Центр культурной и общественной жизни российских немцев с конца августа переместился в Ульяновск. Поволжский город принимает участников Всероссийского фестиваля культуры российских немцев, академии для творческой молодежи, съезда Федеральной национально-культурной автономии российских немцев и гостей из разных стран Европы, в которых проживают немцы — как национальное меньшинство и как большинство. Праздник в Ульяновске продолжит традиции фестивального движения, тем более что некоторые действующие лица будут теми же, что и на первых фестивалях конца 80-х годов прошлого столетия.
В Ульяновске начинается Всероссийский фестиваль культуры российских немцев
Центр культурной и общественной жизни российских немцев с конца августа перемещается в Ульяновск. Поволжский город принимает участников Всероссийского фестиваля культуры российских немцев, академии для творческой молодежи, съезда Федеральной национально-культурной автономии российских немцев и гостей из разных стран Европы, в которых проживают немцы — как национальное меньшинство и как большинство. Праздник в Ульяновске продолжит традиции фестивального движения, тем более что некоторые действующие лица будут теми же, что и на первых фестивалях конца 80-х годов прошлого столетия.
«Фестиваль — это праздник, праздник для его участников и зрителей, — рассуждает сегодня, играя словами Fest (в переводе с немецкого «праздник») и Festival, Петр Варкентин, главный режиссер фестиваля культуры российских немцев в Ульяновске 2010 года. — Это барометр, который показывает уровень жизни народа, состояние его души. Потому и был первый фестиваль немецкой культуры в 1988-м таким важным и волнующим событием».
Это событие немыслимо без Немецкого театра в казахстанском городке Темиртау и его замдиректора, ответственного за связи с общественностью Якова Фишера. Именно Фишеру принадлежит идея провести первый в послевоенное время фестиваль культуры советских немцев. «Мы, группа юных, полных энтузиазма деятелей искусства, были готовы предпринять все возможное, чтобы изучить состояние нашего народа, — вспоминает Варкентин. — До последнего момента мы не знали, состоится ли фестиваль. Но он состоялся и имел огромный успех!».
О сложностях подготовки к фестивалю рассказывает Розе Штайнмарк, в те годы драматург Немецкого театра: «Инициатива [проведения фестиваля] не сразу была одобрена местными органами власти. Оргкомитет должен был затратить большие усилия на то, чтобы партийные функционеры дали разрешение на презентацию кружков народной самодеятельности. Все наши попытки убедить их в важности сохранения культурного наследия российских немцев не принимались всерьез. ,Занимайтесь театром, а не самодеятельностью’, — с недовольством говорили в КГБ. Но мы боролись до последнего».
Не все приглашенные коллективы смогли доехать до фестиваля. Некоторые были сняты с поездов, другим сразу отказали в поездке. Одним из тех, кто доехал до Темиртау, был вокально-хореографический ансамбль «Morgenrot» из алтайского Подсосново — в январский мороз он добрался до столицы фестиваля двумя автобусами. Его участница Лариса Шмидт сегодня вспоминает: «В I фестивале я приняла участие в составе хореографической группы ансамбля «Morgenrot». Там я и познакомилась с Яковом Фишером. Им восхищалась не только я, тогда совсем юная девушка, но и все наши старшие члены коллектива. Где был Фишер, там было интересно. Он знал все песни нашей группы, пел с вдохновением и всегда воодушевлял других своим великолепным голосом. Там, где он, там гарантированы радость и хорошее настроение. Он заботился обо всех участниках первого фестиваля и был душой мероприятия».
Тогда же, в рамках фестиваля, состоялся первый семинар. После него Роберт Корн писал в газете «Neues Leben»: «Фестиваль дал почву для размышлений. Во-первых, стало ясно, что для успешного развития немецкой самодеятельности срочно требуются профессионалы, которые должны получить соответствующее языковое обучение у высококвалифицированных филологов. В учебном плане должны присутствовать фольклор, диалект, история и литература советских немцев. Во-вторых, необходимо создать координационный центр для сбора, обработки и хранения фольклорного материала, для того чтобы произведения нашей народной культуры не исчезли бесследно. В-третьих, такие мероприятия должны стать традицией и делом не только соответствующих органов в Казахстане, где проживает половина немцев, но и министерства культуры СССР, чтобы и немцы, проживающие в других республиках СССР, могли принять в них участие».
Уже вскоре Яков Фишер с коллегами начал подготовку к проведению II фестиваля немецкой культуры, который должен был стать уникальным событием в истории народа: фестиваль, прошедший в октябре 1990 года в Алма-Ате, дал площадку для почти 120 коллективов! «Город даже не мог вместить всех участников праздника», — делится воспоминаниями Петр Варкентин. «Повсюду, где бы мы ни оказывались, были немцы. Казалось, мы стали большинством в столице Казахстана», — подтверждает Ольга Гильц, тогда участница фестиваля, приехавшая из Омска. Таким и запомнился Ольге праздник — огромным количеством земляков, разгуливавших по Алма-Ате в национальных костюмах, и запахом яблок, стоявшим в городе.
В 1991 году Яков Фишер переезжает в Германию. Стали собирать чемоданы и другие сотрудники Немецкого театра. Однако фестивальное движение, запущенное ими, уже было не остановить. Инициативу проведения всесоюзных, а после распада СССР всероссийских фестивалей немецкой культуры подхватил созданный в июне 1991 года Международный союз немецкой культуры. В дни I съезда немцев СССР в Москве (его второй этап проходил с 18 по 20 октября 1991 года) прошел Фестиваль культуры советских немцев с выступлениями самодеятельных коллективов и выставкой «Искусство российских немцев» в Центральном доме художника.
Фестивали межрегионального и всероссийского уровня стали проводиться регулярно. Наиболее яркие фестивали были в 1992 году в Волгограде и Москве, в 1993-м — в Краснодарском крае, в 1994-м — на Омской земле. В 1994 году сразу несколько городов Поволжья приняли у себя участников Международного фестиваля немецкой культуры: на четырехпалубном теплоходе более 300 участников праздника отправились из Москвы в Самару, затем в Ульяновск, далее в Волгоград. Заключительный гала-концерт был в Саратове. Но не только в городах побывали участники. В Самарской области некоторые коллективы посетили строящиеся для переезжающих из Казахстана и республик Средней Азии села Макарьевка, Высотино и Соловьево, в Ульяновской области — Богдашкино и поселок Октябрьский, в Волгограде все отправились в Старую Сарепту. Кроме Саратова участники фестиваля посетили Энгельс, который был в 1922—1941 годах столицей Республики немцев Поволжья.
Воспоминания о фестивалях тех лет разные. Некоторые рассказывают, как негативно реагировали местные жители на одетых в национальные костюмы участников фестиваля и доводили их до слез обидными высказываниями. Другие делятся впечатлениями от праздника общения с друзьями и единомышленниками. Третьи уже тогда спрашивали: «Как быть, если в коллективе нет немцев-профессионалов, а о его немецком происхождении напоминают лишь название и, в не самом плохом случае, имя руководителя?» Музыкальный этнограф Елена Шишкина-Фишер была на фестивале 1992 года еще в качестве зрителя, два года спустя она участвовала уже со своим коллективом и специальной немецкой программой: «В Волгограде в 1992 году многие коллективы производили странное впечатление: непонятно было, что на них надето, что у них за репертуар (было представлено всего два жанра музыкального фольклора: песни лирические и плясовые), коллективы не понимали смысла произносимых ими текстов. Выделялся только танцевальный ансамбль Юлии Антоновой-Гофман из Караганды и Немецкий театр, где играл Петр Варкентин. На актерах Немецкого театра были красивые немецкие костюмы, они говорили на прекрасном немецком языке, играли сценки, пели в разных жанрах».
В первом десятилетии нового, XXI века, прошло два крупных фестиваля — в Москве в 2000 году и в Саратове в 2004-м. Он был посвящен 240-й годовщине основания первых немецких поселений в Поволжье и органично вписался в мероприятия, проведенные в рамках Года Германии в России. Межрегиональные фестивали, прежде всего в Сибири, где проживает более 50% всех немцев России, стали ежегодным событием в культурной жизни российских немцев. Регулярно проводит Всероссийские молодежные фестивали немецкой культуры «Меж границ? Без границ!» Немецкое молодежное объединение. Нынешний всероссийский фестиваль, спустя шесть лет вновь проводимый в Поволжье, продолжит традиции, заложенные еще в конце 80-х годов Немецким театром. Яков Фишер и Петер Варкентин приедут в Ульяновск и смогут оценить, что было сделано за эти годы. Ведь фестивали — хороший повод собраться вместе и посмотреть, что сделано за определенный отчетный период, оценить уровень мастерства коллективов и проверить, как сказал Петр Варкентин, «состояние души народа».
Ольга Силантьева