Этнокультурное фиаско

  Неудавшийся проект в Новосибирске списан на германскую прижимистость   Черномырдинский афоризм «Хотели как лучше, а получилось как всегда» по сей день бьет наповал своей актуальностью. В очередной раз изречение бывшего российского премьера пришлось ко двору Новосибирского областного Российско-немецкого дома (РНД), где руководство в течение ряда лет пыталось открыть Немецкую школу культуры с межэтническим компонентом – прежде всего для развития детей российских немцев. Как это нередко случается, благое желание ушло далеко вперед реальных возможностей.

Этнокультурное фиаско
Неудавшийся проект в Новосибирске списан на германскую прижимистость
Черномырдинский афоризм «Хотели как лучше, а получилось как всегда» по сей день бьет наповал своей актуальностью. В очередной раз изречение бывшего российского премьера пришлось ко двору Новосибирского областного Российско-немецкого дома (РНД), где руководство в течение ряда лет пыталось открыть Немецкую школу культуры с межэтническим компонентом – прежде всего для развития детей российских немцев. Как это нередко случается, благое желание ушло далеко вперед реальных возможностей.
«Идея была хорошая» - с такой фразы начинают разговор о школе абсолютно все сотрудники РНД в сибирской столице. Но вот дальше в их рассказе начинают то и дело проскакивать такие выражения, как «стыдно перед людьми» и «вранье руководства». Отчего же удачный, на первый взгляд, образовательный проект вызывает в людях так много негатива?
Три года назад директор РНД Иосиф Дуквен принял решение открыть учебное заведение с этнокультурной направленностью. В образовательную программу должен был войти немецкий язык, игра на музыкальных инструментах, традиционные танцы, национальный фольклор.
Предпосылки к созданию такой школы были: на прилегающей к РНД территории было построено 5-этажное здание, в котором три первых этажа были переданы в пользование учреждению Дуквена. В помещения провели отопление и электричество. Далее дело несколько застопорилось, так как нужны были немалые финансовые ресурсы для проведения отделочных работ и оснащения школы всем необходимым.
- Межправительственная Российско-Германская комиссия по проблемам российских немцев на заседании в марте 2007 года в Белокурихе проект не поддержала, - рассказывает сотрудник новосибирского РНД, главный редактор газеты «Sibirische Zeitung plus» Владимир Крылов. – ЗАО «Общество развития Новосибирск» (структура GTZ – Германского Общества по техническому сотрудничеству) также отказало в финансовой поддержке на основании того, что представленный проект не соответствует одному из основных условий финансирования из средств МВД Германии: не менее 70% от числа обучающихся должны быть российскими немцами. Следом ответил отказом и департамент культуры Новосибирской области.
Однако амбициозный глава РНД от идеи отказываться не собирался. Отыскали квалифицированных преподавателей по всем дисциплинам, начали занятия. Однако просуществовала школа недолго, так как необходимого количества учеников так и не набралось. То ли цена кусалась, то ли время занятий было неудобным для большинства, то ли помехой стали большие расстояния города-миллионника. Ясно было одно – на коммерческой основе проект не удался.
Все же в ноябре прошлого года в одном из кабинетов РНД была открыта школа (детсад) раннего развития детей. Руководство не смущало то обстоятельство, что в здании отсутствует горячая вода, педагогический штат не сформирован, отсутствует программа обучения, вопрос не согласован с рядом истанций (пожарной службой, санэпидемстанцией), а само учреждение не имеет необходимых лицензий на образовательную деятельность.
Тем не менее, в школу набрали десять детей, за обучение которых родители должны были отдать немалую сумму – 6800 рублей ежемесячно плюс единовременный вступительный взнос в размере 1500 рублей. Но самое странное – на торжественном открытии школы и устроенном по такому случаю чаепитии Дуквен объявил, что финансовую поддержку его новому проекту вскоре окажет Германия, и поэтому с января 2010 года школа переедет в то самое просторное и пустующее здание, а родители из числа российских немцев будут оплачивать лишь 50 процентов ежемесячной стоимости занятий.
Председатель Новосибирской областной общественной организации немцев «Видергебурт» Ольга Линк вспоминает:
- Он говорил людям: «Нам дает деньги Германия. С завтрашнего дня вы будете платить половину». Мы все сидели в страхе и думали: «Что он говорит?!». Бухгалтер не выдержала и сказала: «Это же ложь! У нас нет денег!».
На что надеялся директор РНД – сказать трудно, но на последовавшем вскоре расширенном заседании совета региональной национально-культурной автономии российских немцев было озвучено сообщение, что германская сторона вновь не согласилась на финансирование проекта.
Поняв, что их обманули, в РНД начали приходить раздосадованные родители и просили вернуть им деньги.
19 февраля на собрании коллектива Дома и общественности российских немцев в адрес Дуквена прозвучала серьезная критика по поводу ситуации в Доме, встал даже вопрос о недоверии руководству. Выступила и бухгалтер учреждения Майя Терехова:
- Когда люди поняли, что никаких дотаций не будет, они уходили разочарованные, ругая Германию и всех нас за обман. Я возвращала им деньги. Это был позор, не говоря уже о себестоимости «игры в школу раннего развития». Из бюджета РНД выделялись огромные средства на рекламу и ремонт помещения.
Германская сторона в лице ЗАО «Общество развития Новосибирск» - давнего и основного партнера РНД на протяжении многих лет, мягко говоря, выражает недоумение, так как никаких предварительных договоренностей и обещаний финансирования детсада не было.
А что же сам главный застрельщик проекта? Хотя вопрос о школе на последних планерках в РНД уже не поднимается, Иосиф Дуквен и сегодня не теряет надежды довести задуманное до конца. Только выглядит он при этом страшно обиженным.
- Никогда и ничего больше не попрошу у Германии, - заявляет Иосиф Эдмундович, - Как можно было не поддержать такой проект? Теперь мы на них не надеемся, а школу будем создавать за счет областного бюджета. И как только у нас все получится, мы позовем вас, журналистов, и скажем: «Вот теперь напишите про нас!».
Сергей Косяков
Комментарий специалиста
Профессор Московского Государственного лингвистического университета, доцент, кандидат педагогических наук Галина ПЕРФИЛОВА:
В случае со школой в Новосибирске речь идет, вероятно, о дополнительном образовании. Сама идея вполне коррелирует с позицией об "образовании в течение жизни ", которая принята в нашей стране. Другими словами, речь идет о курсовом обучении. Значит, необходимо определить целевую группу - по возрасту и по потребностям. Далее нужно найти помещение, на которое получена разрешающая документация от санэпидстанции и других учреждений. Следующий шаг - обеспечение учебного процесса. В наличии должны быть учебные комплекты, аудио- и видео аппаратура, телевидение. Кроме того, необходимо разработать концепцию и программы обучения и определить конечный уровень в плане конкретных коммуникативных результатов. Люди, внося деньги за обучение, оплачивают конкретный результат, а не процесс. Только после этого подготовительного этапа можно начинать процедуру лицензирования, которая предполагает наличие всех обозначенных выше моментов.

Рубрики: Новости регионов