От Автономии до Martensjugend – как этого избежать?

От Автономии до Martensjugend – как этого избежать?   Одним из основных направлений работы Федеральной национально-культурной автономии могла бы стать работа с переселенцами в Россию, считает Владимир Фальцман, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, декан, профессор факультета «российско-немецкая высшая школа управления». «Число переселенцев из республик Центральной Азии, возможно, возвращенцев из Германии в будущем будет расти… Задача Автономии заключается в социальной защите переселенцев от равнодушия и произвола местных властей, –пишет Фальцман. – …Следует шире использовать накопленный потенциал старшего поколения. Конечно, при условии, что это вновь не приведет к опостылевшему всем раздраю в немецкой общине». Представляем Вашему вниманию мнение уважаемого ученого о возможных направления деятельности Автономии.

В.К.Фальцман

Пожелания Автономии российских немцев

Мои пожелания базируются:
- на мнениях сотен слушателей Российско-немецкой высшей школы управления в Москве. За восемнадцатилетний период с 1992 по 2010 годы в ней прошли обучение несколько сот российских немцев, а в последние 10 лет по инициативе BiZ – многие руководители и активисты центров встреч в различных регионах России и Казахстана;
- на опыте работы Государственной комиссии по проблемам советских немцев. Как член Комиссии, я имел возможность во второй половине 80-х годов ХХ в. познакомиться лично, а также в форме письменных обращений с мнениями многих соотечественников. В конце 80-х годов для изучения проблемы я был командирован в Казахстан, проехал на автомашине всю Кустанайскую область, посетил большинство населенных пунктов с преобладающим немецким населением, беседовал с десятками людей, интересуясь прежде всего их отношением к выезду в Германию, к возможностям воссоздания Республики немцев в Поволжье и переселения в нее как альтернативы выезду в Германию.
На этой базе с учетом сегодняшних реалий я хотел бы высказать в адрес нового руководства Автономии российских немцев следующие пожелания.
Прежде всего усилия Автономии я бы рекомендовал направить на поддержку конкретных людей, реального человека.
Конечно, каждый имеет право на любые общеполитические цели. Какими химерическими и нереальными они сейчас не казались. Правда, Автономия, если не хочет потерять авторитет, ответственность за подобные цели брать на себя не может. Но и развязывать дискуссии на эту тему тоже не стоит.
Одним из направлений социальной поддержки человека могла бы явиться работа с переселенцами в Россию. Число переселенцев из республик Центральной Азии, возможно, возвращенцев из Германии в будущем будет расти. Перспективы для этого открывает не только специальная программа возвращения в Россию бывших соотечественников, но общий рост в стране пенсий и других социальных благ. Уровень их по сравнению с Германией весьма низкий, но рост в стране быстрый, что привлекает интерес российских немцев к проблеме возвращения.
Задача Автономии, конечно, не в строительстве жилья для переселенцев. Местные и региональные власти могут оказать этому содействие. Но строить жильё люди должны себе сами, за счет собственных средств, в худшем случае – заёмных.
Задача Автономии заключается в социальной защите переселенцев от равнодушия и произвола местных властей. Признание со стороны государства позволяет Автономии обратиться к любым властным структурам с требованием соблюдения правового статуса переселенца. Автономия также должна содействовать его адаптации и интеграции. Хотим мы того или нет, но стоило бы взять пример с деятельности еврейских общин в Германии, направленную на поддержку переселенцев. По моим сведениям, эта поддержка весьма эффективна, особенно для вновь прибывших.
Автономия не только вправе участвовать в правовой защите российских немцев, в т.ч. переселенцев, но и регулировать претензии возвращенцев. Помню, как в Государственную комиссию по проблемам советских немцев поступила просьба о возврате дома, принадлежащего семье до депортации. Комиссия разъяснила неправомерность такой просьбы и её негативное социальное воздействие на местные власти и население.
Из истории российских немцев известна некоторая цикличность, в процессе которой благоприятные условия для их жизни в России время от времени сменялись менее благоприятными и даже совсем неблагоприятными. В настоящее время идет в целом благоприятный период. Но и при этом у каждого российского немца должна быть уверенность, что в случае неправомерной несправедливости к нему и его семье у него есть возможность обратиться за поддержкой в Автономию. Именно так старшее поколение понимало роль Автономии, когда возникла идея её образования.
На новом этапе Автономия делает ставку на поддержку молодежи, её образования и отдыха. Это, несомненно, правильный приоритет. Однако этим ограничиваться нельзя, в противном случае Автономия превратится в Martensjugend. Следует шире использовать накопленный потенциал старшего поколения. Конечно, при условии, что это вновь не приведет к опостылевшему всем раздраю в немецкой общине.
Не дожидаясь какого-то всероссийского покаяния, можно на местах, в региональных отделениях Автономии, многое сделать для жертв сталинских репрессий, да и в целом для пожилых людей, переживших последствия депортации. Вспоминаю, как в одной из немецких деревень в Казахстане я увидел обелиск наподобие павшим воинам с перечнем фамилий погибших в сталинских лагерях. Причем обелиск был поставлен ещё в семидесятые годы, когда о реабилитации и говорить-то можно было только шёпотом.
Деятельность национально-культурной Автономии не может игнорировать духовную сферу. Правда, в России церковь отделена от государства. Здесь, впрочем, как и на западе, сильное влияние оказывает атеизм, а верующие российские немцы принадлежат к разным христианским конфессиям. При всем том ведущие российские политики посещают православные храмы, чего нельзя сказать о лидерах Российско-немецких общественных движений. Между тем Лютеранская евангелическая церковь является крупным коммуникационным центром для большей части немецкой диаспоры в России. Это тоже место встреч для дисперсно проживающих людей.
Церковь способна оказать большое влияние на сохранение немецкой идентичности, особенно если богослужение идет на немецком языке.
В свою очередь кирха нуждается в поддержке со стороны Автономии. Например, Лютеранско-евангелический храм святых Петра и Павла в Москве нуждается в возвращении примыкающего к ней здания, в котором до революции находилось немецкое реальное училище, а в настоящее время располагается архив. В случае благоприятного решения вопроса в этом здании можно было бы разместить немецкую гимназию, колледж и даже Российско-немецкий университет с историко-богословским факультетом западного христианства.
Специального обсуждения и внимания со стороны Автономии, на мой взгляд, заслуживает вопрос о создании виртуального единого информационного пространства дисперсно проживающих российских немцев.
В заключение я хотел бы предложить новому руководству Автономии следующие принципы:
  • поддержка конкретного человека вместо фанатичной приверженности к общеполитическим иллюзиям;
  • активная жизненная позиция вместо культивации уныния и чувства обиды; реализация широких возможностей для продуктивной деятельности, особенно в сфере культурных и деловых контактов с Германией;
  • от всеобщей конфронтации к консолидации, особенно на базе культуры труда и жизненных традиций, духовности, языка, классической немецкой музыки, литературы (естественно, каждому своё).

Это мнение Вы можете прокомментировать (здесь)

Рубрики: Разное