23 января на имя уполномоченного по делам переселенцев и национальных меньшинств пришло письмо на бланке ФНКА, подписанное Виктором Баумгертнером. В нем председатель ФНКА информирует г-на Бергнера о том, что месяцем ранее, 19-20 декабря, «состоялось специальное заседание Совета ФНКА, посвященное проблеме ее единства и сотрудничества в рамках всего общественного движения российских немцев». Правда, о том, что в «заседании» Совета участвовало всего 14 его членов из 47, а пришедший на него председатель контрольно-ревизионной комиссии ФНКА Александр Гриненвальд был выставлен за дверь, автор умолчал.
Я Вам пишу…
- Письмо президента ФНКА Виктора Баумгертнера на имя уполномоченного по делам переселенцев и национальных меньшинств д-ра Кристофа Бергнера.
- Комментарий Олега Штралера, председателя ННКА Республики Коми, по поводу заседания Совета ФНКА 19-20 декабря 2007г.
- Комментарий Александра Гриненвальда, председателя контрольно-ревизионной комиссии ФНКА, по поводу заседания Совета ФНКА РН 19.12.2007 г.
- Обращение Федерального Координационного Совета общественного движения российских немцев.
- План работы Федеральной национально-культурной автономии российских немцев на 2008 год.
- Cписок членов Совета ФНК (присутствовавших на заседании Совета ФНКА 19 декабря 2007г. пан. Дружба, Московской области).
- Постановление Совета Федеральной НКА российских немцев.
23 января на имя уполномоченного по делам переселенцев и национальных меньшинств пришло письмо на бланке ФНКА, подписанное Виктором Баумгертнером. В нем председатель ФНКА информирует г-на Бергнера о том, что месяцем ранее, 19-20 декабря, «состоялось специальное заседание Совета ФНКА, посвященное проблеме ее единства и сотрудничества в рамках всего общественного движения российских немцев». Правда, о том, что в «заседании» Совета участвовало всего 14 его членов из 47, а пришедший на него председатель контрольно-ревизионной комиссии ФНКА Александр Гриненвальд был выставлен за дверь, автор умолчал.
Итак, о нарушениях устава, в котором сказано, что члены КРК могут присутствовать на заседании Совета и Президиума ФНКА РН с правом совещательного голоса (ст. 6.7.5) в письме к д-ру Бергнеру ничего сказано не было. А также и о том, что отсутствие как минимум половины состава Совета тем самым лишило его легитимности. И про то, что «с целью выявления и устранения причин выражения недоверия руководству ФРНК РН и предотвращения организационного раскола в среде региональных НКА» на «специальном заседании Совета (правда, в самом постановлении это заседание Совета «специальным» названо не было) было решено провести рабочие встречи с руководителями региональных НКА и филиалов ФНКА РН, входящих в оппозиционную ФНКА РН группу», в письме к уполномоченному тоже не рассказывалось. Таким мелким деталям, видимо, не место там, где речь идет о «высокой и благородной цели», о которой неустанно говорит господин Баумгертнер. Тогда как общество за 20 лет значительно продвинулось вперед, группа людей, численностью, очевидно, не более 14, продолжает жить воззрениями недалекого прошлого.
Об этих воззрениях и напоминает Баумгертнер в письме к Бергнеру. Мимоходом он подвергает критике всю 20-летнюю деятельность Уполномоченных федерального правительства, правительства Германии в целом, как, впрочем, и правительства России. «Нежелание руководства российского государства реабилитировать народ, — говорится в тексте письма, — несмотря на наличие предпосылок и необходимой правовой базы, привело к тому, что общественные организации вынуждены были, в основном при грантовой поддержке с германской стороны, проводить проектные мероприятия в сфере культуры и образования практически на общественных началах». Не противопоставляя «грантовую поддержку» «общественным началам», Баумгертнер подводит итог многолетней помощи правительств двух стран, направленной на возрождение и развитие культуры и этноса российских немцев: «За счет бюджетных средств России и Германии ими [т.е. МСНК, хотя непонятно почему во множественном числе, — прим. О.С.]ежегодно проводятся семинары, помпезные мероприятия, форумы и съезды, которые ничего не дают в решении проблемы российских немцев. В итоге пятнадцатилетней деятельности российские немцы потеряли даже то, что имели до 1991 года».
Пусть участники последнего форума центров встреч, недовольные условиями проживания и занимающиеся по 60 человек в помещениях РНД, где рабочие места рассчитаны на 20 человек, обратят внимание на слово «помпезные». Пусть все, кто работает на благо российских немцев, проводит фестивали немецкой культуры, обучает и дает знания российским немцам и языка, и культуры, и истории народа, дает им дополнительное образование, — пусть все они обратят внимание на то, что вся их деятельность «ничего не дает в решении проблем российских немцев». Ведь они «потеряли за 15 лет даже то, что имели до 1991 года». Правительства и налогоплательщики двух стран зря тратили 15 лет бюджетные деньги, — таков, видимо, подтекст письма.
Раскритиковав «навязываемую проектную деятельность», к которой скатилось общественное движение, «отодвинув благородные цели на второй план», Виктор Баумгертнер далее высказывает свое искреннее удивление. Он не может «найти ответа на вопрос, почему в реализации проектов в сфере культуры и образования со стороны российских чиновников и германской посреднической организации GTZ предпочтение отдается международной общественной организации АОО «МСНК». Самому претендуя на «предпочтение» и не получая его, ему не остается ничего иного как писать, что GTZ «без предварительного согласования с Федеральной НКА», поддерживая проекты в сфере культуры и образования, «создает конкурентную среду и не способствует консолидации общественности».
Несмотря на то, что проектная деятельность несопоставима с высокими целями, авторы письма не раз говорят, что претендуют на нее. Так, они «с удовлетворением информируют» Уполномоченного, что «принято положительное решение о поддержке национально-культурных автономий». Речь, очевидно, идет о 250 миллионах рублей, которые российское правительство выделило на проектную деятельность всех НКА страны. То есть НКА, претендующие на какую-то долю из общей сумму, могут участвовать в конкурсе заявок на проекты. Если заявки будут утверждены, тогда организации могут эти проекты проводить, отчитываться, а потом получать деньги. Механизм для тех, кто уже давно работает по этой схеме, хорошо знаком. Конечно, он знаком только тем, кто по ней уже проводил проекты.
«Ситуация усугубляется и тем, что поддерживаемая и поощряемая германской стороной инициатива по созданию межрегиональных Советов центров немецкой культуры при верховенстве в этой сфере международной общественной организации АОО «МСНК», прямо направлена против реализации законных и уставных прав Федеральной НКА», - говорится в заключительной части письма. Какие именно права ФНКА нарушаются и где в уставе сказано, что работа других общественных объединений российских немцев в демократическом обществе препятствует деятельности ФНКА, однако, не указывается.
«В сложившейся ситуации мы вынуждены заявить, что принятые германской стороной меры по передаче большей ответственности российским немцам от структурных подразделений GTZ координационным Советам центров немецкой культуры под общим руководством международной организации АОО «МСНК» вступают в противоречие с Законом РФ «О национально-культурных автономиях», препятствуют реализации уставных прав Федеральной НКА и создают условия для очередного раскола всего общественного движения».
Смысл этого заявления в конце письма, выделенного жирным шрифтом, понимать, видимо, надо так.
Г-н Бергнер, Вы говорили, что «создание межрегиональных советов смягчит остроту конфликта между федеральными объединениями» и приводили в пример принимающего активное участие в работе ФНКА председателя ННКА Республики Коми Олега Штралера, который является одновременно заместителем председателя Международного союза немецкой культуры. «То есть на региональном уровне есть множество примеров объединительных тенденций. В принципе, между членскими организациями МСНК и национально-культурными автономиями нет противоречий, поэтому сейчас лучше исходить из того, что противоречия могут быть легко преодолены и на ином уровне, нежели ждать, пока верхушка придет к идее сотрудничества. Уже с этой точки зрения межрегиональные советы центров встреч играют положительную роль». Так вот, г-н Уполномоченный по делам переселенцев и национальных меньшинств, Вы были неправы, как и активисты сотен центров встреч, в том числе и десятков НКА, проголосовавших за образование межрегиональных советов центров встреч и за осуществление конкретной работы. «С уважением, Президент В.Ф. Баумгертнер».
Ольга Силантьева