"И мы, и власти ФРГ нацелены на то, чтобы сохранить сферу сотрудничества в пользу российских немцев в числе приоритетных" Интервью с замминистра регионального развития Максимом Травниковым   Накануне XV заседания Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, которое пройдет 10-11 июня в Омске, заместитель министра регионального развития РФ и сопредседатель Комиссии с российской стороны Максим Травников дал интервью для MDZ/МНГ. В беседе с Генрихом Мартенсом, президентом Федеральной национально-культурной автономии (ФНКА), были затронуты вопросы актуализации протокола Комиссии, приоритетов поддержки в пользу российских немцев и смены руководства в ФНКА.  

"И мы, и власти ФРГ нацелены на то, чтобы сохранить сферу сотрудничества в пользу российских немцев в числе приоритетных"

Накануне XV заседания Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, которое пройдет 10-11 июня в Омске, заместитель министра регионального развития РФ и сопредседатель Комиссии с российской стороны Максим Травников дал интервью для MDZ/МНГ. В беседе с Генрихом Мартенсом, президентом Федеральной национально-культурной автономии (ФНКА), были затронуты вопросы актуализации протокола Комиссии, приоритетов поддержки в пользу российских немцев и смены руководства в ФНКА.
На последнем заседании Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев, проходившем в октябре в Берлине, был поднят вопрос необходимости изменения правовой базы Межправкомиссии, актуализации протокола 1992 года. Что Вы подразумеваете под актуализацией протокола?
Мы намерены развивать потенциал взаимодействия между национальными общественными организациями российских немцев и объединениями наших соотечественников в Германии, сохранившими культурные и родственные связи со своей прежней родиной. В Берлине мы договорились с германской стороной, что будем постепенно двигаться в сторону расширения мандата Межправкомиссии. Я не уверен, что она будет заниматься экономическим сотрудничеством: важно, чтобы не дублировались уже существующие форматы торгово-экономического взаимодействия. Но вопросы образования, культуры, молодежной работы должны стать важнейшими направлениями сотрудничества обоих государств в этой сфере. Этнокультурные центры встреч российских немцев и группы Землячества могут реализовывать общие проекты в сфере издательской деятельности и информационной работы, например, совместные Интернет-проекты. В этом году была выдвинута и будет реализована интересная идея проведения совместных молодежных лагерей. Обозначенные приоритетные направления можно было бы прописать в обновленном протоколе, заложить правовую основу для фокусирования на них деятельности Комиссии в будущем. Я думаю также, что в новом договоре надо будет ответить на некоторые «старые» вопросы. В какой форме это сделать, еще предстоит подумать, но я полагаю, что такую форму найти можно. Думаю, что и германская сторона будет заинтересована в этом. В любом слечае, протокол в том виде, в котором он существует сейчас, не слишком соответствует современным реалиям.
Действительно, он давал ответы на те вопросы, которые стояли перед российскими немцами и правительствами России и Германии в 1992 году. Насколько мне известно, германская сторона в целом согласна с необходимостью изменить формат Межправкомиссии и подчеркнуть приоритетные направления сотрудничества – партнерства, молодежную и языковую работу. Вместе с тем, в новом протоколе должна быть преамбула, в которой говорится, что российские немцы как народ не полностью реабилитированы. Это могло бы служить основанием для продолжения поддержки федеральным правительством немецкого меньшинства в Российской Федерации. Как Вы относитесь к этому?
Я признателен германской стороне за то, что она открыта к диалогу на тему актуализации протокола 1992 года. Я думаю, наша работа скоро может перейти в практическую плоскость. Я понимаю заинтересованность сопредседателя Межправкомиссии доктора Бергнера в окончательном решении вопроса, связанного с реабилитацией. В то же время нам надо быть аккуратными с этим вопросом, потому что это касается не только российских немцев, но и других народов, в целом межнациональных взаимоотношений в Российской Федерации. Надо найти такие формулировки, которые позволят сохранить баланс в этих отношениях, которые не будут порождать двусмысленности и ложных толкований, но которые смогут позволить продолжить работу, направленную, в первую очередь, на сохранение этнокультурного потенциала развития российских немцев. Но не буду забегать вперед – это вопрос предстоящих переговоров с германской стороной.
Хочу отметить, что у нас с доктором Бергнером идет доверительный и качественный диалог. Для нас очень важно, что со стороны ФРГ никогда не ставилось под сомнение, что российские немцы должны прежде всего ощущать себя гражданами Российской Федерации, иметь гражданскую идентичность общую с другими народами, проживающими на территории России.
Почему местом проведения XV заседания Комиссии выбран Омск?
В Омской области накоплен большой опыт работы по Федеральной целевой программе (ФЦП) «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев», а также по реализации мероприятий в рамках соответствующих программ содействия Федерального правительства Германии. Мне кажется, что и членам Комиссии, и администрации области будет интересно провести диалог и обменять мнениями по программам помощи обоих правительств. Кроме того, на последнем заседании Комиссии глава Азовского немецкого национального района Омской области Бруно Генрихович Рейтер пригласил нас посетить район. Я хорошо помню его эмоциональное выступление в Берлине, и думаю, что нам стоит поехать на место и убедиться в том, что все совсем неплохо в немецком районе.
Что Вы ожидаете от предстоящего заседания Комиссии в Омске?
Мы обсудим вопросы реализации совместных проектов. Как мы и договаривались в Берлине, совместные проекты становятся одним из важнейших и перспективных направлений сотрудничества в интересах российских немцев. У нас уже есть наработки в этой области. Мы также «сверим часы» по вопросам финансирования мероприятий. Хочу отметить - в этом году, несмотря на определенные финансовые сложности, мы планируем потратить на этнокультурные мероприятия даже немного больше, чем было потрачено в прошлом году. Насколько мне известно, и германская сторона, несмотря ни на что, не планирует значительного сокращения объемов финансирования. Мне кажется, это подтверждает еще раз, что и мы, и власти ФРГ нацелены на то, чтобы сохранить эту сферу сотрудничества в числе приоритетных.
В конце октября этого года мы проводим очередной форум центров встреч. Доктор Бергнер уже дал предварительное согласие в нем участвовать. Надеюсь, Вы тоже примете участие в мероприятии. Думаю, что во время этого форума Вы могли бы провести переговоры уже в менее официальном формате, чем в том, который предполагает Межправкомиссия. Это будет через месяц после выборов в Германии, и тогда уже будет ясен политический расклад.
Большое спасибо за это предложение. Я думаю, что нам надо использовать любые возможности для поддержания контактов. Честно скажу, я не хочу на этом этапе подробно обсуждать тему актуализации протокола на заседании Комиссии, потому что у нее другие задачи. Комиссия должна обсуждать проблемы российских немцев, а не готовить юридические тексты. Состав комиссии – тому подтверждение. Я думаю, что эту работу должны вести эксперты соответствующих министерств и ведомств двух стран. А вот результаты этой работы можно будет, наверное, потом представить Комиссии.
Как вы оцениваете результаты первого года реализации ФЦП?
В целом, я оцениваю их позитивно, потому что по итогам 2008 года было профинансировано 46 этнокультурных проектов на общую сумму почти 35 миллионов рублей. Были практически полностью освоены средства, предназначенные на капиталовложения в места компактного проживания российских немцев: было выделено 300 миллионов, а фактически освоено 295 миллионов рублей. В связи с изменением порядка финансирования высказывалось много опасений относительно судьбы незавершенных объектов, строительство которых было начато ранее. В этом году достигнуто понимание, что в первую очередь будет осуществляться завершение строительства именно таких объектов. Вопросы финансирования строительства новых объектов будут рассмотрены на более позднем этапе. Таким образом, мы отреагировали на озабоченность, высказанную представителями ряда регионов.
На этот год на этнокультурное развитие российских немцев запланировано около 36 миллионов рублей. Эти деньги уже распределены на 38 мероприятий, в том числе на ряд совместных российско-германских проектов, договоренность о поддержке которых, была достигнута на прошлой сессии комиссии в Берлине и в рамках деятельности рабочей группы по подготовке очередного заседания Межправительственной комиссии.
Будут ли меняться приоритеты при отборе проектов, направленных на этнокультурное развитие российских немцев?
В будущем подавляющее большинство проектов должно быть совместным. Нам нужно сближать цели, и тогда будет действительно понятно, что эта работа носит совместный российско-германский характер. Кроме того, в перспективе большую часть средств надо будет выделять на этнокультурное направление. Конечно, есть нерешенные проблемы в местах компактного проживания немецкого населения, но они должны решаться, прежде всего, в рамках проектов социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации.
Сразу после подписания ФЦП стало известно, что будут внесены изменения в ту часть программы, которая касается объектов капитального строительства. На сегодняшний день претендовать на деньги в рамках ФЦП имеют право только два немецких национальных района и сельские администрации Ульяновской, Самарской и Саратовской областей. Если же будет утверждена реструктурированная программа, то участвовать в ней смогут 23 субъекта Российской Федерации, численность немцев в которых превышает 1 процент от общей численности немцев в Российской Федерации (по переписи 2002 года - ок. 600 тысяч российских немцев). Завершен ли процесс реструктуризации или же необходимость в нем отпала?
Да, такие изменения были подготовлены. Они представлялись нам более справедливыми с точки зрения охвата большинства имеющихся в России мест компактного проживания российских немцев. Однако мировой финансовый кризис внес свои коррективы. Поэтому в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации мы сосредоточились на завершении строительства тех объектов, которые еще не завершены, отложив, по крайней мере, до следующего года концептуальные изменения в программу. При этом объемы финансирования подверглись некоторой корректировке. Тем не менее, хочу подчеркнуть - предусмотренные федеральной целевой программой на 2009 год объемы финансирования новых объектов не пропали. Они перенесены на 2012 год. Таким образом, общий пятилетний объем финансирования программы не изменился.
Корректировка программы коснулась и механизма распределения средств. Регионы получат большую свободу в определении объектов финансирования, но будут более жестко контролироваться на предмет достижения показателей эффективности программы.
Мы согласны с реструктуризацией программы, которая подразумевает увеличение объема поддержки этнокультурных проектов и предоставление права регионам самим решать, какие проекты и в рамках каких отраслевых или региональных программ должны быть реализованы.
В этом году шесть совместных проектов, о которых мы говорим сейчас, – это проекты федерального значения. Мы поставили задачу перед Межрегиональными координационными советами (МКС), перед региональными национально-культурными автономиями, с 2010 года подготовить и начать реализовывать совместные региональные проекты. Мы хотим привлечь к участию в проектах региональные администрации, для того, чтобы администрации были заинтересованы в таких программах. Таким образом, они будут заинтересованы и в поддержке структур, осуществляющих эти проекты.
Нам кажется это очень важным. Многие интересные проекты реализуются как раз в субъектах Российской Федерации. На местах реальные потребности зачастую видны лучше, чем из Москвы. Залогом такой успешной работы должно быть взаимодействие региональных общественных организаций с властями субъектов. И если такое сотрудничество будет эффективным, то субъекты Российской Федерации будут увеличивать оказываемую поддержку.
За последние несколько лет произошли значительные изменения в самоорганизации российских немцев. 31 марта 1989 года закончилась учредительная конференция первой всесоюзной организации российских немцев «Возрождение», а уже в первых числах апреля началась внутриусобная борьба в общественном движении. Двадцать лет спустя, 5 апреля 2009 года был проведен внеочередной съезд ФНКА, который фактически положил конец междоусобице. В последние годы мы начали выстраивать систему самоорганизации российских немцев. Не везде процесс идет так, как нам бы хотелось, но в ряде регионов МКС превратились действительно в сильные демократические органы, в частности в Центральном и Северноуральском регионе. Мы стремимся к тому, чтобы в общественных структурах выборность была снизу вверх, чтобы обсуждение актуальных проблем происходило коллегиально, а решения принимались легитимными органам демократично и прозрачно. Мы стремимся, чтобы российские немцы на федеральном уровне говорили одним голосом. Не для того, чтобы кого-то этим голосом напугать, а для того, чтобы не повторялось ситуаций, когда мы приходим в госорганы и говорим, что нам нужна поддержка в этнокультурной сфере, а потом приходят наши коллеги и говорят: «Нет, нам этнокультурная сфера не нужна, нам нужна Республика». Естественно, нам говорят: «Идите, разберитесь, что вам нужно, потом приходите». Как Вы оцениваете те изменения, которые произошли в Федеральной национально-культурной автономии?
Мы приветствуем шаги, направленные на нормализацию отношений в среде общественных организаций российских немцев. Не буду скрывать, что последние годы нас очень беспокоила сложившаяся ситуация. Мы предпринимали определенные усилия для того, чтобы содействовать налаживанию диалога между разными силами в общественном движении российских немцев, но должен признать, что эти усилия до недавнего времени видимых результатов не приносили. Поэтому теперь, когда есть определенная надежда на то, что российские немцы будут выступать консолидировано, координируя и согласовывая позиции различных общественных объединений, мы можем это только приветствовать. Я думаю, это послужит в первую очередь интересам самих российских немцев. Нам же, как Министерству, отвечающему за вопросы межнациональных отношений и этнокультурное развитие, чрезвычайно важно иметь надежного и серьезного партнера в лице Федеральной национально-культурной автономии.
Пользуясь случаем, искренне поздравляю Вас, Генрих Генрихович с избранием на должность президента ФНКА. Надеюсь, что обновлённая ФНКА российских немцев станет важным фактором консолидации немецкого меньшинства, ответственным и конструктивным партнёром государства в решении этнокультурных проблем немецкого населения страны. Мы видим в ФНКА также консультанта по наиболее актуальным проблемам, связанным с этнокультурным развитием российских немцев.
Спасибо, Максим Александрович, за поздравление и содержательное интервью.

Рубрики: