Каким быть Межрегиональным координационным советам?

Каким быть Межрегиональным координационным советам? В московском Российско-немецком доме 18—19 июня состоялось очередное заседание президиума Международного союза немецкой культуры. На нем рассматривались во­просы о дальнейшем развитии самоорганизации российских немцев, первые итоги реализации проектной работы Межрегиональных координационных советов (МКС) в Центральном и Северо-Уральском регионах, отношение к идее проведения съезда немцев России.

Каким быть Межрегиональным координационным советам?

В московском Российско-немецком доме 18—19 июня состоялось очередное заседание президиума Международного союза немецкой культуры. На нем рассматривались во­просы о дальнейшем развитии самоорганизации российских немцев, первые итоги реализации проектной работы Межрегиональных координационных советов (МКС) в Центральном и Северо-Уральском регионах, отношение к идее проведения съезда немцев России.

Важное место в повестке дня президиума занял вопрос дальнейшей деятельности МКС российских немцев. Участники заседания коллективно разработали и одобрили Положение о демократическом механизме принятия решений в МКС. Многие выступающие обратили внимание на то, что работа советов должна строиться на демократических принципах: после обсуждения со всеми центрами встреч данного региона.

Председатели МКС Центрального региона Александр Гриненвальд и Северо-Уральского региона Олег Штралер рассказали о том, как проходил первый этап реализации пилотного проекта, о тех успехах и сложностях, с которыми им пришлось столкнуться. В частности, было высказано мнение о том, что в 2009 году проекты будут утверждаться и проводиться преимущественно на основе тендера, а не конкурса. С этой целью на ближайшем заседании советов планируется обсудить те межрегиональные и крупные региональные проекты, которые имеют стратегическую значимость для немцев этих двух регионов. Они и будут вынесены на тендер. Вместе с тем центры встреч смогут представлять на конкурс по своему усмотрению и мероприятия локального уровня и значимости. Такой подход объясняется тем, что в условиях нехватки средств необходимо концентрировать силы и ресурсы на самых важных проектах.

Президиум МСНК еще раз высказался в пользу оказания базовой поддержки центрам встреч российских немцев. При этом было подчеркнуто, что ряд ЦВ находится в очень сложной а некоторые — в критической ситуации: нет помещений или плата за них превышает реальные финансовые возможности организаций; зарплата персонала — мизерная. В такой ситуации наиболее остро встает вопрос о необходимости системной поддержки нуждающимся центрам как с германской стороны, так и со стороны местных и региональных властей. Например, в предоставлении помещений на безвозмездной или льготной основе.

По просьбе ряда руководителей региональных МКС в повестку дня заседания президиума был включен вопрос о сотрудничестве МКС в регионах с региональными бюро GTZ. Поскольку такое взаимодействие — дело новое, и в реальности советы начали работать всего около полугода назад, то порой еще возникает недопонимание целесообразности их создания. Например, в регионе Поволжья некоторое время назад для сотрудничества с общественностью российских немцев при ЗАО «Волга-развитие» (отделение GTZ) были созданы общественные советы. По этой причине сотрудничество между МКС Поволжья и Юга России с ЗАО «Волга-развитие» оказалось затруднено. Об этом участникам заседания президиума МСНК рассказали представители Поволжья и Юга России.

Леонид Кренцлер, председатель МКС по Югу России и Кавказу, заявил о том, что, по его мнению, из-за возникшего недопонимания с местным бюро GTZ работа возглавляемого им совета крайне затруднена. Его слова подтвердил и Леонид Райзих — председатель МКС Поволжского региона. Председатель МСНК Генрих Мартенс в этой связи заострил внимание участников заседания на нескольких принципиальных моментах:

— Задача общественных организаций российских немцев — развивать процесс самоорганизации в России на базе уже созданных Межрегиональных координационных советов. В этом вопросе мы надеемся на помощь и поддержку со стороны Минрегиона РФ и МВД ФРГ. Мы рассматриваем GTZ как партнер­скую организацию как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом наша четкая позиция: МКС и региональные бюро GTZ должны являться равноправными партнерами на основе взаимной ответственности. Во многих регионах России дела обстоят именно так. В частности, руководство советов трех сибирских регионов высоко оценивает сложившийся уровень сотрудничества с отделениями GTZ на Алтае («Общество развития Гальбштадт») и в Новосибирске («Общество развития Новосибирск»). Хорошо развивается сотрудничество МКС Центрального и Северо-Уральского регионов с бюро GTZ в Москве. Проблемными пока остаются Поволжье и Юг России. Нашим партнерам из GTZ должно быть понятно, что мы как граждане России будем развивать собственную самоорганизацию на территории своей страны. Не может быть самоорганизации «под крышей» GTZ — фактически, иностранной организации. Это противоречит законодательству РФ и не соответствует интересам немецкого национального меньшинства нашей страны. Мы видим задачу региональных бюро GTZ в том, чтобы помогать созданию и развитию самоорганизации на базе МКС, но не в том, чтобы подменять ее своими структурами.

— В целом мы удовлетворены сотрудничеством между МКС и региональными бюро GTZ, — сказал председатель МСНК. — Там же, где возникают проблемы, мы будем стараться благожелательно, но настойчиво решать их в интересах нашего народа.

Редакция МНГ

Рубрики: МСНК