Пилотный проект: взгляд изнутри


На этой неделе ожидается, что  Немецкое общество по техническому сотрудничеству (GTZ) завершит мониторинг пилотного проекта "Координация и организация  проектной деятельности сети центров встреч  российских немцев в Центральном и Уральском регионах Российской Федерации на основе самоорганизации российских немцев» и вынесет экспертную оценку процессу передачи компетенции от GTZ к МСНК в Центральном и Уральском регионах РФ. За завершением мониторинга должно последовать заключение финансовых договоров между МСНК и GTZ, которые позволят МСНК начать проектную работу 2009 года. В ожидании оценки "сверху" мы попросили руководителей МКС обоих регионов Александра Гриневальда и Олега Штралера дать оценку запущеному в 2008 году пилотному проекту.

Пилотный проект: взгляд изнутри

На этой неделе ожидается, что Немецкое общество по техническому сотрудничеству (GTZ) завершит мониторинг пилотного проекта "Координация и организация проектной деятельности сети центров встреч российских немцев в Центральном и Уральском регионах Российской Федерации на основе самоорганизации российских немцев» и вынесет экспертную оценку процессу передачи компетенции от GTZ к МСНК в Центральном и Уральском регионах Российской Федерации. За завершением мониторинга должно последовать заключение финансовых договоров между МСНК и GTZ, которые позволят МСНК начать проектную работу 2009 года. В ожидании оценки "сверху" мы попросили руководителей МКС обоих регионов - Александра Гриневальда и Олега Штралера дать оценку запущеному в 2008 году пилотному проекту.

Интервью с Александром Гриненвальдом, председателем Межрегионального координационного совета центров встреч российских немцев Центрального региона России, председателем Региональной немецкой национально-культурной автономии Тульской области
Александр Иванович, каковы цели пилотного проекта (ПП)?
Одна из основных целей ПП – это чтобы помощь Германии дошла до максимально большего количества российских немцев на местах, чтобы поддерживались не только крупные центры, а поддержка доходила и до мелких центров, чтобы российские немцы понимали, что о них помнят, что они нужны, чтобы они себя позиционировали с тем, что они российские немцы. Они сейчас получают право участвовать в тех проектах, которые проводят крупные центры, как, например, в лагерях, в «Поезде дружбы», молодежных проектах, в принципе, в любых проектах. То есть в них принимают участие не только те, кто их проводит и является официальным партнером, но и представители всех центров, которые действуют на территории нашего Межрегионального координационного совета (МКС).
Насколько в рамках пилотного проекта была отработана система самоорганизации российских немцев?
У нас идет очень активно процесс построения самоорганизации российских немцев. Самоорганизация должна строиться снизу вверх. То есть местные центры должны объединяться в один региональный центр, региональные центры объединяются в МКС, а МКС должны объединяться в какую-то федеральную структуру. Поскольку на данный момент единственно работающей структурой является структура МСНК, то все МСК объединились в МСНК. МСНК в связи с этим внес изменения в свой устав. То есть МСНК является сегодня головной организацией для самоорганизации российских немцев. Если в дальнейшем будет общефедеральная структура, то, возможно, она возьмет на себя эти функции. Но на данный момент альтернативы МСНК нет. Важно, чтобы самоорганизация подкреплялась также финансовой и управленческой деятельностью, а не ограничивалась общественными функциями. Процесс должен идти комплексно. Финансовые потоки должны идти также через эту самоорганизацию, иначе она захлебнется или будет задушена теми, через кого эти финансовые потоки будут идти. Мы ведем речь о том, чтобы по этой цепочке, как проходит самоорганизация, финансирование шло только обратно – сверху вниз. То есть МВД Германии передает финансовые средства GTZ как посреднической организации – GTZ передает эти средства организации федеральной (сейчас это МСНК) и далее эти средства идут по цепочке: МКС – региональные центры – местные центры. GTZ должно оставить за собой функции контроля, мониторинга и оказания консультационной помощи. Особенно это касается консультаций в вопросах налогообложения Германии. Вот как мы видим в идеале схему самоорганизации российских немцев.
В прошлом году в рамках ПП была отработана система самоорганизации российских немцев, была отработана уникальная схема принятия решений – абсолютно демократичная, быстрая и учитывающая мнения всех членов МКС.
Рекомендовали бы Вы такую схему другим регионам?
Конечно. На форуме я видел заинтересованность других руководителей центров встреч, в их желании узнать, как действует эта схема.
Они не боятся, что если пилотный проект будет распространен на другие регионы РФ, то и другие регионы потеряют на этом в финансовом аспекте, как потерял Центральный регион, запустив ПП?
Есть некоторые структуры, которые их этим запугивают. Мы как раз и настаиваем в рамках пилотного проекта, чтобы финансирование было прозрачным. Чтобы было четко видно, сколько средств выделило германское правительство, сколько средств дошло до конечных грантополучателей и на какие проекты потратили деньги грантополучатели.
Что касается сокращения финансирования, то были на то объективные причины, как нам объяснило GTZ. Так сложилось, что в предыдущем (2007 году) в силу объективных обстоятельств средств было на регион выделено больше. В прошлом (2008 году) финансирования было меньше и оттого, чтобы были двойные управленческие затраты. Но эта незначительная сумма. Я надеюсь, что в этом году этого не произойдет. Мы надеемся на повышение финансирования, на то, чтобы оно было на достойном уровне. Это было обещано и руководством GTZ: оно заверило нас в том, что пересмотрит финансирования нашего региона. Вообще, согласно проведенному нами анализу, Центральный и Уральский регионы – самые обделенные. Мы называли цифры на заседании Межправкомиссии в Берлине. Возможно, они не точны. Если бы у нас были все данные, то мы бы могли оперировать точными цифрами и обсудить их с сотрудниками GTZ на встрече.
Считаете ли Вы, что цели пилотного проекта достигнуты?
Конечно, я считаю, что цели достигнуты. Одна из главных целей – это то, что мы средства стали использовать более эффективно, у нас улучшился менеджмент, улучшились отчеты (повысились требования к отчетности), которые сдаются вовремя. Мы стали проводить внутренний мониторинг реализации проекта. То есть не сверху нас проверяют, а мы сами друг друга проверяем. Мы совместно участвуем в реализации проектов, наши организации участвуют в реализации проекта другого центра встреч. Внутренний мониторинг порой более эффективен, чем мониторинг сверху. Так как мы сами принимаем решения, какие проекты поддерживать, то если проект в этом году был проведен плохо, в следующем году мы его проводить не будем: мы сами заблокируем его. Если проект просто плохо выполнен одним центром, то мы его передадим другому.
Как быть с проектами, в которых не участвуют российские немцы?
Сейчас мы уделяем большое внимание этнической составляющей проектов. Мы считаем, что если выделяются деньги немецких налогоплательщиков, то они должны использоваться в интересах именно российских немцев. Мы, конечно, допускаем, что для повышения имиджа центра, престижа российских немцев могут допускаться к участию в проекте граждане других национальностей. Но все равно основное использование средств – для российских немцев.
Вопросы задавала Ольга Силантьева
(устное интервью)
Интервью с Олегом Штралером, председателем Межрегионального координационного совета центров встреч российских немцев Урала, председателем Национально-культурной автономии российских немцев в Республике Коми
Олег Францевич, как вы понимали главную цель пилотного проекта, начиная его год назад?
Проявляя в 2007 году инициативу по проведению пилотного проекта, мы имели ввиду, что большинство центров встреч российских немцев уже приобрели достаточный опыт самостоятельной проектной деятельности, созданы структуры их самоорганизации в форме межрегиональных координационных советов. Поэтому главной целью проекта было создание возможностей для непосредственного, на демократической основе, участия ЦВ в реализации программ Германии и России по поддержке российских немцев.
Удалось ли её достичь?
В любом новом деле возникает немало препятствий, да и критики в наш адрес было достаточно много. Нам надо было добиться демократичного и одновременно эффективного управления как в планировании деятельности центров встреч на межрегиональном уровне, так и в их реализации. Мы не вмешиваемся в самостоятельную работу центров, но нам важна координация этой деятельности, эффективное использование имеющихся ресурсов. И я считаю, что в этом смысле мы достигли поставленной цели.
Оправдались ли Ваши ожидания от пилотного проекта?
Были и положительные результаты и разочарования. Среди руководителей центров были и такие, кто считал, что с пилотным проектом решатся многие проблемы центров, а этого не получилось. Я же считаю, что получилось главное, мы научились совместно работать, совместно решать, на реализацию каких неотложных задач направить ресурсы, искать новые источники и эффективно использовать имеющиеся. Ведь мы видим наши проблемы изнутри. Мы стали ближе друг к другу и ответственней, учимся самостоятельно управлять нашими делами в регионе, делимся опытом, обсуждаем очень широкий круг вопросов.
Что можно было бы сделать иначе, если смотреть год спустя и иметь возможность начать всё заново?
Нам-то уже нельзя начать всё заново, а вот наш опыт могут использовать остальные МКС, в ближайшее время возможно и они станут участниками такого проекта. Все участники проекта должны иметь максимум информации, только прозрачность и активное участие в работе всех членов МКС позволит доказать демократичность нашей деятельности. Мы ответственны за то, что делается сегодня для российских немцев.
Вопросы задавала Ольга Силантьева
(ответы на вопросы были даны письменно)

Рубрики: Региональная работа