIV в. Крым подвергся нашествию войск Тамерлана. Был захвачен и Мангуп. Картина опустошенного города описана в поэме византийского монаха Матфея, побывавшего тогда в Феодоро. Возрождается город и княжество в 20-е гг. XV в. в правление князя Алексея. Новый расцвет княжества сопровождается острой конфронтацией с генуэзцами и союзническими отношениями с молодым Крымским ханством. Усиление угрозы турецкого вторжения заставляет искать союза с Молдавским и Московским княжествами. В 1475 г. Оттоманская империя завоевала генуэзские колонии и Феодоро, причем его столица оказывала сопротивление в течение полугода. Завоеватели сделали ее центром кадылыка (судебно-административного округа).
С начала XVI в. в историографии впервые появляется версия о том, что мангупские князья, дядя и племянник, захваченные в плен турками при взятии города, были последними готскими конунгами (Матфей Меховский). О сохранении в этот период определенной частью населения горного Крыма готского языка и самосознания свидетельствует сообщение барона Бусбека, в 1557-1564 гг. посланника императора Фердинанада в Стамбуле. Здесь он общался с прибывшими из Крыма греком и готом. Последнего Бусбек описал так: "Он был высокого роста, и во внешности его сквозила прирожденная скромность, что делало его похожим на фламандца или голландца. Когда я спросил их о натуре и языке их народа, он ответили мне весьма недвусмысленно, что их народ, готы, весьма воинствен, что он и поныне еще занимает многие области и что они предоставляют татарскому хану, когда ему есть в том нужда, 800 легковооруженных солдат, составляющих ядро татарского войска, что у них есть два главных города ≈ один зовется Мангуп, другой ≈ Скиварин" (вероятно, Сюреньская крепость в верхнем течении Бельбека-авт.) Далее Бусбек сообщает, что готы ≈ до сих пор христиане, хотя и окружены иноверцами. Это наиболее позднее достоверное свидетельство о присутствии готского компонента в крымском населении.
Бурный XVIII в. был наполнен войнами, из которых наиболее масштабные вели между собой две гигантские империи. С одной стороны - дряхлевшая Турция, с другой - набиравшая силу Россия, выдавливавшая соперницу с территорий, завеванных ею еще в XV в. После очередного поражения Турции 10 июля 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, согласно которому признавалась независимость Крыма как от Турции, так и от России. Однако этот договор не устраивал ни ту, ни другую сторону. Русский посланник в Константинополе доносил в Петербург, что Турция считает, что Крым не может оставаться без турецкого покровительства и просит Россию отступить от независимости. С другой стороны, Россия видела своей конечной целью полное поглощение Крыма и получение беспрепятственного выхода к Черному морю. По-видимому, генерал-губернатору Новороссийского края Г. А. Потемкину принадлежала идея выселить из Крыма всех христиан, которую осуществил А. В. Суворов в начале 1779 г. В числе христианских переселенцев на север Приазовья были и потомки феодоритов во главе со своим духовным пастырем - митрополитом Готским и Кафским Игнатием - Гозадин. Следует отметить, что до сих пор историки не пришли к единому мнению о действительных мотивах этой странной акции. Тем более, что всего через четыре года, в 1783 г. Екатериной II был подписан манифест "О принятии полуострова Крыма, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу". И сразу же, с 1784 г., издается ряд манифестов, согласно которым в Крым приглашаются иностранцы на постоянное местожительство. В 1784 г. была создана Таврическая область, в 1802 г. преобразованная в губернию. Не только в политической, но и в этнической истории полуострова началась новая эпоха.
По-видимому, немногие из выселенных христиан смогли вернуться в Крым. Основную волну новых переселенцев составляли немцы из Германии. Так, в конце XVIII в. при ревизии земель статским советником Контениусом было зарегистрировано 208 немецких колонистов из Эльбинга и Данцига, расселенных в Крыму и Херсоне. После указа Александра I от 29 февраля 1804 г. переселение немцев в Крым приобретает массовый характер. В 1804-1810 гг. были основаны компактные поселения-колонии: в Симферопольском уезде - Нейзац, Фриденталь, Розенталь и Кроненталь, в Феодосийском - Цюрихталь, Гейльбрун, Судак и Герценберг. По прибытию в Россию немецкие колонисты были поставлены в особое положение в отличие от других переселенцев. Немцам давали в Крыму льготы в податях и повинностях сроком на 10 лет. Каждая немецкая семья, кроме множества единовременных пособий - деньгами, скотом, зерном, земледельческими орудиями - получала в собственность 60 - 65 десятин земли. Кроме того, что особенно важно, немецкие семьи освобождались от натуральной рекрутской повинности. Немецким колонистам было гарантировано право на отдельное управление. С 1910 г. прекращается выдача пособий для переселенцев. В последующие годы землю для новых поселений немцы приобретали путем покупки.
В середине XIX века на Украине существовали крупные анклавы немецких поселений со своим управлением, особой внутренней юрисдикцией, делопроизводством на немецком языке, национальной школой, своей церковью, с иерархией священнослужителей. Среди немцев к этому времени сформировалась прослойка крупных латифундистов. Численность немцев и населенных пунктов, как с немецким, так и со смешанным населением, постоянно увеличивалась с 60-х годов XIX века вплоть до первой мировой войны. По данным первой всероссийской переписи 1897 г., в Крыму проживало 31950 немцев (7 % от общего населения). Им принадлежало более 700 тысяч десятин земли. Немцы стали играть на полуострове одну из ведущих ролей в экономике края, социально-политической и общественной жизни.
О роли немецких хозяйств в экономике полуострова в начале XX в. стоит привести слова исследователя жизни колоний Бененсона (1919 г.): "В степных уездах особое место занимает весьма значительная группа крестьянских полукапиталистических хозяйств. Главными представителями этой группы являются немецкие хозяйства... Экономически сильные с большой земельной собственностью (часто свыше 300 га на двор), с сильным капиталом в инвентаре и твердой, хотя и не очень интенсивной, системой полеводства, хозяйства эти составляют показательную сторону крымского благосостояния, за Крымом часто прячется нищета остальной массы населения. Эти хозяйства являются очагами производительности великолепного рабочего и молочного скота, продуктов молочного хозяйства и поставщиками основной массы зерновых продуктов".
Наряду с новыми способами севооборота в немецких хозяйствах Южной Украины, начиная с середины XIX века, постоянно совершенствовался сельскохозяйственный инвентарь: транспортные средства (брички, фургоны, мажары, линейки, тачанки), веялки, были изобретены и внедрены многолемешный буккер и жнейка, вызвавшие переворот в экономике хозяйств, сортировки, соломорезки, конные грабли, конные молотилки и др. С 80-х годов XIX века в колониях стали появляться заводы по производству сельскохозяйственного инвентаря.
На протяжении XIX в. в Крыму сменилось несколько поколений немцев-колонистов, их потомки сумели сохранить свой быт, национальные особенности. По наблюдениям путешественников, например, А.А.Демидова (1837 г.), селения немцев напоминали деревни, расположенные по берегам Рейна, и отличались от других крымских деревень не только зажиточностью, но и своей благоустроенностью. Обычно отмечали чистоту и опрятность внутри немецких домов, разнообразие мебели, как кустарного, так и фабричного производства. В домах богатых колонистов необходимой принадлежностью была фисгармония. Материальная и духовная культура на протяжении XIX в. и вплоть до 40-х годов XX века сохраняла этническую специфику, но при этом в традиционно-бытовой культуре стали появляться и местные особенности.
Религиозный фактор играл одну из главных ролей в процессе иммиграции XVIII -XIX вв. немцев в Россию. Попав в новые экономические и общественно-политические условия, религиозная община являлась одним из центров сохранения культуры. Неоднородность переселявшихся из различных земель Германии и Швейцарии обусловила характерную черту немцев в России - поликонфессиональность. Немецкая иммиграция оказалась представленной рядом самостоятельных церквей и сект. По вероисповеданию немцы Крыма были представителями христианской религии двух крупных течений - католицизма и протестантизма. Из всех протестантских конфессий евангелическо-лютеранская пользовалась особым покровительством со стороны правительства. Указы от 22 мая 1828 г. и от 28 декабря 1832 г. превратили евангелическо-лютеранскую церковь в официальную, поставив ее в один ряд с православной.
Современники отмечали высокий уровень образования среди немецких колонистов. Они традиционно относились с большим уважением к грамоте и стремились к тому, чтобы их дети могли учиться. Существовала широко разветвленная структура учебных заведений, отличавшаяся достаточной степенью разнообразия. Причем в школах учились не только мальчики, но и девочки. Были даже школы для сирот и глухонемых детей. В начальном немецком учебном заведении курс обучения был рассчитан на семь лет. Учебники в массе своей были на немецком языке, но подавляющая часть их издавалась в Российской империи. Учителя начальных немецких школ получали неплохое жалованье. Кроме того, они обеспечивались бесплатным жильем, топливом, земельным наделом от 1 до 4 десятин и имели разрешение на бесплатный выпас домашнего скота. Кроме начальных были и школы высшего порядка. В конце 80-х годов XIX в. в губернии их было пять. Они были очень хорошо обеспечены в материальном плане, помещались в специально выстроенных для этих целей зданиях, при некоторых из них имелись интернаты. На содержание центральных училищ расходовалось до 22 тыс. руб. в год. 28,8 % из этих средств отпускались земствами. Остальная сумма складывалась из процентов училищного капитала, оплаты за обучение и общественного сбора. Большинство учителей имело оклады более 1000 руб. Многие из преподавателей заканчивали высшие учебные заведения России и Европы. Возраст учащихся в центральных немецких училищах соответствовал 12-20 годам. Обучение в центральных училищах было, как правило, платным. Училища помогали сохранять национальный язык и этническое самосознание, являясь важными очагами немецкой культуры на юге Украины. Изучение русского языка и российской истории способствовало интеграции новых поколений немцев Таврической губернии в окружающее их общество.
Особо следует отметить помощь немецкого населения русской армии во время Крымской войны 1853-1856 гг. Немецкие колонисты поставляли бесплатно или за минимальную плату фураж, продовольствие, подводы и лошадей для доставки боеприпасов, продуктов, перевозки раненых. Много раненых было принято немецкими семьями на свое попечение и содержалось за их счет. Было много немцев и в русской армии, защищавшей Севастополь. За время 349-дневной обороны Севастополя в 1854-1855 гг. 15 российских офицеров и генералов немецкого происхождения были награждены георгиевскими крестами. Среди них - генерал-адъютант граф Э.И.Тотлебен, отмеченный за военные заслуги тремя георгиевскими крестами. К несчастью, 8 июня 1855 г. Тотлебен был ранен и перевезен в госпиталь в Симферополь, а затем в Николаев и С.-Петербург, где ему поручили руководство инженерной обороной Кронштадта.
XIX в. был "золотым" веком для немецких переселенцев. С началом первой мировой войны в печати развернулась активная пропагандистская кампания против Германии и немцев, проживающих в России. После объявления в 1914 г. Германией и Австрией всеобщей мобилизации все их подданые мужского пола возрасте от 18 до 45 лет, проживающие в Таврической губернии, были объявлены военнопленными, арестованы и высланы из губернии. Постепенно недоверие органов власти стало распространяться и на немцев - подданных России. За ними устанавливался надзор со стороны полицейских, жандармских и военных органов. Затем была осуществлена высылка немцев - подданных России, которые, по мнению местных властей, были неблагонадежными. В местные органы власти стали поступать анонимные сообщения о шпионской деятельности немцев, при проверке не подтверждавшиеся. Вскоре после принятия 2 февраля 1915 г. известных законов о землепользовании "состоящих в русском подданстве австрийских, венгерских и германских выходцев" в Таврической губернии было создано губернское правление по ликвидации немецких землевладений. Было экспроприировано приблизительно 78 % земель, принадлежащих крупным землевладельцам. Тем не менее, в Таврии был организован губернский комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам. В его распоряжение поступали значительные средства от немецких колонистов. Пожертвования немцев не ограничивались денежными средствами, они отдавали вещи, продукты, помогали и другими способами. Из Таврической губернии до 1 апреля 1915 г. в армию было призвано 2505 немцев. К 1917 г. на фронте не было зафиксировано ни одного факта измены и предательства со стороны немцев. Сражавшиеся на фронте немцы за заслуги перед Россией награждались орденами и повышались в воинских званиях.
Однако на лето 1917 г. было намечена полная ликвидация всех немецких колоний, которая не состоялась по причине февральской революции. Временное правительство издало постановление о приостановлении исполнения законов о землевладении и землепользовании австрийских, венгерских и германских выходцев, изданных в 1915-1917 гг. Немцы снова начали принимать активное участие в общественно-политической жизни. В марте 1918 г. была провозглашена Советская социалистическая республика "Таврида", которая просуществовала полтора месяца. Немцы с осторожностью отнеслись к установлению новой власти. Общественно-политическая жизнь затихла. 1 мая 1918 г. германские войска вошли в Крым. Через две недели после оккупации Крыма немецкое командование созвало в д. Бютень Перекопского уезда (ныне с. Ленинское, Красногвардейского района) конференцию немцев, на которую прибыло около 400 делегатов не только из Крыма, но и из Мелитополя, Бердянска, Херсона, Одессы. Руководителем конференции был генерал фон Линденквист, германский министр земледелия и колоний. Итогом конференции было принятие резолюции, в которой немецкие колонисты просили распространить германскую власть на Крым, а если это окажется невозможным, то дать возможность переселиться в Германию. Эта резолюция была неоднозначно воспринята в немецкой среде и привела впоследствии к расколу среди немцев. Главным вопросом был вопрос о власти. Первоначально немецкое командование решило опереться на губернский комитет немцев. На пост генерал-губернатора Таврической губернии был выдвинут крупный землевладелец барон В. Э. Фальц-Фейн. Однако он категорически отказался от этого поста. Тогда германское командование сделало ставку на лидеров татарских националистов: Д. Аблаева, Дж. Сейдамета и С. Сулькевича. В германский штаб была направлена делегация немцев, которая заявила, что в создавшихся условиях "немецкая группа" предпочитает не участвовать в формировании Крымского правительства. Однако губернский комитет "признал участие немецкой группы в формировании кабинета министров неизбежным" и делегировал в него двух человек: В. С. Налбандова и Т. Раппа. В Декларации крымского Краевого правительства от 25 июня 1918 г. "К населению Крыма" было несколько пунктов, касающихся немцев Крыма. В частности, немецкий язык, наряду с русским и крымскотатарским, признавался языком общения между государственными и общественными учреждениями. В июле - сентябре 1918 г. по политическим соображениям углубляется раскол среди немцев Крыма. Вследствие этого 11 сентября 1918 г. В. С. Налбандов подал заявление о выходе из правительства. Вслед за ним в октябре 1918 г. ушел и Т. Рапп.
Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. немецкое население Крыма, как и население России, разделилось на разные лагеря. Всего можно выделить четыре. Первая группа - немцы, соблюдавшие нейтралитет; вторая - немцы, активно участвовавшие в борьбе за установление советской власти; третья - так называемые "отряды самообороны", создававшиеся в немецких селениях.; четвертая - немцы, воевавшие в частях и армиях белогвардейцев.
В ноябре 1920 г. в Крыму была окончательно установлена советская власть. Начался новый период. По конституции 1918 г. лица, пользовавшиеся наемным трудом с целью получения прибыли, имеющие нетрудовой доход в виде процентов с капитала, доходов с предприятий т.д., лишались избирательных прав. Это ограничение избирательных прав, прежде всего, коснулось немецких переселенцев, т.к. основная масса их была потомками немецких колонистов, проживала в сельской местности и имела хорошо организованные и экономически крепкие хозяйства. На 1 января 1930 г. в Крыму числилось 46055 немцев, из них в селах 41550 человек. На полуострове были созданы два немецких района - Биюк-Онларский, ныне Октябрьский, и Тельмановский, ныне Красногвардейский. В начальных школах немецких районов преподавание по-прежнему сохранялось на немецком языке. Немало немцев проживало и в других местах Крыма: в Евпаторийском районе, в Феодосийском и на Южном берегу Крыма. Уровень жизни немецкого населения был намного выше уровня жизни других национальных групп. Именно поэтому коллективизация, связанная с раскулачиванием крестьянского населения, коснулась большинства немецких хозяйств.
Середина 30-х годов отмечена началом массовых политических репрессий. В Крыму ежегодно подвергались аресту и осуждению в антигосударственной деятельности сотни людей, и среди них было немало немцев. Начиная с 1935 г. появились дела с обвинением о "связи с фашистскими организациями Германии". Количество репрессированных нарастало с каждым годом вплоть до 1938 г., когда количество арестов среди немецкого населения резко падает до 10 человек в год. Казалось, что, наконец, наступила мирная жизнь, но основные испытания были еще впереди.
После начала Великой Отечественной войны в августе 1941 г. все российские немцы были насильственно выселены из родных мест, была ликвидирована Республика немцев Поволжья. Крымские немцы (53 тыс. чел.) были вывезены сначала на Северный Кавказ, а потом расселены небольшими группами по разным районам Урала, Сибири и Северного Казахстана. Следует отметить, по разным причинам в Крыму еще оставалось 2233 немца. Они были выселены в Омскую область в апреле 1944 г. В январе 1942 г. на основании постановлений Государственного Комитета обороны под грифом "Совершенно секретно" была создана система концлагерей для немцев под названием "Трудармия". Мобилизации подлежали мужчины-немцы с 15 летнего возраста. Позже с октября 1942 г. стали забирать и женщин в возрасте от 16 до 45 лет. Оставшихся без родителей детей передавали родственникам, если таковые имелись и по каким-либо причинам не были "мобилизованы", а чаще детским домам или колхозам. Трудармия "сражалась" на самых тяжелых участках: лесозаготовках, шахтах, стройках. Рабочий день длился 12 часов. Крайне плохое питание, голод, холод привели к гибели тысяч людей в первый же год. С лета 1943 г. органы НКВД увеличили нормы питания, боясь потерять полностью "личный состав".
Трудармия была ликвидирована после окончания войны, но ее "бойцы" оставались на положении ссыльнопоселенцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 г. с немцев и их семей сняли правовые ограничения, но только Указом от 3 ноября 1972 г. были отменены ограничения права ранее депортированных на выбор места жительства. В 80-е годы начинается массовый исход немцев на историческую родину - в Германию. Однако многие немцы, поколения которых жили в Крыму, пожелали вернуться на эту родную для них землю. Этому способствовало то обстоятельство, что произошел распад Советского Союза, и на Украине новое руководство с пониманием отнеслось к проблемам депортированных народов. 22 ноября 1991 г. Верховный Совет Крымской АССР принял постановление 214 "О практических мерах по организованному возвращению депортированных армян, болгар, греков и немцев в Крымскую АССР". В 1991 г. было образовано общество немцев Крыма "Видергебурт" ("Возрождение"), имеющее более двадцати городских и региональных организация. В июне 1992 г. при Совете министров Крыма было создано управление по делам депортированных армян, болгар, греков и немцев, которое совместно с национальными обществами стало разрабатывать программу возвращения. Расселение предполагалось осуществлять компактно, в сельских районах. Местами проживания немцев должны были стать села Марьяновка (Красногвардейский район) и Алсфельд (Сакский район). Была разработана подробная программа возвращения немцев в Крым до 2001 г. Согласно ей планировался переезд в Крым более 45 тыс. человек. Однако этой программе не суждено было осуществиться по разным причинам. Первая - это отсутствие необходимых средств как в Крыму, так и на Украине; вторая - продолжающийся отъезд в Германию наиболее активной части немецкого населения. Было и еще очень важное обстоятельство. Немцы принадлежат к западной цивилизации, для которой характерен приоритет общечеловеческих ценностей перед национальными. Именно поэтому невозможно создать единую "немецкую партию". Немцы имеют разные политические взгляды, разные убеждения, как это уже ярко проявилось в годы гражданской войны. Поэтому после создания национального общества "Видергебурт" выяснилось, что у немцев существует разное видение будущего Крыма и путей его достижения. Несогласные с политикой руководителей "Видергебурта" создали в 1995 г. новое немецкое общество "Ландсманшафт" ("Землячество"). Подобные организации возникли и в других областях Украины. Для выхода из создавшейся ситуации был организован в Киеве 21-23 ноября 1996 г. первый съезд немцев Украины. Однако организации "Ландсманшафт" отказались принимать в нем участие. На съезде в Киеве была утверждена концепция программы этносоциального возрождения и развития немецкого меньшинства на Украине и избран Фольксрат - представительный организационно-координирующий орган немцев Украины. "Программой-максимум" для Фольксрата стало образование на Украине национально-культурной немецкой автономии. Однако и эта программа не была осуществлена из-за непризнания вновь избранного представительного органа немцев Украины официальными властями и, соответственно, из-за полного отсутствия финансовой поддержки со стороны государства.
В настоящее время, по данным Госкомнаца в Крыму проживает 2536 немцев. Соответственно, на территории Крыма существует 11 немецких обществ, мало связанных между собой. В целом же на Украине насчитывается 112 немецких обществ. Для координации их деятельности в Киеве создана Ассоциация украинских немцев. Ситуация осложняется еще и утратой большей частью немецкого населения своего языка. Дело в том, что немцы в отличие от других депортированных народов были расселены по просторам Сибири и Казахстана маленькими группами. С другой стороны, русские и украинцы всегда охотно вступали в браки с немцами, даже ссыльнопоселенцами. Все это привело к сильной ассимиляции немецкого населения. В настоящее время Германия оказывает определенную помощь в культурной программе немцев и, прежде всего, в изучении немецкого языка. Но эта помощь действенна только для молодежи, для которой овладение языком дает возможность выезда в Германию. Вообще, немецкий потенциал ни в Крыму, ни на Украине никогда не был востребован, в отличие от России, где заметная часть руководства страны состоит из этнических немцев. По-видимому, возрождение немецкой диаспоры, как в Крыму, так и на Украине мало перспективно. Но все-таки хотелось бы надеяться, что в будущей процветающей демократической Украине, избавленной от национальных и конфессиональных предрассудков, немцы станут естественной и неотъемлемой частью "гражданского общества".
Александр ГЕРЦЕН, зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков ТНУ.
Эдуард ТЕРЕЗ, профессор кафедры истории ТНУ.